Родители, одержимые идеей дать своему ребенку развитие высоких интеллектуальных возможностей, спешат в школы специализированные, с гуманитарным или техническим уклоном. Иногда и в обычные, но с большим перечнем дополнительных платных услуг, а имеющие соответствующие материальные возможности — в частные. Критерием качества школы для многих родителей сегодня остается сумма знаний и навыков по профильным предметам. Вице-президент Академии педагогических наук Украины Александра Савченко в беседе с корреспондентом «Дня» заметила, что такой критерий оценивания учебного заведения, а также и работы учителя, был сформирован особенностями системы образования советского времени, что отнюдь не исключает и позитивных сторон советской школы. «При поступлении в институт, — говорит Александра Яковлевна, — выигрывали, да, пожалуй, и сегодня выигрывают те, кто владеет большей суммой знаний в избранной сфере, однако зачастую троечникам удается реализовать себя в жизни лучше, чем отличникам, даже имеющим за спиной по два высших образования. И дело здесь вовсе не в том, что сегодня нашему хозяйству не нужны грамотные молодые люди, а проблема в большей степени заключается в неумении выстраивать свою жизнь самостоятельно. Не секрет, что на международных олимпиадах всегда отмечался очень высокий уровень подготовки наших школьников при больших их проблемах в практическом применении ими этого интеллектуального багажа.
Сегодня Академия педагогических наук совместно с Министерством образования и науки занимается разработкой изменения содержания школьного образования. Суть этих изменений состоит в создании в школе такой среды для ребенка, где бы он мог развиваться не только в интеллектуальном плане, но и расширял свои коммуникативные возможности, самостоятельно учился решать свои жизненные проблемы, ученые называют такие способности человека жизненными компетенциями. Вот, к примеру, элементарное умение — чтение. Раньше учителя его оценивали в основном только с помощью секундомера, а несчастный ребенок изо всех сил старался успеть произнести заданное количество слов, чтобы получить хорошую отметку. Теперь же акцент переносится на качество и показателем умения хорошо читать становятся не только техника чтения, но и совсем другие характеристики. Цель уроков чтения сегодня — воспитание вдумчивого читателя, способного вести внутренний диалог с автором текста и умеющего определяться со степенью доверия к написанному».
Кстати, возвращаясь к начатому разговору о доверии к какой-то конкретной школе. Научный сотрудник института социальной и политической психологии Любовь Овдиенко предлагает в решении проблемы выбора школы для обеспечения ребенку комфортного в ней пребывания отталкиваться родителям от собственных наблюдений. Показателем хорошего психологического климата в школе будет способность детей вести себя достойно в общении со старшими и друг с другом даже при отсутствии рядом учителей, а еще одним очень важным показателем является стиль общения с детьми педагогов. О качестве знаний, которые дает конкретная школа, считает Любовь Никифоровна, можно косвенно судить и по результатам участия ее в предметных олимпиадах и других соревновательных мероприятиях.
Однако далеко не всех родителей больше всего волнуют будущие интеллектуальные достижения их детей. Есть и такая категория, для которой главное — это сохранить здоровье своему сыну или дочке. Такие люди ищут школы, где их дети не будут перегружены, где не работает система выжимания седьмого пота с ученика, где у школьника еще и остаются силы радоваться жизни. «Никто не знает, — говорят сторонники этого направления, — какие именно знания окажутся нужными моему ребенку в будущем, а какие останутся лишними и защитный механизм человеческой психики, это в лучшем случае, выбросит их из памяти». Проблема перегруженности ребенка обсуждается и специалистами в области образования, в научной среде, стали даже появляться такие термины, как «избыточное знание», «избыточный интеллект».
А как же быть с одаренными детьми? Ведь их недозагрузка блокирует дальнейшее развитие способностей. Психолог Любовь Овдиенко отмечает необходимость создания атмосферы здоровой конкуренции в процессе обучения для актуализации возможностей школьников, однако считает полную изоляцию способных детей и замыкание их в кругу себе подобных опасным явлением. Любовь Никифоровна обращает внимание на такие вещи, как непредсказуемость возраста раскрытия таланта и пути его развития. История полна также примеров, когда вундеркинды во взрослой жизни никак особенно себя не проявляли, а взлелеянные в детстве в качестве экзотических растений в обычной среде не приживались и очень часто заканчивали жизнь трагически. Выход из такой ситуации психолог видит в необходимости таким детям обязательно изучать основы всех наук в полном объеме, предусмотренном для обычных общеобразовательных школ, а также усиленных занятиях по предметам, в которых они обнаруживают особые способности. Относительно помещения ребенка в элитарную школу в смысле изоляции его от негативных влияний улицы Любовь Никифоровна высказала довольно неожиданную точку зрения. Люди, не имеющие контакта с детьми из проблемных семей в школьном возрасте, став взрослыми, не имеют навыков общения с такой категорией людей. В ученической среде дети оказывают влияние друг на друга, ведь даже у двоечника можно найти, чему поучиться, дети учатся в школе взаимодействовать друг с другом и при этом приобретают бесценный жизненный опыт, а повышая таким образом средний уровень интеллекта и воспитанности молодого поколения в целом, мы повышаем и качество того общества, в котором будут жить наши дети.
Теперь несколько слов о частных школах. Их очень мало, они составляют всего один процент от общего количества школ. Таких школ нет в селах, хотя сельские школы составляют 70% от общего числа. Частные школы находятся в довольно сложных условиях для выживания. Приходится платить за аренду помещения, самостоятельно заботиться об оплате за электроэнергию и отопление, а главное — конкурировать между собой и государственными школами в привлечении в свои стены достаточного количества учащихся. Именно конкуренция и определяет главную особенность школ такого типа. А заключается она вот чем — в необходимости максимально учитывать запросы родителей учащихся, а так же и самих детей. Любое воспитание в определенном смысле несет в себе элементы насилия, ведь воспитывая, мы прививаем, то есть в той или иной форме навязываем, нормы поведения, принятые в нашем сообществе. В частных школах педагоги вынуждены работать с детьми особенно деликатно, чтобы не отпугивать ребенка слишком высокими требованиями. При этом им нужно не забывать заботиться и о высоком уровне качества знаний, чтобы не потерять свою привлекательность как учебного заведения в глазах родителей. Совмещать эти две вещи очень сложно, есть большой соблазн в завышении отметок, так как зачастую родители о качестве работы педагога судят по оценкам в дневнике. Некоторых родителей частные школы привлекают тем, что предоставляют не только образовательные услуги, но и обеспечивают хороший уход за ребенком в течение всего рабочего дня. Как правило, те, кто имеет возможность платить за пребывание ребенка в частной школе, люди деловые и очень занятые, для них очень существенным является уровень качества не только психологического, но бытового комфорта для их детей на протяжении всего того времени, пока они заняты на работе.
Одна моя знакомая задалась целью найти подходящую платную школу для маленького сына. Эту женщину не интересовали бытовые удобства — подвоз на специальном автобусе к школе, дорогое питание, шикарная мебель, она хотела платить за хорошие знания. Однако во всех школах, куда она обращалась, в первую очередь, в качестве преимуществ назывались бутерброды с икрой, наличие у школы собственного транспорта, а также масса всевозможных дополнительных занятий. Понятно, что не частные школы по своей инициативе ввели такую моду, а она явилась отражением запросов нашего общества, отражением жизненных ценностей определенной части наших граждан. Учителя, работающие в частных школах, говорят о том, что там работать намного сложнее, чем в обычной школе, многие не выдерживают и возвращаются снова в государственные учебные заведения. Эта сложность объясняется тем, что в частной школе образовательные услуги выступают в качестве товара, который нужно выгодно продать, там уже вступают в полную силу законы рынка.
Определенное влияние законы рынка оказывают и на государственные школы. Пусть в меньшей степени, но эти школы тоже вовлечены в конкуренцию. Во-первых, это связано с уменьшающимся количеством детей в школах в результате сложившейся демографической ситуации, а во-вторых, с открывшейся возможностью зарабатывать учителям на предоставлении дополнительных платных услуг, в частности, это касалось иностранного языка. Государственные школы конкурируют между собой также и в плане привлечения в них как более способных учеников, так и влиятельных и состоятельных родителей. С хорошими учениками меньше хлопот и они повышают престиж школы без дополнительных усилий со стороны педагогического коллектива. А «удачные» родители пополняют скудный бюджет учебного заведения и всячески содействуют его процветанию. В последнее время все большее количество школ стремится стать специализированными школами — лицеями, гимназиями, каждая хочет стать особенной и неповторимой, и большинство из них реализуют это стремление в придании черт элитарности своему заведению. На таком фоне заявление одного из директоров киевских школ — «Мы учим всех, мы школа для всех» как о педагогическом кредо коллектива для меня прозвучало несколько непривычно. В этой школе разрабатывают свои методики по подтягиванию отстающих детей, и ищут пути для индивидуального развития одаренных. Там минимум платных услуг — занятия танцами с оплатой по 15 грн. в месяц за ребенка и довольно скромные помещения для занятий.
Нельзя не упомянуть еще об одном типе школ — интернатах. Интернаты были очень распространены в советские времена, как для детей с особенными потребностями, детей сирот и детей из малообеспеченных или проблемных семей, а также и для юных дарований. С приходом независимости учебные заведения такого типа стали подвергаться острой критике, мы как всегда ударились из крайности в крайность. Директора различных школ-интернатов на основе долголетнего опыта в заведениях такого типа утверждают, что не имеет смысла полностью отказываться от школ-интернатов. Например, слепых детей нужно обучать по специальным методикам, учить читать с помощью пальцев по специальным книгам, огромное внимание нужно уделять обучению по самообслуживанию. Потому что достичь хороших результатов по адаптации в окружающей среде такие дети могут только с помощью педагогов, специально обученных для работы со слепыми. Дети же из неблагополучных семей или сироты далеко не всегда приживаются в приемных семьях и для них единственным выходом является интернат. Задумано в ближайшем будущем решить вопрос социализации детей из интернатов для сирот таким образом — жить ребят оставить в интернате, а обучение в школе перенести из интерната в обычные близлежащие школы. Дети с особенными потребностями по индивидуальным показаниям теперь могут посещать занятия в массовых школах, а вот для юных талантов, живущих в глубинке, пока единственным выходом остается интернат.
В советские времена часть старшеклассников получала среднее образование в профессионально-технических училищах (ПТУ) и одновременно овладевала там одной из рабочих профессий. Существенные преобразования такого типа учебных заведений, которые в последнее время чуть было не канули в Лету, только начинаются. Задумано превратить их в специализированные лицеи начиная уже с текущего учебного года.
Одним из новшеств в школьном образовании стали и учебно- воспитательные комплексы при высших учебных заведениях с ориентиром на раннюю специализацию. Это дает возможность вузам в течение нескольких лет выявлять «своих» студентов, а школьникам еще до вуза «примерить» на себя ту или иную профессию. Новинкой последнего времени стали также и детские садики, объединенные в единый комплекс с начальной школой. Родители хорошо отзываются о таком типе учебных заведений, так как это смягчает переход ребенка на другой ритм жизни.
Психологи утверждают, что невозможно определить, какой тип школы или какая конкретно школа лучшая вообще, что рассматривать этот вопрос нужно сугубо индивидуально, исходя из приоритетов и возможностей конкретной семьи и конкретного ребенка. А от себя хотелось бы добавить, что хороша та школа, которая развивает потенциальные возможности маленького человека, необходимые ему во всех сферах человеческой жизни с ранних лет и до старости. А вот насколько школа эти потенциальные возможности закладывает, оценивать трудно даже крупным специалистам в области педагогики. Удачно же реализовавшие себя люди обычно в своих успехах видят только собственные заслуги и редко кому удается заметить в этих достижениях и результаты совместной работы своих учителей и родителей.