На днях завершилась двухнедельная сессия Комиссии ООН по положению женщин. В ней приняли участие около шести тысяч делегатов, в том числе 80 министров из 165 государств. Цель встречи — принятие декларации, которая конкретизирует основные направления глобальных усилий по достижению гендерного равенства. Председателю Комиссии по положению женщин Кьюн Ва Кан поручено передать документ на рассмотрение юбилейной, 60-й сессии Генассамблеи ООН, которая откроется в сентябре 2005 года.
О том, как обстоят дела с гендерным равенством в Украине, — в материале психолога Александра Губенко.
«Женщины составляют половину населения Земли, выполняют 2/3 всей работы, получают 1/10 часть от мирового дохода и владеют менее чем 1/100 всей недвижимости». Эти факты из доклада ООН, подготовленного в 1996 году, наглядно иллюстрируют остроту вопроса о реальном неравенстве прав и возможностей женщин и мужчин, вопроса, актуального практически для всех стран, среди них — Украины. Любить и уважать женщин — это в наше время означает изменить социальную систему, создавшую это неравенство, чтобы предоставить женщине равный выбор и равные права. Особенно это необходимо для нашего общества, в котором женский вопрос (и мы это попробуем доказать) стоит особенно остро.
Как известно, женщины составляют 54% населения Украины. Они преобладают не только количественно, но и по уровню образования. Среди людей с высшим образованием 64% женщин. Женщины доминируют во многих сферах общественной жизни, например в культуре и медицинском обслуживании. Невозможно переоценить вклад женщин в воспитание подрастающего поколения. Традиционно для украинской культуры то, что основы развития личности закладываются именно матерью. Не только в семье, но и в школе роль именно женщин решающая, поскольку абсолютное большинство педагогов принадлежит к прекрасной половине человечества.
Еще с казацких времен, когда мужчины уходили в поход, женщины оставались одни и самостоятельно руководили семьей и семейным хозяйством. Это, по-видимому, и определило исторически, что украинская женщина была независимой в семье и общественных отношениях. Классической патриархальной семьи в Украине практически не было, поскольку невеста, жена и мать всегда имели свой голос и влияли на принятие семейных решений не меньше, чем мужчины.
Роль женщины возрастает и в наше время. Например, сейчас в западных регионах Украины мужчина и женщина меняются местами в выполнении семейных ролей. Мужчина становится воспитателем и присматривает за детьми, оставаясь с ними, когда женщина выезжает на заработки в страны Западной Европы. Около 70% состава нашей временной трудовой миграции в Италии, Испании, Португалии и других странах (а это, по разным данным, от 600 тысяч до пяти миллионов «заробитчан») — женщины. Женщины в наше непростое время во многих случаях показывают себя более мобильными, гибкими и быстрее адаптирующимися к новым условиям, чем мужчины. Поэтому на их хрупкие плечи ложится еще и груз содержания семьи.
Интересно проследить, насколько отражается та значительная роль, которую играют женщины в нашем обществе, их интересы и потребности, в политической жизни страны. Вот некоторые цифры и факты. В Верховной Раде женщины-депутаты составляют 4% от общего количества народных представителей. В прошлом составе парламента их было около 8%. Представительство женщин, таким образом, сократилось вдвое. В местных советах этого созыва доля депутатов-женщин составляет 7—10%. В советах прошлого созыва она составляла 10—15%. Присутствие женщин здесь также существенно снизилось.
Правда, впервые в истории Украины женщина стала премьер-министром. Спасибо за это революции. Юлия Тимошенко демонстрирует, на что способна женщина в политике и в обществе. Такого не было со времен Роксоланы — чтобы мужчины поставили над собой главой украинскую женщину. И это не только победа коалиции Ющенко, но и победа женского начала в украинской политике.
Но возникает большой вопрос: намерена ли новая власть осуществлять революционные преобразования в сфере защиты прав женщин, чтобы переломить тенденцию вытеснения лучшей половины человечества на обочину социальной жизни страны? Кому, как не исполнительной власти, которую возглавляет энергичная и молодая женщина-политик, заняться решительными преобразованиями в этой сфере?
Тем более, что еще одна женщина в новом правительстве, министр культуры Оксана Билозир, в свое время вполне самостоятельно обосновала оригинальную идею о гендерном цензе, в соответствии с которым не менее трети мест во всех структурах власти должны быть предоставлены женщинам. Так опять же, кому же еще, как не женщинам в правительстве, отстаивать права своих сестер? Если, конечно, их революционный пыл в женских вопросах не погаснет от того, что они оказались во власти. Но будем надеяться на лучшее...
Продолжая рассмотрение женской темы в Украине, возьмем для сравнения сведения о женском лидерстве в других странах. Рекордсменами женского представительства в парламентах являются страны Северной Европы — Дания, Швеция и Норвегия, где женщины составляют 40—50% депутатов. Среднее количество женщин в парламентах мира — 12%. В странах Западной Европы оно выше среднего и составляет 20—30%. Для поддержания женского представительства и защиты прав женщин в странах «третьего мира» введены квоты их присутствия в органах власти. В частности, в парламенте Бангладеш должно быть не менее 10% женщин, в законодательных органах штатов Индии — 20%. Как видим, состояние вопроса женского равенства в Украине по сравнению с другими странами мира, даже теми, которые традиционно принадлежали к консервативным и патриархальным, не выдерживает никакой критики.
Украина вместе с республиками Средней Азии, Молдовой, Россией и Беларусью является аутсайдером в решении такого жгучего вопроса нашей эпохи, как женское политическое равноправие.
Женщины являются также наиболее незащищенным и пострадавшим в результате экономических преобразований слоем общества. Среди безработных удельный вес женщин составляет 80%, за одну и ту же работу они получают в среднем на 14% меньше, чем мужчины.
Значительно возросло количество представительниц слабого пола, задействованных на тяжелых и вредных работах, в крупном бизнесе женщин только 5%. Они практически вытеснены из политики и деловой жизни. Поэтому не удивительна реакция женщин на такие социальные неурядицы — около 100 тысяч их ежегодно выезжают за границу, за последние 12 лет резко упал уровень рождаемости, растут проявления антисоциального поведения — за решеткой около 100 тысяч правонарушительниц.
Какими могут стать неотложные задачи женского или любого социального движения, направленного на защиту интересов женщин, исправление той вопиющей социальной и политической несправедливости, которая наблюдается в женском вопросе?
По нашему мнению, это, во- первых, выдвижение политическими партиями и движениями защиты интересов женщин на приоритетное место в своих программах. Пока что этого не делает ни одна из основных политических сил.
Во-вторых, нужно настаивать на принятии закона об избирательных квотах для женщин в представительских органах власти, в котором предусматривалось бы, в частности, конституционное закрепление этих квот в парламенте и местных выборных органах власти на уровне хотя бы не менее 20% от общего количества избранных депутатов.
Должна быть отображена поддержка женского представительства и в законе об органах административной власти, который бы предусматривал женскую квоту в руководстве органа — 20—30% состава — и обязывал главу административной структуры, чтобы женщина была на должности хотя бы одного из заместителей.
Все эти вышеупомянутые меры направлены на защиту женщин в политической сфере. Но не менее остра необходимость отстаивания их прав в сфере занятости, деловой жизни, бизнеса, образования. Поэтому следующей позицией в борьбе за равноправие могло бы быть принятие закона против половой дискриминации, который бы запрещал ограничение прав и возможностей человека по половому признаку в сферах трудовой деятельности, образования, обслуживания, бизнеса. Кстати, такой закон был принят в Великобритании в 1975 году.
Нужны решительные действия против такого позорного и унижающего национальное достоинство факта, как торговля женщинами, которая приобрела, без преувеличения, катастрофический масштаб и международный резонанс. Это явление ставит под угрозу физическое и нравственное здоровье нации.
И наконец, очень важно предпринять серию практических шагов, направленных на поддержку и самоутверждение женщин, на укрепление их социальных позиций на рынке труда, в бизнесе, в жизни.
Одна из наиболее острых проблем — женская безработица. Нужно создать нормальные правовые и организационные условия для развития мелкого и среднего бизнеса, где женщины могли бы играть значительную роль и с помощью которого решался бы вопрос занятости и материального самообеспечения. С этой целью на всех уровнях — государственном, общественном и частном — нужно содействовать созданию курсов переподготовки, проведению бизнес- и психологических тренингов, направленных на повышение конкурентоспособности на рынке труда, уверенности в своих силах, предприимчивости и деловой инициативы.
Новым руководителям общества, которых поставила к власти революция, нашим политическим мужам наконец нужно понять простую истину: демократия без женщины — это не демократия!