В минувшие выходные в Киеве прошел конкурс «Мини-мисс и Мини-мистер Украины 2005». Все участники получили титулы. По награждении лауреатов состоялся гала-концерт. Победителями в младшей группе стали София Гречан (Полтава) и Владислав Крючков (Львов), в средней — Владислава Шпонько (Днепропетровск) и Андрей Андрусив (Никополь), в старшей — Ольга Сербалюк (Каменец-Подольский) и Эмир Гонбаров (Одесса). Дети соревновались в приветствии, в национальных костюмах, талантах — хореографии или вокале, в копировании эстрадной звезды и авангардном костюме. Внешние данные участников, как утверждают организаторы конкурса, никакого значения не имели.
Если же говорить не об этом конкретном конкурсе, а о детских конкурсах вообще, то участие в них может быть опасно для детской психики. Во-первых, конечно, не лучшим образом влияет на ребенка сильное волнение. И особенно страх не оправдать надежд родителей. Ведь чаще всего именно взрослые решают, участвовать их ребенку в конкурсе красоты или нет. «Ребенку может начать казаться, что от его победы или поражения зависит родительская любовь, — рассказывает психолог Ирина Жданова. — Представляете, какой стресс для него — петь и танцевать, пытаясь заработать любовь родителей». Со страхом победы или поражения, правда, можно весьма успешно бороться. Так, например, в уже упомянутом в начале текста конкурсе титулы получили все без исключения участники. Таким образом, ощущение победы осталось у всех детей. А вот с родительскими амбициями бороться зачастую сложнее. Опаснее всего родители, которые пытаются воплотить в жизнь собственные нереализованные мечты. Например, мама в свое время не стала королевой и теперь требует этого от дочери. По наблюдению одного журналиста, после конкурса «Маленькая мисс мира- 2000», который проводился в Скадовске, мамы победительниц пытались примерить их призы (например, норковые шубы).
Получение красивого титула может вызвать у ребенка «звездную болезнь». Красивых детей родные боготворят обычно и вне конкурсов, но победа может обострить детское самолюбие до крайнего предела. «В детских конкурсах красоты очень много минусов и очень много опасного. И если уже такие мероприятия проводятся, то они должны обязательно контролироваться профессиональными психологами и педагогами, — отмечает доктор психологических наук, профессор КНУ им. Т. Шевченко Наталья Максимова. — Ребенка можно правильно подготовить и к первому месту, и к последнему, но сделать это под силу только профессионалу».
Отдельная история — взяточничество на конкурсах как детской, так и взрослой красоты. «Муж моей подруги заплатил кругленькую сумму за победу их дочери в одном из региональных конкурсов красоты, — рассказывает Ирина Жданова. — Тут все уже давно сведено не к оценке талантов детей, а к оценке благосостояния их родителей». А Наталья Максимова лично слышала, как после одного из конкурсов родители вместе с детьми обсуждали нечестное судейство и предполагали, кто кому и сколько дал «на лапу», чтобы победила настолько серая и незаметная девочка. Возможно, знакомство ребенка с коррупцией следовало бы отложить на более психически безопасный период жизни...
Впрочем, несмотря на все возможные опасности, детские конкурсы красоты проводятся и будут проводится. Сегодня это модно. И глубинного смысла в таких мероприятиях никто не ищет. Дети копируют взрослых — им это свойственно. А взрослые с удовольствием видят в своих потомках себя.