Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каждая женщина — немного богиня

1 марта, 2007 - 19:17
«РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ» САНДРО БОТИЧЕЛЛИ / ВСТРЕЧА ЦАРИЦЫ САВСКОЙ И ЦАРЯ СОЛОМОНА

Накануне Международного женского дня мы решили рассказать читателям «Дня» о некоторых представительницах прекрасной половины человечества — существах загадочных и непредсказуемых, всегда таящих в себе некое «иррациональное зерно». Издревле женщина — соблазнительная и прекрасная, выступает главной героиней во многих легендах, но все же трудно проследить эту линию в мифологии всех времен и народов. Поэтому речь пойдет только о трех женщинах: мифической прародительнице Еве, греческой богине любви Венере и легендарной царице Савской.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ЕВЫ

Именно она, соблазненная Змием, принесла Адаму роскошное и румяное яблоко познания добра и зла с запретного дерева, отчего и начались людские грехи. Само имя Ева имеет несколько версий перевода. В библейском тексте оно звучит как «Хай» (жизнь): «...и нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо стала она матерью всех живущих...».

Современные ученые видят корень этого имени в древнефиникийском «Хвт» («змея» или «змееподобная богиня»). Вкусив запретный плод, Ева и Адам познали цену добра и зла, но вместе с тем обнаружили то, чему раньше вовсе не придавали значения. Они стыдятся своей наготы: тот самый «фиговый листочек» впервые появляется именно в этой легенде. Теперь, после грехопадения, Адам и Ева изгоняются из рая, где жили без хлопот и печали. Они вынуждены перебираться на Землю, и отныне участь мужчины — добывать хлеб свой насущный в поту, а женщины — рожать в муках. Будущее им неизвестно до тех пор, пока не превратится в настоящее, а райский сад — недостижимо далеко. Ева явилась причиной того, что «парадиз» — рай (или по-древнеирански «отовсюду отгороженное место») теперь можно заслужить только ценою безгрешной, праведной жизни. Любопытно, что, изображая сцену грехопадения, художники средневековья часто вкладывали Еве в руку не яблоко, а гранат — такова была символика этой эпохи. С XVIII века Еву изображают в кокетливой позе, как воплощение любви, а в конце XIX века все чаще появляются картины, где Адам и Ева обнимаются, впервые испытав неизвестную им ранее страсть. В некоторых произведениях Еву изображают стоящей рядом со Змием, обвивающим древо познания, и в лице ее явно заметны «змеиные» черты — у зрителя не должно появляться никаких сомнений относительно того, что Искуситель и Женщина — это если не одно и тоже, то почти одно и тоже.

Таким образом, наша прародительница Ева сыграла очень существенную роль в судьбе человечества. Она сама одновременно искусительница и жертва искушения. Впрочем, соблазн — постоянный спутник женщины-богини. Это подтверждают многочисленные легенды, посвященные богине любви и красоты Венере.

ВЕНЕРА

Венера родилась из морской пены, окрашенной кровью раненого Урана, поэтому ее часто называли «пенорожденная», а в греческой мифологии она — Афродита. Волны вынесли ее на берег острова Кифера, а потом на остров Крит, который и стал любимым местом ее пребывания. Воспитанием прелестной богини занимались Горы (времена года) а Грации (символизирующие все, что составляет прелесть и привлекательность жизни) помогали ей следить за своей внешностью. Древние греки воспринимали Венеру как источник мощной, пронизывающей весь мир, любви. Ее власти подчинены все — и боги и люди. Хотя Венера и замужем за хромым Гефестом, богом огня и кузнечного дела, это вовсе не мешает другим богам — Посейдону и Аресу — добиваться ее благосклонности. Но и после их рождения любвеобильная Венера продолжает изменять мужу. Причем к этому ее часто подталкивает шаловливый сын Эрот, которого художники всегда изображают держащим лук и колчан со стрелами, вселяющими страсть.

Видимо, сознание своей неотразимой привлекательности позволило Венере легко обходить все моральные запреты и вновь пускаться в любовные похождения. Своей красотой богиня откровенно гордилась, и ничуть не сомневалась в первенстве среди других богинь и смертных. Правота ее подтвердилась однажды во время знаменитого суда Париса. Три богини — Гера, Афина и Венера — заспорили, кому достанется золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей», тайно подброшенное богиней раздора Эридой на свадебном пиру: поскольку страсти все накалялись, боги решили отправить быстрого Меркурия за нейтральным судьей — им оказался пастух Парис. Увидев молодого красавца, каждая из трех богинь предлагала ему свои услуги; богиня войны Афина — успех в сражениях, супруга Юпитера Гера — владычество над всей Азией. И все же Парис отдал свое предпочтение (вместе с золотым яблоком) Венере, ибо она обещала юноше любовь прекраснейшей из смертных женщин, красавицы Елены. Именно похищение Парисом жены спартанского царя Елены и послужило толчком для начала Троянской войны.

Древние греки прославляли Венеру как богиню, дарующую земле изобилие, богиню гор и морей, спутницу и добрую помощницу в плавании. Кроме того, она еще и покровительница браков и родов. Культ ее является таким древним, что, по одной из версий генеалогии, она появилась на свет прежде верховного бога Олимпа — Юпитера. Гесиод пишет о «пенящей радости» объятий, сладкой неге любви, пленительной улыбке и смехе. В VI гимне Гомера, при появлении Афродиты на свет, Горы венчают ее золотым венцом, украшают ожерельями и серьгами. А боги при виде ее красоты тут же возгораются желанием взять ее в жены. Вечно юное начало этой богини описано в поэме Лукреция «О природе вещей», где она выступает еще и как богиня плодородия, вечной весны и жизни.

ЦАРИЦА САВСКАЯ

Но в некоторых случаях даже красота, соединенная с мудростью, не может удержать отлетающей любви. Так случилось с царицей Савской, потерявшей свою женскую власть над израильским царем Соломоном. Легендарная царица повсюду снискала себе громкую славу. Многие народы обожествляли ее за великую мудрость и несметные богатства, а главное — за ослепительную неувядающую красоту. Мужчина, увидевший ее хоть раз, становился вечным пленником, послушным рабом. А между тем, царица удерживала свою молодость благодаря многочисленным тайным благовониям, маскам и травам. Приближенные к ней рабыни знали, как любит царица принимать ванны с теплым козьим молоком, но не смели проронить ни звука — женские хитрости царицы всегда оставались в секрете. Когда царице Савской было около сорока, она, согласно ветхозаветному преданию, впервые услышала о славном царе Соломоне. Сын царя Давида и Вирсавии Соломон получил отцовский трон в обход старших братьев. Мудрый и справедливый правитель, он вершил суд над людьми, укрощал злых демонов, знал язык зверей и птиц. Стремясь к истине, Соломон познал «начало, конец и середину времени, изрек три тысячи притчей, сочинил тысячу и пять песней». Но, вероятно, мудрую и прекрасную царицу Савскую очаровали не только деяния Соломона.

И даже не его волшебные богатства, ибо сама она жила в роскоши и великолепии. И вот царица отправляется в Израиль, чтобы испытать мудрость Соломона и заодно покорить его сердце.

Сразу же после прибытия царица стала загадывать мудреные загадки. Первая была такова: к Соломону во дворец привели пятьдесят длинноволосых, женоподобных юношей и пятьдесят девушек. И те, и другие были одинаково одеты, да так хитро, что вовсе не отличались друг от друга, и самый зоркий глаз не распознал бы их пола. «Я назову тебя мудрым, царь, если ты скажешь мне, кто из них женщина, и кто — мужчина», — сказала царица Савская. Соломон легко разрешил эту загадку, наблюдая за тем, как они умывались: юноши смело расплескивали воду и бросали горстями себе в лицо, в то время как девушки нежно и заботливо набирали влагу в ладони, близко поднося ее к глазам. Вторая загадка царицы была чуть сложней. Она прислала Соломону алмаз величиной с орех, насквозь испорченный замысловатой трещиной, изгибы и завитки которой рисовали сложный орнамент. Царица предложила протянуть сквозь трещину нитку, да так, чтобы конец ее вышел с другой стороны алмаза. Смеясь, мудрый царь запустил в алмазную щель юркого шелковичного червя, легко пролезшего через лабиринт и оставившего шелковый след — нить. Наконец, царица подала Соломону великолепный кубок из резного сардоникса и сказала: «Этот кубок будет твоим, если ты наполнишь его влагой, взятою ни с земли, ни с неба». И Соломон собрал в кубок белую пену, падавшую с тела утомленного бегом коня. Много еще загадок придумывала царица, много ухищрений пустила в ход, оставаясь с Соломоном ночами. Но когда она наскучила прекрасному царю, и чары ее оказались бессильны, она покивнула Ливанский дворец.

Легенда о встрече царицы Савской и Соломона была очень популярна. До нас дошли образцы персидских миниатюр, на которых художники изобразили царицу Савскую. К этой же теме обращались европейские живописцы средневековья и эпохи Возрождения.

Истории о легендарных красавицах, конечно, не исчерпываются мифами. В наше время те же достоинства — ум, красота, обаяние — в не меньшей степени свойственны и нашим современницам. Женский день — это прекрасный повод еще раз вспомнить о том, что женщины — по-прежнему — неразгаданная тайна, и смена эпох нисколько не повлияла на этот достоверный факт.

Елена ШАПИРО, искусствовед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ