Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как Тарас Шевченко стал «меньшим братом» Василя Симоненко

Памятники поэтов оказались почти идентичными
22 марта, 2012 - 12:12
ВАСИЛЬ СИМОНЕНКО В ЧЕРКАССАХ...И ТАРАС ШЕВЧЕНКО В НОВОМИРГОРОДЕ КИРОВОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: НАЙДИТЕ 10 ОТЛИЧИЙ / ФОТО АЛЕКСАНДРА СОЛОНЦА, ФОТО С САЙТА WIKIOEDIA.ORG

В Черкассах обсуждают поразительное сходство двух памятников — Василю Симоненко в Черкассах и Тарасу Шевченко в городе Новомиргороде Кировоградской области. Невзирая на то, что обе скульптуры появились еще в 2010 году, информация об их сходстве сегодня поразила черкасщан.

Дело в том, что автором памятников является черкасский скульптор Владислав Димйон. Скульптуру Симоненко ему заказал городской председатель Черкасс Сергей Одарич. И как раз в то время, когда художник над ней работал, к нему обратились жители Новомиргорода с просьбой помочь установить памятник молодому Тарасу Шевченко. Таким образом, в июне 2010 года появилась скульптура Тараса Шевченко, а через несколько месяцев — в ноябре — в Черкассах открыли памятник Василю Симоненко. Фигуры обоих поэтов, композиция, динамика — все слишком уж похоже. Художники — словно близнецы, они одинаково держат руку на груди, у каждого из них сзади символическое крыло... Впрочем, Владислав Димйон не понимает, почему факт схожести вызвал такую бурную реакцию.

«Сначала памятник Симоненко был выполнен как эскиз, как эскизная модель. А памятник Шевченко упрощенный, не такой, как памятник Василю Симоненко. Разница большая. Просто у Шевченко есть динамика полей, степей, дороги. А у Симоненко — выразительное крыло. Одежда, детали — все разное. Кроме того, в Новомиргороде памятник из бетона, а в Черкассах — из бронзы», — говорит «Дню» скульптор. На наш вопрос, сообщал ли он заказчикам, что делает похожий памятник в Новормиргороде, говорит, что не сообщал, так как «не счел нужным рассказывать о таких мелочах».

«Ко мне не может быть никаких претензий, я не подписывал никаких договоров о том, что памятник должен быть уникальным. Я просто ради молодого Шевченко согласился. На то, чтобы изменять композицию, не было времени. Пошел навстречу заказчикам, немного изменил. Но преимущество за памятником Василю Симоненко. В Новомиргороде просто недорогой, небольшой, из бетона. Он меньший брат — похожий, но совершенно не идентичный Симоненко», — убеждает Владислав Димйон и добавляет, что здесь и речи нет о плагиате.

Между тем в Черкассах убеждены, что подобная ситуация с памятником показательна. Бездеятельность властей и безразличие общества к личности Симоненко кое-кто очень удобно объясняет так называемой мистикой. Мол, это все потому, что у Василя Симоненко есть стихотворение «Проклятие», где он проклинает Бога и всех святых. Потому поэту так и не везет — самая маленькая улица Черкасс названа его именем, а о памятниках и говорить не приходится. Еще с 1989 года начали сбор средств на установление монумента. Затем, в 2006 году, именно в канун очередных выборов, тогдашний мер Черкасс Анатолий Волошин показушно открыл памятник Симоненко, но скульптура из гипса была настолько ужасной, что интеллигенция города выступила против такого надругательства над поэтом и памятник спустя некоторое время просто снесли.

КОММЕНТАРИИ

Сергей ОДАРИЧ, городской голова Черкасс:

— Это, мягко говоря, неэтично. Действительно обидно, что такое произошло. Впервые с таким сталкиваюсь. Ситуация, когда плагиат осуществлен владельцем идеи, для меня непонятна. В соглашениях, которые мы заключали с паном Димйоном, не шла речь об использовании такой идеи или такого решения в других проектах, мы этого не оговаривали. Поэтому мне даже трудно понять, имеет ли право автор на что-либо подобное. Памятники существенно отличаются, но общее сходство очевидно.

Валентина КОВАЛЕНКО, председатель Черкасской областной организации Союза писателей Украины:

— Настоящий мастер должен быть оригинальным. Собственно, этой оригинальности мы в памятнике и так не увидели. Печально, что все всегда много обещают, а уже когда сделано дело, то радуемся хотя бы тому, что есть. Уподобление, если говорить о творчестве Симоненко, которое очень глубинно, архетипно по символике где-то продолжает традиции Шевченко, это хорошо. Но ни в коем разе — в случае с памятником. Здесь должно быть лицо каждого поэта, лицо действительно индивидуальное. Для меня памятник оригинальный — это тот, который стоит на могиле поэта. Пока я не видела ничего другого, что бы подчеркивало и раскрывало образ поэта.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ