Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Каждый день – день физики»

17 сентября, 2021 - 18:57

ФИЗИКА БЫЛА ВСЕГДА НА ВЫСОТЕ...

По-видимому, среди всех учебных предметов только физика имеет способность держать марку всех «самая» (объединять в себе все прилагательные с превосходной степенью сравнения): самая интересная, самая полезная, самая практическая, самая тяжелая. Никакая деятельность человека не обходится без элементарных знаний по физике: выбор угла бросания мяча для обеспечения максимальной дальности полета, выбор оптимальной техники бега (прыжка) в зависимости от биомеханических показателей спортсмена, соблюдение предпосылок реализации техники удара «крученого» мяча, учета вредных и полезных проявлений трения, использования физических закономерностей в молекулярной кухне, езде на велосипеде, безопасности на дороге, объяснения оптических явлений и физики зрения и тому подобное. Решение сложных прикладных задач требует основательных физических знаний, обладания математическим аппаратом и незаурядной научной интуицией. До недавнего времени быть классическим физиком или инженером с физико-математическим образованием, которое давали технические вузы, было достаточно престижно и часто решающим в вопросе трудоустройства. Знаю, был период, когда лучших выпускников технических институтов приглашали на работу в Службу безопасности Украины.

ПОТЕРЯ ПРИОРИТЕТОВ...

Во времена, когда работа педагога или инженера является невостребованной, или же востребованной, но низкооплачиваемой, теряется и запрос абитуриентов на технические специальности и профессию учителя. Особенно в последние годы в заведениях образования начала остро чувствоваться потребность в квалифицированных физиках, поскольку выпускники вузов отдают предпочтение пойти в свободное плавание в частном секторе рынка труда, чем работать за те средства, что предлагает государство молодому специалисту. Отсутствие кадрового потенциала, современной образовательной среды (имею в виду устаревшую учебно-материальную базу школьных  кабинетов  физики), что очень остро наблюдается в сельской местности, низкий процент медийного контента научного содержания, недостаточная популяризация интеллектуальных мероприятий в СМИ, низкая активность со стороны общества к таким мероприятиям (о  которых идет речь в письме В.М. ЛОКТЕВА), по моему мнению, являются решающими факторами, существенно влияющими на снижение уровня мотивации учеников к изучению физики, что в свою очередь, приводит к низким результатам ВНО.

ВСЕ ЛИ ТАК ПЛОХО?

Бесспорно, нет. Даже несмотря на низкие результаты ВНО, отсутствие мотивации учеников к изучению физики, проблемы с набором на физические факультеты вузов, в сфере  физического образования, есть, кем гордиться и на кого равняться.

Современными флагманами школьной физики, по моему мнению, являются известные учителя: Павел Виктор (г. Одесса), победитель всеукраинского конкурса «Учитель года— 2009», автор популярного YouTube-канала; Илья Гельфгат (г. Харьков), автор замечательных сборников задач, Олег Орлянский (г. Днепр), Пауль Пшеничка (г. Черновцы), победитель национальной премии Global Teacher Prize Ukraine (2017), которые подготовили многих победителей разного уровня интеллектуальных соревнований. И это лишь те, на кого подписан в социальных сетях и слежу за их публичной деятельностью.

Будучи участником всеукраинского конкурса «Учитель года-2018» в номинации «физика»,  имел возможность познакомиться и обменяться опытом с педагогами-новаторами со всей Украины, которые являются носителями инновационных идей в образовательном пространстве, и убежден, что остаются одними из лучших в своей сфере.

Чрезвычайно мощной образовательной площадкой для всестороннего развития ученика и учителя является Национальный центр «Малая академия наук Украины», которая организует, кроме традиционного всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ, повышения квалификации педагогов по вопросам STEM-образования, деятельность известной на всю Украину лаборатории МАНЛАБ, недавно открытого Музея науки, профильные школы, научные экспедиции, международные стажировки и научные школы для учеников и учителей (в 2019 году имел возможность стать участником Международной научной школы Ukrainian Teachers Programme-2019 и побывать в CERN — Европейской организации ядерных исследований, Швейцария-Франция), и ряде других не менее весомых интеллектуальных мероприятий для молодежи и педагогов Украины.

При случае хотел бы акцентировать внимание педагогов на деятельности всеукраинской общественной организации «Ассоциация учителей физики «Путь образования — XXI», координатором которой является Игорь Чернецкий, заведующий отделом создания учебно-тематических систем знаний НЦ «МАН Украины».

ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ, МОТИВИРУЕМЫЙ УЧЕНИК, СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА — НЕОБХОДИМОЕ И  ДОСТАТОЧНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕХА

Ни для кого не секрет, что между специализированными лицеями, образовательными заведениями областного подчинения, ученики которых, как правило, представляют Украину на международных интеллектуальных соревнованиях, и обычными школами — глубокий технологический и кадровый барьер: большинство специализированных лицеев имеют значительно лучшее оборудование кабинетов физики, образовательный процесс обеспечивают учителя-методисты, кандидаты наук, сотрудники вузов (не  уверен,    можно ли ставить  эти  категории работников  в  один  ряд), да и уровень знаний учеников, которые изучают физику углубленно, на несколько порядков выше от уровня среднестатистического ученика по стране.

Несколько лучшая ситуация с учебным оборудованием наблюдается на протяжении последних нескольких лет в опорных заведениях образования (в сравнении с обычными школами), на которые государством выделяются средства на приобретение современного интерактивного оборудования предметных кабинетов. Также в рамках Концепции развития естественно-математического образования — STEM-образования (распоряжение КМУ от 5.08.2020 № 960-р) и Плана мероприятий относительно его реализации (распоряжение КМУ от 13.01.2021 № 131-р) предвидено установление в заведениях образования STEM-лабораторий, организацию STEM-центров, оборудование естественно-математических кабинетов.

ЛОКАЛЬНЫЕ ФОРМУЛЫ УСПЕХА

Стоит ли проводить акции типа «Год математики» или «Год физики»? Бесспорно, да. В первую очередь, это акцент на важности отдельных предметов в образовательном пространстве, позиция государства относительно заинтересованности в качественном образовании, привлечении информационного ресурса для освещения событий, мощная поддержка со стороны Министерства образования и науки Украины и подотчетных профильных учреждений. Однако, убежден, что ученикам нужно организовывать акции «Каждый день — день физики» или же «Физика — наука нашей жизни», ведь ежедневно, часто даже не задумываясь, каждый участник образовательного процесса встречается с физическими явлениями и законами.

Потенциал педагогического коллектива в целом —  достаточно важный индикатор быстрого профессионального роста молодого педагога (да и не только молодого). Особенную окраску это приобретает в условиях реализации образовательной деятельности в контексте STEM-образования, что проявляется в т. ч. в сотрудничестве учителей природоведческих предметов, которые колоритно усиливаются педагогами художественного направления, изменяя контекст на STEAM-образование.

Региональный дух «олимпиадного движения» (имею в виду интеллектуальные соревнования — физическая олимпиада, турнир юных физиков, интерактивные конкурсы, интернет-турнир «Открытая природоведческая демонстрация», конкурс-защита научно-исследовательских работ и тому подобное) держит в тонусе интеллектуальную элиту и хорошо закаляет успешного конкурентно состоятельного выпускника. Здесь стоит отметить настойчивость и последовательность организатора и председателя жюри (Валентин Савош и Григорий Кобель — Волынский ИППО) ученической олимпиады по физике, которые сумели не прервать и продолжить интеллектуальный физический марафон в 2020 году, положив начало Волынской интернет-олимпиаде по физике.

Повышение квалификации педагогов, консультативная поддержка по оборудованию рабочего места, по вопросам робототехники и внедрению STEM-образования осуществляется на протяжении многих лет Александром Мартынюком (Волынский национальный университет им. Л. Украинки).

И возвращаясь к ВНО... В 2013 году Дрыль Дмитрий, которого имел  честь учить, получил 200-бальный результат по физике.

Виктор НИКИТЮК, учитель физики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заслуженный учитель Украины, опорное заведение общего среднего образования «Локачинский лицей» Локачинского поселкового совета Владимир-Волынского района Волынской области
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ