Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Какой он – студент сегодня?

Карантин корректирует учебный процесс, заставляя искать новые возможности для развития
17 ноября, 2020 - 19:23
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

17 ноября в мире отмечают Международный день студента.  Этот праздник, как и весь нынешний учебный год, запомнится спудеям многими неожиданностями и вызовами.  Независимо от континента и прописки абсолютно все высшие учебные заведения сменили привычный режим обучения на «коронавирусный». Поэтому и празднуют студенты не в аудиториях или на территории кампусов, а дома или в общежитиях (при условии, что руководство вуза позволило там остаться), присоединяясь из гаджетов к онлайн-лекциям или семинарам.

Даже начало учебного года студенты праздновали не вместе, а по отдельности. Первокурсники присоединились к учебному процессу только в конце сентября.  Их старшие коллеги по учебе в основном начали нынешний год вовремя, но — дистанционно.  С 16 ноября Минобразования рекомендовало перейти всем заведениям высшего образования на смешанную форму обучения.

Соответственно, новые условия получения знаний требуют от студентов и новых навыков, а иногда и мотивации к обучению.  Домашний режим некоторых расслабляет, а некоторых наоборот — стимулирует к развитию, самопознанию, поиску новых возможностей.  На этом даже акцентировали внимание в приветственном обращении к студентам в Министерстве образования и науки: «Вы — счастливые, поскольку есть очень много возможностей работать над собой, развиваться, совершенствоваться и повышать уровень профессионализма».

Именно такую платформу возможностей для студентов много лет создает «День», за исключением этого лета, опять же карантинного, когда пришлось отказаться от проведения «Летней школы журналистики».  Но закладывать верные смыслы и фундаменты можно и на расстоянии.  Наш опыт работы со студентами это доказывает, главное — использовать правильные инструменты.

Вот как отзывалась выпускница ЛШЖ-2018 Ирина Ладыка о своем сотрудничестве с «Днем»: «Это газета, которая имеет собственную миссию и воплощает ее в жизнь вот уже почти 24 года.  Сложно понять этот период, ведь мне самой только недавно исполнилось 22. Лариса Алексеевна научила меня более панорамно смотреть на события, происходящие вокруг.  Интересоваться историей, составлять свое мнение о событиях прошлого.  Иначе журналист рискует превратиться в подставку к микрофону.  Конечно, четкая позиция многим может не нравиться, но без нее «День» не был бы «Днем».

Рациональное зерно посеяно, плоды собираем, хотя для большего эффекта не хватает консолидированных усилий с властью.  А для этого ведь не обязательно искать поводы.

Мы решили обратиться непосредственно к участникам учебного процесса и образовательным экспертам, какие тенденции они замечают в сегодняшней студенческой среде?


КОММЕНТАРИИ

САМОДИСЦИПЛИНА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ — СЕЙЧАС РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР

Егор Стадный, экс-заместитель министра образования и науки:

— Сейчас происходит расслоение студентов гораздо более быстрыми темпами, чем бы это было до карантина. Каждый находится наедине со своими способностями и возможностями, усидчивостью, желанием и мотивированностью учиться. Когда ты в коллективе, тебя толкает социум, который вокруг. Если вокруг тебя отличники, значит, ты будешь тянуться к их уровню, даже если не все знаешь. Если вокруг двоечники, то будешь падать до их уровня, будет опускаться общая планка. А тут каждый наедине с собой, дома в ZOOM, индивидуально, даже если это самая продвинутая система управления обучением, которая есть во многих университетах, к счастью. Самодисциплина в условиях дистанционного обучения        — сейчас решающий фактор.

Видеоконференции не могут заменить аудиторию. Это может быть как вариант для людей в возрасте 30+, но не для возраста 17-22. Поэтому из-за карантина, внедрения дистанционного или смешанного обучения происходит гораздо быстрее расслоение студентов. То есть те, кто был до этого с высоким желанием учиться, был дисциплинированным, целеустремленным, продолжает дальше так же успешно учиться. Те, кто имел проблемы с самодисциплиной, с тайм-менеджментом, убеждением себя, что это не просто просиживание штанов, а обучение, те и дальше скатываются в эту пропасть протирания штанов. Это непременное изменение, которое происходит на наших глазах.

Для многих преподавателей это открытие, что многие студенты сваливаются в такую пропасть. Некоторые из них проводят опрос студентов среди курса или после его завершения и узнают, что студенты ничего не понимают, не все, конечно. Но это как в социологических опросах, когда есть часть тех, кто выбирает вариант «трудно сказать». Затем в какой-то момент этого «трудно сказать» становится очень мало, но больше какого-то другого варианта из-за определенных обострений и катаклизмов. Здесь так же. Части студентов не было видно, а теперь они в этих условиях теряются.

Это большая проблема, потому что после завершения онлайн-обучения большая часть студентов, по сути, не овладеет материалом. В некоторых университетах все-таки стараются идти в ногу с этими проблемами и пытаются их предупредить. Понимают, что определенная часть студентов в дистанционном обучении требует больше внимания, несколько других форматов задач. Кто практикует такую адресность подходов,  конечно, снижает негативные последствия «провисания» таких студентов. Но это, к сожалению, не во всех университетах происходит, и далеко не все преподаватели это практикуют. Если университеты работают дополнительно со студентами, которые оказались в зоне риска, этот риск снижается. Если нет — то наша система их не отбракует и не отчислит, но это приведет к тому, что будут люди с дипломами, но без надлежащих знаний.

«ПИНОК» К ЧЕМУ-ТО ЛУЧШЕМУ»

Полина КОВАЛЕВСКАЯ, студентка второго курса Мариупольского государственного университета по специальности «Социология»:

— С наступлением карантина и переходом на дистанционную учебу стала больше задумываться о своем месте в социуме. Если раньше я позиционировала себя, как студентку, а все свободное время посвящала волонтерству и студенческим организациям, то в настоящее время я думаю больше о том, кто я есть и как я могу проявлять себя отдельно от учебного заведения.  Также из-за сложного финансового положения пытаюсь разобраться в том, как можно мою специальность применять для заработка. В какой-то мере это сложно, но если не в 19, так в 21 год я бы пришла к этому.  Так что карантин воспринимаю как «пинок» к чему-то лучшему.

Кстати, такую же тенденцию я наблюдаю и среди своих одногруппников. Думаю, с введением карантина они, как и я, стали более сознательными гражданами и провели много рефлексий. Кто-то стал проявлять больший интерес к предмету, ведь пришлось самостоятельно искать информацию, а кто-то наоборот понял, что избрал не то направление и не желал бы связывать свою жизнь с этой специальностью.

Педагоги теперь стали нам больше, чем наставники. Мы получаем весь необходимый материал, имеем определенные дедлайны, но нас теперь больше направляют, чем контролируют. Теперь наша система больше напоминает западную, поскольку оценивают не время, проведенное на лекции, а полученные знания и умения формулировать свое мнение. Кроме того, студенты стали использовать меньше плагиата.

Одно я знаю точно: наша жизнь не будет прежней. Мы все изменились, посмотрели вовнутрь себя, и теперь отношение к учебе не будет прежним, как и сама система образования. Я считаю, что это круто, потому что мы живем в динамическом, современном мире, потому неразумно было бы пренебрегать новейшими технологиями.

«ПРИХОДИТСЯ БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМИ И ДИНАМИЧЕСКИМИ»

Анна ДАНИЛЬЧУК, кандидат филологических наук, доцент, докторант Волынского национального университета имени Леси Украинки:

— Несомненно, во время карантина образование изменилось, все мы перешли на дистанционный режим работы. Ввиду того, что мало украинских школ и университетов, материально и технически готовых к качественному выполнению противоэпидемических норм, это — единственный выход. Из личных наблюдений — в высшей школе учиться онлайн не так уж и сложно, ведь большинство студентов сознательно понимают, что и зачем они изучают, у них не нужно стоять за спиной и контролировать выполнение домашнего задания.

Конечно, ничего не заменит живого общения, однако во время пандемии — стоит беречь здоровье и жизни друг друга. Поэтому, ищем преимущества, а следовательно, в известной мере, карантин посодействовал осовремениванию высшей школы — пришлось обновлять и адаптировать учебные программы, делать их более интерактивными, планировать интересные задания и обязательно добавлять больше простого человеческого общения, в непростое время особенно чувствуется потребность друг в друге. Через экран не так просто удерживать внимание, поэтому и преподавателям, и студентам приходится быть творческими и динамическими. В этом есть большой плюс, как и выход из зоны комфорта, поиск новых образовательных и научных платформ, инновационных форм тестирования. Старшекурсникам дистанционная учеба нравится, ведь большинство из них уже работают, а так легче совмещать науку и профессиональный опыт. А вот первокурсникам тяжелее, они еще не успели познакомиться, понять отличия между школой и университетом, почувствовать вкус настоящей студенческой жизни. Ну и главное, если раньше все шутили, как студенты не любят ходить на учебу, выдумывали причины прогулять какую-то лекцию, то теперь, и мы, и они с нетерпением ожидаем реальных, а не виртуальных встреч. Но, конечно, только тогда, когда это будет действительно безопасно.

Подготовила Юлия ДОВГАЙЧУК, «День»


ФОТОШТРИХ

Собственная традиция: во Львове в День студента молодежь одела львов на площади Рынок в мантии. Их таким образом «посвятили в студенты», а все участники мероприятия вместе исполнили студенческий гимн

Фото Романа Балука

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ