Жизнь Майдана постепенно стабилизируется, хотя тревожное настроение здесь еще присутствует. Понемногу ведутся разговоры о восстановлении центра города после противостояний. В настоящий момент здесь более-менее чисто, шины и неиспользованная брусчатка сложены, мусор вывезли в дни субботников, организованных волонтерами. Но все понимают, что рано или поздно палатки свернут, полевые кухни закроют, сцену разберут, а память о пережитых здесь событиях должна остаться. Как-то нужно передать и воспроизвести ту атмосферу, которая в настоящий момент царит на Крещатике и майдане Незалежности, ведь она существенно отличается от той, которая была здесь до 21 ноября.
Что и как именно следует сохранить для народной памяти, каким образом лучше увековечить героев Небесной Сотни, что делать с Домом профсоюзов, Украинским домом и теми мини-мемориалами, которые украинцы самостоятельно установили на улицах Институтской и Грушевского? На эти вопросы мы пытались найти ответы вместе с экспертами «Дня».
• Изменится ли сам Майдан Незалежности и есть ли такая необходимость? Многие архитекторы критиковали стелу Независимости, присутствие здесь торгового центра «Глобус» и тому подобное. Главный архитектор Киева Сергей Целовальник говорит, что существование этих объектов однозначно нужно пересматривать, чтобы Майдан стал просторнее. Но предупреждает, что сначала необходимо осмыслить все события, которые здесь происходили последние три месяца, а затем воспроизвести это в проекте. «Майдан — судьба этого места, там все время были революции. Поэтому нужно сделать так, чтобы не было его обновления до следующей революции, а сохранить все для человеческой памяти», — подытоживает Целовальник.
• Возможно, Крещатик станет пешеходным, по крайней мере, в той части, где в настоящий момент расположены палатки. Активист Игорь Луценко, основатель инициативы «Сохрани старый Киев», рассказывает, что такое решение было принято на Раде Майдана: «Я беседовал с иностранными послами, чтобы привлечь европейских планировщиков, которые имеют опыт обустройства пешеходных зон. Потому что для Киева эта идея необычная. Я соглашаюсь с тем, что нужно перестроить майдан Незалежности. Но это не значит, что нужно убрать отсюда те мемориалы, которые обустроили люди. Такие места должны оставаться».
• Каким же должен быть мемориал Небесной Сотни и где его разместить — в КГГА этот вопрос пытаются решить традиционно: объявить чуть ли не международный конкурс, получить кучу проектов, долго их анализировать и выбирать. Но, по мнению Георгия Духовичного, вице-президента киевского союза Национального союза архитекторов Украины, затягивать это дело в конкурсы и длительные обсуждения не стоит. Архитектор побаивается, если сейчас не отреагировать на эти события, то мемориал Небесной Сотни может повторить судьбу мемориала всем жертвам Бабьего Яра: за 73 года обсуждений его до сих пор в Киеве нет.
«В первую очередь нужно сохранить момент увековечения, когда никто не должен быть забыт. И второе — передать момент сопереживания, — говорит Духовичный. — На мой взгляд, нужно создать Стену памяти, для этого подходит склон между Домом профсоюзов и Октябрьским дворцом. На лестнице есть средняя площадка, здесь можно сделать с выходом на склон символическую стену, где каждый сможет поставить свечку, посмотреть фотографии того, кто там был. Эта символическая стена должна заканчиваться небольшой часовенкой. И пусть на этом месте приносят присягу все, кто пришел к власти после выборов».
Действительно ли необходимы конкурсы относительно мемориала Небесной Сотни, сомневаются и культурологи, отмечая, что должно пройти несколько лет, прежде чем ставить такой памятник. «Необходимо собрать документальную базу относительно всех погибших, потому что уже объявляют конкурс на мемориал, но люди продолжают умирать. Также должны утихнуть эмоции, а все это пространство очистится, тогда путем экспертного обсуждения под контролем общественности решать, что дальше делать. Например, на месте башен-близнецов в Нью-Йорке была определенное время пустота. С нашей советской привычкой вбивать память в памятник мы превратим все в имитацию. А спешка по поводу конкурсов опасна тем, что быстрее хотят пролистать эту страницу и сказать — все, процесс завершен», — делится переживаниями культуролог и киевовед Владислава Осьмак.
• Пока не определена судьба Дома профсоюзов. Сейчас Научно-исследовательский институт строительных конструкций оценивает помещение: подлежит ли оно реконструкции, или наоборот — необходимо его сносить и строить заново. Архитекторы говорят, что этот дом в будущем должен выполнять совсем другие функции. Прежде всего, здесь должна работать Рада Майдана. Ведь это не просто обгоревшее сооружение в центре Киева, это место, которое сначала было координационным центром революции. Среди прочих вариантов — обустроить на первом этаже музей Майдана или музей Небесной Сотни. Как заметил Сергей Целовальник, для воплощения этой идеи уже даже появились спонсоры. А фасады здания архитекторы советуют реставрировать частично, оставив часть обгоревшей стены для напоминаний о трагическом пожаре.
• Еще одно здание, ставшее центром майдановцев, — Украинский дом. Кто-то хотел бы его полностью переделать, а кто-то считает это неуместным в условиях экономического кризиса в государстве. Владислава Осьмак, которая еще и координирует библиотеку Майдана, видит здесь общественный культурно-образовательный центр. То есть то, чем живет здание в настоящий момент. Для этого его следует передать в коммунальную собственность города, а также искать спонсоров и координаторов, которые взялись бы за изменение юридического статуса здания, считает Осьмак.
• Как быть с поминальными местами на Грушевского и Институтской, которые люди обустроили самостоятельно? Ведь большинство киевлян и гостей города не смогут больше гулять по Крещатику, Майдану и правительственному кварталу так, как раньше, — с легким настроением и улыбкой. И убрать все начисто, чтобы и следа не осталось от тех событий, было бы нечестно.
«Мое мнение таково: баррикаду возле стадиона нужно музеефицировать, взять под стеклянное накрытие какую-то ее часть. И не воспроизводить ее в бетоне или металле, потому что наибольшее впечатление мы получаем тогда, когда видим все, как есть. Чтобы там были и образцы пуль, которыми стреляли в людей, и самодельные средства защиты, и пробитые пулями щиты, фрагменты разобранной брусчатки, что служило защитой майдановцев», — говорит Георгий Духовичный. И советует сохранить на тротуарах, на склонах по обе стороны от Октябрьского дворца и возле гостиницы «Украина» места, куда можно было бы приносить цветы.
Немного другое виденье у главного архитектора Киева. «Мы же не можем делать монументы во всех тех местах, где умирали люди, но не в сохранении щита или каски заключается сохранение событий. Должен быть художественный образ. И для такого монумента нужно найти правильное место. Возможно, разместить эдикулы (небольшие колонны) на лестнице к Октябрьскому дворцу», — считает Сергей Целовальник.
В восстановлении нуждается и мостовая. Петр Порошенко со сцены Майдана заявлял, что за сутки возобновит брусчатку возле стадиона «Динамо» и аркаду в случае победы. Пока этим занимаются коммунальные службы Киева.
• За счет собственных средств восстановили Мост Влюбленных строители из Коломыи. Ранее его подожгли для защиты майдановцев от спецназа.
• Мариинский парк, где находится мостик, пообещали облагородить общественные активисты, которые специально для этого создали «Международный клуб любителей ландшафта». Под свою опеку они берут газоны и клумбы в центре. В настоящий момент его представители ведут переговоры с Департаментом городского благоустройства и сохранения природной среды.
«В конце февраля мы осмотрели территорию с целью выявления имеющихся повреждений. Речь идет о газонах, деревьях и кустах центральной части города и Мариинского парка, — рассказала соучредитель клуба Ольга Камоликова. — С апреля можно начинать высадку. Визуально мы увидели, что в Мариинке не все так страшно, где-то нужно подсеять газоны, некоторые деревья планово заменить, потому что они сухие. А относительно газонов в центре, то во многих местах необходимо заменить почву».
Кстати, на призыв присоединиться к озеленению центра Киева уже откликнулось около 150 физических и юридических лиц из разных регионов страны. В случае необходимости они готовы помогать с грандиозными реконструкциями Крещатика и Майдана — когда наступят лучшие времена.