Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как защититься от «правозащитников»?

15 апреля, 2000 - 00:00


«Правозащитное движение является «кормушкой» для искателей легких денег», — считает координатор Украинско-американского бюро защиты прав человека Татьяна Яблонская

Еще несколько лет назад ни о каких таких правах человека мы и слыхом не слыхивали. А теперь куда ни посмотри, везде представители правозащитных организаций... Иногда даже обратиться к ним за помощью хочется, но так и напрашивается мыслишка, а не спекулирует ли вся эта пестрая компания на чужой беде? Действительно, разобраться в том, от кого (и главное, как!) защищают нас хорошо финансируемые западным налогоплательщиком «энтузиасты» крайне сложно. Поэтому «День» попросил рассказать о сложившейся в отечественном правозащитном движении ситуации координатора Украинско- американского бюро защиты прав человека Татьяну ЯБЛОНСКУЮ .

— Оправданы ли слухи о том, что среди украинских правозащитников много тех, кто, декларируя свою правозащитную деятельность, живет за счет щедро выделяемых Украине западными фондами грантов, но на деле никого не защищает и никому не помогает?

— Да. И сегодня это уже ни для кого не является секретом. Более того, к правозащитному движению часто «прилипают» просто психически нездоровые люди. Мысль о том, что «под флагом» правозащитного движения можно забраться на сцену и выступить перед широкой аудиторией вдохновляет их на разнообразные, порой очень глупые поступки.

— Но «охотники» за деньгами западных налогоплательщиков, очевидно, «в своем уме», раз им удается регулярно получать деньги?

— Дело в том, что представительства международных Фондов в Украине не знают специфики нашего общества, не имеют возможности проверить честность и порядочность всех, кто приходит к ним с тем или иным проектом. Так, например, несколько лет назад меня пригласили консультантом на заседание комиссии известного западного Фонда по рассмотрению поданных общественными организациями проектов на тему: «Анализ обеспеченности прав человека в Украине». Там же должен был решаться вопрос и о предоставлении грантов. Среди разнообразных проектов я увидела работу под названием «Инволвинговая программа промоутингового направления в сфере прав человека». Подобную абракадабру мог написать только тот, кто совершенно не знаком с работой правозащитников! Интересно, что представил программу недавно созданный общественный институт. А руководителем проекта выступил директор этого же института, кстати, в прошлом банкир и научный сотрудник. Но какое отношение он имеет к сфере защиты прав человека? Ведь для того, чтобы реализовать столь серьезную тему проекта, необходимо иметь специальное знания и досконально разбираться в законодательстве! Впрочем, сотрудники института, очевидно, так не считают. Более того, они не постеснялись внести в проект немалые суммы на приобретение дорогой оргтехники и огромные зарплаты. Замечу, что серьезные правозащитные организации тоже включают в проект покупку компьютеров, но разбивают эту сумму на 5 и более программ. Сначала работа, и только потом вознаграждение.

Впрочем, есть в Украине и надежные правозащитные организации, профессионально отрабатывающие полученные средства. Например, НЖО «Солдатские матери». Они провели недавно несколько семинаров для военных судей и прокуроров.

— А как вы оцениваете работу украинского омбудсмана Нины Карпачевой?

— Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека в отличие от правозащитника не является общественным деятелем, а занимает регламентированную специальным законом Украины должность. Омбудсмен несет личную ответственность за каждое слово и обязан строго контролировать все жалобы и обращения, которые поступают в его приемную. При этом Уполномоченный не имеет права вмешиваться в следствие и работу судов. Мне приятно отметить: несмотря на то, что данный институт начал свою деятельность в Украине совсем недавно, его сотрудникам удалось сделать достаточно много на пути к демократизации нашего общества. Кстати, я могу сказать, что многие жители Украины уже хорошо знакомы с особенностями работы Уполномоченного и обращаются к Карпачевой. Я видела мешки писем, которыми просто завалены два небольших кабинета Уполномоченного и его сотрудников, разговаривала с людьми, которым Карпачева оказала реальную поддержку. Такой шквал обращений свидетельствует о неудовлетворительной работе исполнительной и судебной ветвей власти на местах.

Но для того, чтобы Нина Карпачева и те, кто займет этот пост в будущем, смогли нормально выполнять возложенные на них функции, властным структурам и обществу необходимо оказать институту омбудсмана поддержку. Как законодательную, так и практическую. А что мы наблюдаем сегодня? Стоило омбудсману посетить после получения жалобы одно из столичных РУ ГУ и об увиденном рассказать журналистам, как незамедлительно последовал комментарий министра внутренних дел: дескать, такое посещение в ночное время является противозаконным. Я не могу себе представить, чтобы министр не знал Закона об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека, где четко сказано: «… відвідувати в будь-який час місця тримання затриманих…»

— Но отечественная пресса в последнее время часто критикует работу Карпачевой.

— Институт омбудсмана создан в первую очередь для того, чтобы на уровне властных структур отстаивать интересы простых граждан. Поэтому совершенно естественно, что Уполномоченный неугоден чиновникам. На мой взгляд, отсутствие врагов у омбудсмана свидетельствует лишь о том, что он не справляется со своими обязанностями. А вообще, необходимо, чтобы население нашей страны было знакомо не только с правозащитным движением как явлением, но и получило информацию о двигателе правозащитного движения — ратифицированных на территории Украины международных правовых документах. Но каким образом люди могут получить информацию, если эти документы у нас до сих пор не изданы на национальном языке... Да что говорить, недавно один из прокуроров столицы заявил, что ничего не слышал о том, что Украина ратифицировала Конвенцию «Против пыток и других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания заключенных»! А сотрудники районных отделений милиции то ли по незнанию, то ли по умыслу постоянно нарушают 59-ю статью Конституции Украины, согласно которой каждый человек имеет право на защиту и свободный выбор адвоката...

— Как же решить эту проблему? — Необходимо, чтобы свои права изучали в институтах и школах. Нужно регулярно проводить обучающие семинары для работников всех государственных структур. Особенно это касается милиции, прокуратуры, судов. Ведь значительная часть блюстителей порядка получила образование во времена тоталитарного режима, где приоритеты и ценности были иными. Сегодня наша Конституция провозгласила приоритет прав человека. Может, безусловно, помочь и пресса. Если бы на центральных каналах телевидения регулярно выходил цикл передач, предоставляющих эфир омбудсману, авантюристам стало бы намного сложнее обманывать людей. Но по непонятным мне причинам вопрос информационной поддержки правозащитного движения в нашей стране никогда не рассматривался. А общественные структуры и представительства международных правозащитных организаций в Украине самостоятельно справиться с этой задачей не в состоянии. Поэтому до тех пор, пока этот вопрос не будет решен в общегосударственном масштабе, ситуация к лучшему не изменится.

Инна ЗОЛОТУХИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ