По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), 89% украинцев считают, что в украинских школах существует буллинг — издевательство одних детей над другими. Вопрос школьного буллинга настолько важен, что данные о ситуации в странах-членах ООН вошли в глобальный отчет Генеральной Ассамблеи ООН.
В Украине признают проблему. По данным опроса, половина детей испытали на себе буллинг, при этом 36% никому ничего не говорили. Эти данные являются свидетельством низкого уровня эмоционального интеллекта (ЕQ) и детей, и взрослых: одни — страдают, вторые — издеваются, третьим безразлично. Следствие этого — высокий уровень агрессивности в обществе, суициды, нетерпимость к другим.
«ТРАВМА ВОЙНЫ ЗАЦЕПИЛА НЕ МЕНЕЕ 165 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК»
Ответственность за ситуацию в системе образования должны брать на себя взрослые: в Украине есть 500 тысяч учителей, и они могут изменить ситуацию. Это показал образовательный проект «Социальная интеграция через развитие эмоционального интеллекта и навыков миротворчества в школах на востоке Украины». Проект в течение последних полгода проходил в пяти восточных областях в партнерстве со специалистами из Литвы и Швеции.
Для справки: ЕQ — это группа ментальных способностей, которые принимают участие в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Люди с высоким ЕQ хорошо понимают собственные эмоции и чувства окружающих, могут эффективно руководить своей эмоциональной сферой, и потому их поведение в обществе более адаптивно, они легче достигают своих целей во взаимодействии с другими людьми.
«Мы говорим об образовании сквозь призму кризиса, которая имеет место в государстве. В условиях военного конфликта мы видим важность интегрирования методик и техник эмоциональной компетентности в наших школах, поскольку травма войны зацепила не менее 165 тысяч людей, — говорит Екатерина ЯСЬКО, председатель общественной организации «Відкрита хата», который воплощает просветительские проекты, направленные на достижение социальных изменений в Украине. — На каждого человека не хватит психологов, и единственное решение, которое здесь может быть, — интеграция в систему образования таких методик. Нам помогают Венгрия, Швеция и Литва — они делятся опытом. Мы считаем, что такие практики помогут украинской школе сделать рывок. Речь идет не о реформе образования как таковой, а о том, чтобы через систему образования сделать рывок к социальным изменениям. Литва и Швеция имеют хорошие примеры организации такой работы. В качестве нашей миссии мы видим помощь системе образования в повышении квалификации педагогов, направленную на целостное интегральное развитие личности, инициирования диалога между государством, донорами, общественными организациями и международными экспертами».
«НАШЕ ОБЩЕСТВО НАПОЛНЕНО ЭНЕРГИЕЙ КОНФЛИКТА»
В рамках проекта учителя и ученики шести восточных областей посещают учебные заведения в Литве и Швеции, знакомятся с учебным процессом и опытом преодоления конфликтных ситуаций.
«Когда дети возвращаются, то говорят, что увидели школу своей мечты. И что эта мечта — досягаема, — рассказал бизнес-тренер, наставник, автор тренингов по развитию эмоционального интеллекта и эмпатии для представителей бизнеса и педагогов Сергей ЧУМАЧЕНКО. — Но для этого нужно приложить много усилий. К счастью, в Министерстве образования говорят о важности принципов партнерства между учителями и детьми, министр говорит о буллинге в учебных заведениях. Тем не менее, наши коллеги в Швеции отмечают, что ситуацию во всей системе образования не следует отрывать от идеологии, которая существует в государстве. Так же как сознание учителей — от ценностных основ нации. Все взаимосвязано. В Швеции система образования в настоящее время удовлетворяет потребности своего общества — это доверие, взаимоуважение и партнерство. Поэтому нам следует начинать с того, каким мы хотим видеть государство: по-видимому, нам нужна ценностная другая идеология. Майдан показал, что у нас с Европой практически одинаковое ценностное поле, и это очень хорошо. Но война влияет на нас таким образом, что общество наполнено энергией конфликта — мы не можем друг друга слышать. А в Швеции все являются равными партнерами, все имеют право на свое мнение и уважают права другого».
По словам специалистов, в Швеции переход на ценностно ориентированную модель образования начался в 2010 году. Существенные изменения отмечаются только в настоящий момент. В Литве, по данным экспертов, на это пошло три-пять лет. По мнению специалистов, в Украине объем проблемы намного больший, но поскольку европейские партнеры хотят помочь, первых системных результатов, по словам участников проекта, можно ожидать уже через год. Проект показал, что украинские учителя очень хорошо обучаются.
«Нашим заданием было не просто научить учителей эмоциональной компетентности, а помочь им трансформироваться. Мы боялись, что не получится, но результаты превзошли ожидания: у учителей повысился ЕQ, снизилась тревожность. А это значит, что стало меньше страха, который порождает агрессию. Также снизилась коммуникативная агрессия и коммуникативные барьеры», — резюмирует психолог ОО «Відкрита хата» Марина ВОСТРОВА.
Для заинтересованных темой и проблемой — учителей, психологов, родителей, детей, руководителей учебных заведений — всех, кто желает приобщиться и поучиться, до 15 декабря запустят интернет-портал, на котором будут выкладывать материалы об эмпатии, книги, тренинги, информацию об образовательных событиях.