Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как заработать 4 миллиарда

Туризм — один из основных источников дохода Чехии. А у нас?
28 февраля, 2005 - 20:49
ЕЖЕГОДНО ПОЛЮБОВАТЬСЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ ОКУТАННОЙ ЛЕГЕНДАМИ ПРАГИ ПРИЕЗЖАЮТ 10 МИЛЛИОНОВ ТУРИСТОВ / ЗНАМЕНИТЫЙ ПРАЖСКИЙ ГРАД. СМЕНА КАРАУЛА — ОДНО ИЗ САМЫХ ЛЮБИМЫХ ЗРЕЛИЩ ТУРИСТОВ УВИДЕТЬ И УСЛЫШАТЬ УКРАИНУ МОЖНО БЫЛО НЕ ТОЛЬКО В ВЫСТАВОЧНОМ ПАВИЛЬОНЕ. ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ, ЧТО ЭТИ КАЗАКИ ПРИВЛЕКУТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ К НАШЕМУ СТЕНДУ

Люди знающие утверждают, что, повидав этот город, можно дальше по Европе не путешествовать — такое обилие памятников и соборов все равно вряд ли где встретишь. Здесь каждый житель считает своим долгом выпить в год не менее 160 литров пива, притом обязательно в компании и обязательно — глядя собеседнику в глаза. А еще, встретив готового внимать туриста, — рассказать с полсотни самых что ни на есть захватывающих легенд.

Разумеется, речь идет о Праге. Недавно в рамках пресс-тура, организованного Национальной туристической организацией (НТО), ее посетили украинские журналисты. Цель визита — авторитетная выставка «Holiday World», на которой наша страна впервые выступила официальным партнером. Забегая наперед, стоит сказать, что для Украины выставка обернулась настоящим триумфом. Из 47 восточноевропейских стран, решивших продемонстрировать свои туристические возможности, лучшими признали именно нас. И руководителю НТО Виктору Безверхому был вручен гран-при «Holiday World» за лучший стенд и удачную презентацию.

В КАЧЕСТВЕ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ — КАМПАНИЯ ПРЕЗИДЕНТСКАЯ

К ней же, судя по всему, готовились не один день. Во всяком случае, как любят говорить рекламисты, были использованы все возможные методы воздействия. Для начала стандартные — раздача рекламных буклетов и показ видеоматериалов с подробной аргументацией: почему именно нужно отдыхать в Украине. Затем была, так сказать, презентация национального колорита. Возле лотков с писанками, оформленными в красно-черных тонах, и украшениями из бисера все три выставочных дня толпились посетители. Не говоря уже об оберегах, значение и историю которых долго и обстоятельно рассказывали девушки в национальных костюмах. Был даже аттракцион. Киевский гончар Иван Панков предлагал всем желающим облачиться в соломенный головной убор, а также вышиванку, и при помощи круга вылепить что-либо самостоятельно. Как правило, это были традиционные глечики и небольшие подсвечники. «Гвоздь» же рекламной кампании Украины оказался, мягко говоря, неоднозначным — им стала недавняя кампания президентская. Оранжевый стенд, оранжевые воздушные шарики, знаменитый восклицательный знак на фоне подковы... Более того, работающим на выставке иностранным туроператорам предлагалось также ознакомиться с подробностями предвыборной программы нынешнего Президента. Вплоть до задачи создать пять миллионов рабочих мест и сократить срок службы в армии. Организаторы украинского стенда сей неординарный шаг объяснили просто: последние события прорекламировали Украину намного лучше, чем целенаправленная туристическая политика. Имеются даже цифры. По словам главы Гостурадминистрации Валерия Цыбуха, оранжевая революция сэкономила рекламному туристическому бюджету 1 миллиард гривен.

Вполне вероятно, удалось сэкономить и на том, что Украина выступила официальным партнером «Holiday World». Сей почетный статус одновременно обязывает и дает неплохой карт-бланш. Организаторы выставки, как правило, предоставляют партнерам значительные скидки на покупку выставочной площади, а кроме того, страна постоянно находится в центре внимания. На всевозможных пресс-конференциях для иностранных журналистов, например, Валерий Цыбух говорил буквально сразу после секретаря Всемирной туристической организации Франческо Франжиалли. Не обходили наш стенд и «высокие» делегации. А на прием в самый роскошный зал Пражского града (некогда королевского, а ныне президентского дворца), который организовала Украина, был приглашен весь дипломатический корпус Чехии.

В формальной и неформальной обстановке было поднято немало насущных проблем отечественного турбизнеса. К примеру, то, что у нас из госбюджета на рекламу выделяют всего 13 миллионов гривен в год, а в успешной в плане туризма Турции — 65 миллионов долларов. Причем, по подсчетам англичан, каждый фунт, вложенный в рекламу, приносит двадцатикратную прибыль. Еще одна причина, по которой к нам не спешат ехать, — визы. Если практически все европейские страны «зажгли друг другу зеленый свет», то разрешение на въезд в Украину обойдется тому же чеху в 75 долларов. А в срочном порядке — и вовсе в 200. О туристической инфраструктуре и сервисе, думается, стоит умолчать. Вот и получается, что только Прагу ежегодно посещает около 10 миллионов туристов, а всю Украину — 14 миллионов.

О ПИВНОЙ «СКОРОЙ ПОМОЩИ» И БАРНЫХ СТОЙКАХ В БОЛЬНИЦАХ

Сами же чехи утверждают, что наша страна в ближайшее время способна удвоить, а то и утроить свои показатели. Как считает директор пражской информационной службы Вацлав Новотный, случится это при условии, если на обработанную политиками почву ляжет активная реклама украинских достопримечательностей и курортов. По словам г-на Новотного, в Чехии прорыв в туристической сфере пришелся сразу же на постреволюционный период. Туризм оказался одной из самых привлекательных для капиталовложений сфер. Что, в принципе, неудивительно: наоборот, было бы странно, если бы архитектура столицы Чехии, за сохранностью которой, кстати, пристально следит влиятельное общество «За старую Прагу», осталась без внимания. «Мы начали строить гостиницы, вкладывать деньги в рекламу. Сначала сыграл эффект новизны и относительно невысокие цены, затем посетившие нас туристы стали делиться впечатлениями со знакомыми...» — рассказывает Вацлав Новотный. Сегодня Чехия занимает уже шестое место в Европе по количеству ночей, которые проводят здесь туристы, и эта сфера приносит в бюджет страны четыре миллиарда долларов.

Помимо туризма, государственную копилку пополняют также машиностроение и пивная промышленность. К примеру, каждый пятый трамвай в мире — чешский. Что касается пива, то здесь даже не пытались пересчитать всех его производителей — по сути, в каждом небольшом населенном пункте отыщется пивоварня со своим эксклюзивным рецептом. Посему, когда говорят о производстве пива в Чехии, берут во внимание только тех, кто делает более 100 тысяч литров год. Большие почитатели хмельного напитка, чехи, изобрели даже пивную «скорую помощь». Все бары здесь работают до последнего клиента. И если этому самому последнему клиенту вздумалось отведать в три часа ночи, скажем, «Кozel», а его вдруг не оказалось, гонец тут же его отыщет — в специальных «пунктах пивной помощи». Поклонником пива в Чехии стала даже официальная медицина. Долгое время изучая особенности напитка, врачи пришли к выводу: ежедневно в обязательном порядке необходимо выпивать бокал пива. Для цвета лица и нормального обмена веществ. Можете себе представить удивление выходцев из бывшего Союза, когда в больничной палате они обнаруживали барную стойку и уже подзахмелевших пациентов. Оказалось, что это был период восстановления после операции на почках.

ПОЧЕМУ В ПРАГЕ ТАК МНОГО ИНВАЛИДОВ

Однако вернемся к вещам более поучительным. К примеру, Прага также занимает первое место в Европе по количеству инвестиций. Столь оптимистичных показателей удалось достичь благодаря целенаправленной работе. Руководство страны приняло решение: те, кто направляет в развитие промышленности более десяти миллионов долларов, освобождаются от налогов на десять лет, а кроме того, получают право беспошлинного ввоза оборудования. Готовясь вступить в Евросоюз, страна также достигла больших успехов в вопросах социальной политики. За что, к слову, в 2000 году была оценена золотой медалью. Приведем несколько примеров. Экскурсоводы рассказывают, что туристы из стран СНГ задают всегда один и тот же вопрос: а почему это в Праге так много инвалидов? На самом деле в процентном соотношении их не больше и не меньше, чем в Украине. Просто каждая станция метрополитена здесь своего цвета — дабы глухонемым было понятно их местонахождение. А специальный щелчок в транспорте информирует слабовидящих пассажиров о скорой остановке. Разумеется, каждое здание здесь оборудовано пандусами, и ни один жилой дом не сдается без экспертизы людей с особенными потребностями. Кстати, насколько удобна для них Прага, в свое время решил проверить сам министр социальной политики. Несколько дней подряд он объезжал город в инвалидном кресле.

На пражских улицах сложно найти беспризорных животных. Раз в неделю на центральном телеканале выступает какая-либо знаменитость. Главный герой передачи — очутившаяся на улице кошка или собака. Пока известный чехам человек рассказывает о всех достоинствах животного, внизу экрана появляется бегущая строка с номером расчетного счета в банке. Даже если и случится так, что четвероногим никто не заинтересуется, «приданое» ему все равно обеспечено.

Как рассказывают чехи, в их стране очень четко следят за соблюдением прав человека. С младших классов школы детям рассказывают, куда надо обращаться, если родители ведут себя по отношению к ним не совсем адекватно. Аналогичная история и с детскими «разборками» — обидев одноклассника, будь добр, как минимум несколько раз извинись, а то и принеси письменное «покаяние». С тем, чтобы никто не приобрел фальсифицированный либо некачественный товар, магазины постоянно проверяют. Не дай Бог, в партии, скажем, йогурта найдется один просроченный — владельцу гарантирован внушительный штраф.

Разработана в Чехии и демографическая политика, ведь страна занимает предпоследнее в Европе место по рождаемости, и специалисты утверждают, что через 50 лет вместо девяти миллионов жителей в стране останется всего 60 тысяч. Посему, дабы стимулировать рождаемость, в Чехии каждой «новой» маме выплачивают по 60 тысяч крон — около 2700 долларов. А тем, кто только заключил брак, — по 13 тысяч долларов. На первый взнос за квартиру. Как утверждают чехи, тем самым для молодой семьи жилищный вопрос снимается сам собой. В течение 15—20 лет выплачивается оставшаяся сумма, а процентная ставка кредита составляет всего лишь 3%.

ЧЕХИЯ В ЕС: ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ СПУСТЯ

Впрочем, сегодня чехов нельзя назвать довольными жизнью. Недавнее вступление их страны в ЕС довольно-таки сильно ударило по карману. Средняя зарплата здесь составляет около 700 долларов, но при этом коммунальные услуги, «схваченные» счетчиками, обходятся в 150—350 долларов (в зависимости о того, приватизирована ли квартира). Если говорить о быте, то мало кто из чехов может позволить себе принять ванну — душ намного экономнее. Сразу после вступления в ЕС резко возрос налог на добавленную стоимость — с 5 до 19%. Вместе с ним поползли вверх и цены.

В то же время практически каждая чешская семья может позволить себе купить автомобиль, съездить отдохнуть за границу, а молодежь — обучаться в любом вузе как Чехии, так и других европейских стран. Хотя последнее бывает реже — здесь слишком любят свою страну. И самыми популярными туристическими маршрутами уже много лет подряд остаются внутренние. Практически каждый чех может хотя бы кратко рассказать историю того или иного памятника, по возможности показать туристу какой-либо обряд и, конечно же, убедить в том, что чешская кухня вкуснее всех.

Чем не пример для подражания?

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День». Фото Евгения ТИМЧЕНКО (НТО)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ