Как сказал вице-президент Ассоциации городов Украины Мирослав Питцик, одна из целей такого семинара — наработать материалы для составления отдельной программы для правительства в деле развития муниципального управления и обеспечения населения городов высококачественными услугами. В рекомендациях для правительства — вся суть отношений городских коммун с центральной властью. Совет Европы рассматривает самостоятельность городов как основу демократической стабильности в государстве. У нас же, где общество издавна строилось по вертикали и ранжиру, говорить о городском самоуправлении в полном объеме, по крайней мере, рано. Но в Европе к принципу самоуправления пришли в ходе столетней борьбы городов с центральной властью. Теперь же говорить об антифеодальных восстаниях городов смешно, а бороться против центра временами и опасно (в Кировограде, например, попробовали). Остается ждать мудрости центральной власти. И действительно, в октябре нынешнего года Президент Украины издал указ об ускорении реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Главный смысл его в том, чтобы жители городов поскорее стали получать высококачественные коммунальные услуги. Как сообщил заместитель председателя Госкомитета по строительству, архитектуре и жилищной политике Григорий Семчук, для реализации этого указа рабочей группе, возглавляемой вице-премьером Сергеем Тигипко, необходимо подготовить проекты более 30 нормативных документов, причем основную массу — в начале будущего года...
Но реалии таковы, что сегодня наши города совершенно свободны в выборе, скажем, собственного флага, но, увы, совершенно несвободны в собственном бюджете. Всегда богатый Харьков и тот стал дотационным городом. Как пример — международный семинар здесь проходил именно в те дни, когда в жилых кварталах отключали электроэнергию по два раза в сутки, горожане выстраивались в очереди возле булочных, а все вместе харьковчане могли свободно скользить и падать на обледеневших тротуарах. Были бы у города деньги — был бы и песок для присыпки.
Оказывается, через бюджетные дефициты прошли все коммуны. Представитель секретариата муниципалитетов Бельгии Доменик Лоран рассказал, что еще десять лет назад города его страны испытывали страшный дефицит. Говорили о бюджетной катастрофе. Это вынудило власти пойти на непопулярные меры — сократить расходные части городских бюджетов. Над бельгийскими горсоветами висела страшная угроза: если дефицит оставался, центральная власть начинала напрямую управлять этими городами...
А городской голова Харькова Михаил Пилипчук рассказал о таком курьезе. В конце октября, когда погода каждый день преподносила сюрпризы, в Днепропетровске и Запорожье от обледенения порвало много контактных проводов на трамвайных линиях. Для исправления ситуации Кабмин выделил городам по 1,5 миллиона гривен из резервного фонда. Точно такая же угроза висела и над Харьковом, но руководство приняло решение бороться с непогодой. Трамваи выгоняли на линии. Они еле ползали, освещая улицы синим светом электрических дуг — но своими пантографами сбивали лед с проводов. Ни одного обрыва! И ни одной гривни Горэлектротрансу из резервного фонда, хотя государство должно этой организации более 50 миллионов за провоз пассажиров льготного контингента. Стоило горисполкому и транспортникам бороться с природой?
Этот курьез показывает степень зависимости самоуправления от большой политики. А большая политика — это деньги. Бедные не бывают независимыми. Харьковский горисполком кое-что позаимствовал из опыта города-побратима Нюрнберга. В частности, сказал Михаил Пилипчук, по немецкому примеру сокращено количество заместителей городского головы и количество отделов. Однако в Нюрнберге есть и более значимый опыт. Совершенно убыточный метрополитен и трамвай там объединен в один концерн с высокорентабельными энергетическими предприятиями. Все это принадлежит городу. Убытки транспортников перекрываются прибылями тех, кто производит и передает электроэнергию, обогревает дома. В результате концерн «EVAG» берет из городского бюджета очень немного.
Это и есть экономическая основа муниципального самоуправления. У них. Но представить, что «Харьковэнерго» или, к примеру, ТЭЦ-5 будут переданы в собственность городу, можно только во сне, да и то разве что под Рождество.
Финансовые вопросы не были основной темой этого семинара. Говорили об управлении коммунальными услугами, об энерго- и водоснабжении, отопительных системах, о строительстве дорог и муниципальном транспорте, о переработке мусора. Но так или иначе эта тема присутствовала постоянно. Как выразился Мирослав Питцик, тема инвестиций — самая актуальная. Уже три или четыре года Ассоциация городов ведет переговоры с Мировым банком о специальном кредите для городов. Сложность переговоров состоит в том, что Мировой банк требует правительственные гарантии по возврату кредитов и одновременно — что они будут использованы по назначению. Теперь механизм найден: создается специальный государственный фонд, который будет обслуживать только этот участок. После привлечения в фонд средств Мирового банка по проекту «Муниципальное финансирование» (около $200 млн.) его участником должен стать и частный капитал, ибо рейтинг этой организации очень высок. Господин Питцик выразил уверенность в том, что проект фонда городов вскоре будет передан на рассмотрение парламентом. «Были бы деньги — не было бы проблем», — подытожил заместитель председателя правительственной комиссии по финансированию жизнеобеспечения городов Григорий Семчук. В число возможных доноров входит и Европейский банк реконструкции и развития, причем переговоры с ним продвинулись дальше. Городское хозяйство Украины становится привлекательным для зарубежных инвесторов. Интерес проявляют чешский и польский капиталы. Но это все — кредиты, которые нужно будет отдавать. В задачи муниципального управления все значимее входит одна из самых мелких ранее проблем: как зарабатывать деньги, оказывая жителям все более качественные услуги.
КСТАТИ
В критическом состоянии находится сфера коммунальных услуг на Ровенщине, сообщает корреспондент «Дня» Владимир КОНЕВ. В двенадцать раз уменьшился за последние годы объЮм средств на капитальные ремонты жилых домов. В среднем по области изношенность объектов коммунальной собственности составляет 50%, причЮм значительная их часть уже давно отработала свой амортизационный срок. Причиной столь плачевного состояния коммунальной сферы, по мнению специалистов, является кризис неплатежей. На сегодня долги за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в Ровенской области составили 158 млн. грн. Это, в свою очередь, не только не даЮт возможности коммунальщикам нормально трудиться, но и ставит всю отрасль в критическое положение. Только долги коммунальной сферы Ровенщины за использованные энергоносители достигли 105 млн. грн., а задолженность по заработной плате составила восемь месячных фондов оплаты труда.
Безболезненного выхода из этого замкнутого круга неплатежей, похоже, нет. Коммунальщики всЮ настойчивее говорят о том, что население должно в полном объЮме платить за коммунальные услуги, а квартиросъемщики утверждают, что при нынешнем уровне доходов большинства населения — это вряд ли осуществимо. Пока идут споры, коммунальная собственность на Ровенщине ветшает буквально на глазах, и для еЮ нормальной эксплуатации необходимо всЮ больше средств.