Распад Союза покончил с международной изоляцией Украины и сегодня
у нас работает много иностранцев — политиков, коммерсантов, ученых и т.
д. Большинство из них приехало из богатых, чистых и благоустроенных стран
и, конечно, не в восторге от наших так называемых порядков. Подозреваю
также, что наше «нестроение», общая неприбранность для большинства гостей
застилает, как бельмом, все то, что является здесь действительно интересным,
изысканным, историческим. Поэтому такой приятной неожиданностью было увидеть
в газете «Deutscher Kanal» серию статей, посвященных Киеву и написанных
иностранцем — искренним почитателем нашего города. Автором материалов,
которые можно было бы назвать «Прогулки по Киеву», оказался гражданин Германии,
председатель представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине доктор
Манфред Ломанн. Газета «День» решила предоставить своим читателям возможность
посмотреть на Киев его глазами. Заметки д-ра Ломанна отличаются вкусом,
эрудицией и искренним интересом к деталям старинного города, где автор
живет уже 5 лет.
МАГДЕБУРГСКАЯ КОЛОННА
Если спуститься по склону берега от так называемой Арки
российско-украинской дружбы до Центрального парка на берегу Днепра, можно
натолкнуться на памятник, который для немцев представляет особый интерес:
речь идет о Магдебургской колонне — монументе в честь введения Магдебургского
права в Киеве в конце XV века. Магдебургское право в средние века значительно
распространилось на восточную Европу, а Киев можно считать наиболее восточным
городом, который положил начало этой правовой системе. Магдебургское городское
право гарантировало самоуправление через созданный на основе общих выборов
городской совет, а также независимое судопроизводство. Таким образом, не
только представители княжеских семей имели право решать городские и юридические
вопросы, но и граждане города. Во времена польско-литовского княжеского
господства городам, которые получили статус Магдебургского права, предоставлялись
соответствующие привилегии, а так называемые Магдебургские кодификации
были переведены на латинский и польский языки. Благодарные граждане Киева
решили установить памятник в честь Магдебургского права как дань сохранения
всех прав и свобод во времена господства русского царя Александра. Между
тем надпись на колонне почему-то связана с воспоминанием о Крещении Руси
Великим князем Владимиром. Поэтому памятник среди киевлян более известен
как «Нижний монумент в честь Крещения Руси»... Есть надежда, что правительство
и парламент Украины в будущем при пересмотре устоявшихся основ коммунального
самоуправления снова вернется к принципам Магдебургского права, которое
само по себе является залогом гражданских прав и свобод и действенным препятствием
на пути произвола государства.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПЛОЩАДЬ
На старинной почтовой открытке изображена Европейская площадь
в Киеве накануне Первой мировой войны. Виден памятник царю Александру II,
который был демонтирован в 30-е годы нынешнего века... Справа от памятника
находился вход в Сад Купеческого Собрания, украшенный воротами, выполненными
в восточном стиле. Виден также старый трамвай, маршрут которого пролегал
до Днепровской набережной.
В советские времена она называлась «Площадью Ленинского
комсомола». Здесь был построен филиал московского Центрального музея Ленина
с огромной скульптурой вождя в главном холле. Эта скульптура куда-то исчезла
в 1991 году. Сегодня здание называется «Украинским домом». Здесь, где до
конца 80-х прославляли диктатор а Ленина, сегодня проходят выставки, концерты
и конференции. Цветочная клумба в центре площади была обновлена к 7-й годовщины
провозглашения Независимости Украины, как и сама площадь вместе с главной
улицей города — Крещатиком. Изображенное в центре снимка здание, — это
отреставрированная сегодня филармония.
Те, кто ныне, подобно автору этих строк, живет вблизи Европейской
площади, ощущал, бесспорно, во время реконструкции Крещатика не только
радость, но и множество неудобств, связанных с пылью от строительных работ
и нескончаемым шумом работающей техники. Вряд ли можно надеяться на то,
что движение в центре города после ремонта станет менее интенсивным.
ПЛОЩАДЬ СВЯТОЙ СОФИИ — СТАРАЯ И НОВАЯ
Приведенная здесь почтовая открытка 1902 года была изготовлена,
судя по всему, немецкой «Фототипиею Шерера, Набхольца & Со.» в Москве.
Эта фотостудия в царские времена выпускала большими тиражами высококачественные
открытки. На ней изображен Собор Святой Софии и памятник Богдану Хмельницкому,
построенный в 1888 году. Архитектурное решение по застройке площади является
одним из наиболее удачных и захватывающих в Украине. Особенно это стало
заметным после восстановления Святомихайловского Златоверхого монастыря,
расположенного на противоположной стороне площади. В общей панораме площади
теперь опять доминируют здания в стиле типичного украинского барокко.
В советские времена площадь носила имя Богдана Хмельницкого.
Она играла важную роль на всех этапах становления и развития украинского
общества, начиная со времен Киевской Руси. Роль площади выросла в бурные
и трагические времена в конце Первой мировой войны, когда Киев несколько
раз переходил из рук в руки. По площади шагали белые и красные, правительственное
войско гетмана Скоропадского, военные формирования Директории Симона Петлюры,
немецкая армия во время ее непродолжительного пребывания в Киеве, позднее
— армия Антанты. В 1919 году площадь на длительное время попала в распоряжение
руководителей советской системы.
Во времена сталинской диктатуры в 30-е годы было разрушено
более 40 церквей, монастырей и часовен. Угроза уничтожения нависла и над
Софийским собором. Только начало Второй мировой войны помешало планам его
уничтожения.
Еще один штрих к старой почтовой открытке: в то время пребывание
в каждом уголке Европы имело более европейский привкус, чем ныне. Об этом
свидетельствует надпись на иностранном языке на открытке, в нашем случае
на французском. Может быть, есть смысл в том, чтобы эта традиция была как
можно быстрее восстановлена?
АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В этой части моего рассказа я хотел бы представить две
киевские церкви, которые у меня вызывают особые чувства — по-видимому,
потому, что я живу или жил непосредственно рядом с ними. Более трех лет
подряд я жил на Андреевском спуске и ежедневно проходил мимо Андреевской
церкви. На цветной почтовой открытке с киевским почтовым штемпелем, датированным
1909 годом, слева видна эта церковь, а также площадь, которая переходит
в Андреевский спуск. Перед церковью стоит экипаж, запряженный лошадьми.
На нашей открытке какой-нибудь господин Мюллер писал своей жене и детям
в Лейпциг. Писал готическим курсивом, который сегодня мало кто из немцев
мог бы прочитать.
Расположение Андреевской церкви является очень удачным
— на Андреевском холме. Если верить легенде, на этом месте апостол Андрей
установил Святой крест. Нынешняя Андреевская церковь была построена по
проекту итальянского архитектора Бартоломео Растрелли в 1747 — 1753 годах.
Он построил также величественный Мариинский дворец. Благодаря своим архитектурным
творениям в стиле барокко и рококо Бартоломео Растрелли стал очень знаменитым
в Российской империи. Андреевская церковь отмечается крестовидным расположением
второстепенных куполов, над которыми доминирует 42-метровый главный купол.
Свои особенности есть и у фундамента церкви — он достигает 15 метров в
глубину, создавая цоколь, в котором расположена нижняя церковь. Внутреннее
украшение церкви состоит из золоченого иконостаса и известных произведений
изобразительного искусства.
В XIX и в начале XX веков с Подола или с Днепра можно было
увидеть величественную, захватывающую дух панораму златоглавых церковных
куполов на высоком правом берегу Днепра. Сегодня остались только Андреевская
церковь, Лавра, Выдубецкий монастырь и Собор Святой Софии. Остальное уничтожено
советской системой. Только в последнее время в эту картину начали гармонично
вписываться купола Свято-Михайловского златоверхого монастыря.
ПАМЯТНИК КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ
На одной из почтовых открыток изображена Михайловская площадь
с видом на Собор Святой Софии и памятник княгине Ольге, установленный 4
сентября 1911 года. В поле зрения объектива попал также трамвайный вагон,
который курсировал по своему маршруту рядом с Софийским собором и памятником
Ольге. Памятник княгине Ольге вместе с памятником Святому Владимиру представляют
собой наиболее известные монументальные сооружения в честь выдающегося
события X века нашей эры — Крещения Киевской Руси. Во время правления княгини
Ольги получили большое развитие контакты с римско-германским кайзером Отто
I, который в 961 году послал в Киев епископа Адальберта с целью создания
соответствующего епископата. Его миссия не увенчалась успехом и Киев остался,
как и раньше, под патронатом Константинополя. Для красных партийных функционеров
памятник княгине Ольге был как бельмо на глазу, и поэтому между 1919 и
1923 годами его разрушили. Таким образом была создана еще одна большая
площадь для военных парадов.
Сегодня отрадно наблюдать восстановление памятников, посвященных
Крещению Руси, и более внимательный уход за ними. Беломраморный монументальный
ансамбль княгине Ольге был восстановлен в Киеве в соответствии с оригиналом
и торжественно открыт 25 мая 1996 года в День Киева. Несмотря на все неурядицы,
памятник Святой княгине Ольге и вновь отстроенный Святомихайловский Златоверхий
монастырь стали той доминантой, которая позволила Михайловской площади
возвратить свое когда-то утраченное лицо. Хотя, как и раньше, ее гармонию
нарушает колоссальное здание советских времен, в котором расположено Министерство
иностранных дел Украины.
Остается надеяться, что после семидесятилетнего господства
советской тоталитарной системы, где псевдонаучный атеизм был единственной
«государственной религией», возвращение к прошлому, к христианскому восприятию
мира и человека в нем станет нормой. Особенно это важно для молодежи. Такое
возвращение к истокам собственной истории отвечает завещаниям Святой Ольги.
МИХАЙЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
На почтовой открытке, которая напечатана слева вверху,
мы видим фронтальный снимок Михайловского монастыря. Эта открытка была
изготовлена на рубеже XIX и XX веков шведским изданием «Гранберг» в Стокгольме,
которое в свое время печатало почтовые открытки для всей Европы, включая
Российскую империю. Главную церковь Михайловского златоверхого монастыря
венчали семь златоглавых куполов, над которыми доминировала колокольня.
Эта церковь по своему духовному значению уступала только Святой Софии Киевской
и была построена в 1108 году. Она просуществовала до 1936 года, когда была
варварски разрушена сталинскими приспешниками. На месте церкви планировалось
построить здание Центрального Комитета Коммунистической партии.
Еще до недавнего времени о Михайловском монастыре не напоминало
ничего, кроме остатков фундамента, которые терялись в городском парке,
и церкви Иоанна Крестителя, построенной в 1713 году. Церковь имела типовую
деревянную крышу, изготовленную без единого гвоздя. Она служила трапезной
палатой для монахов бывшего большого монастырского комплекса. После решения
государства и Киевского горсовета о предоставлении средств на восстановление
монастыря в течение трех лет, можно было с интересом наблюдать, как постепенно
возводилась колокольня.
После завершения восстановления Свято-Михайловского златоверхого
монастыря, который расположен напротив Собора Святой Софии, в украинской
столице будет создан комплекс сакральных сооружений, объединенных в единый
ансамбль, равных которому нет, наверное, ни в Киеве, ни во всей Украине.
Однако в то время, когда много киевлян этому радуются, другие спрашивают,
не целесообразнее ли было использовать эти средства на погашение задолженности
по зарплатам и пенсиям...
P.S.
В связи с публикацией «Киев старый и новый» даем краткие
сведения о ее авторе Манфреде Ломанне. Уверены, что наши читатели с интересом
познакомятся с одним из «солдат» той многочисленной армии иностранцев,
которые сегодня помогают нам (как и многим другим) устраивать свою жизнь.
Д-р Ломанн имеет на это полное моральное право, ведь в его отчизне подавляющее
большинство людей живет зажиточно и достойно — собственным трудом.
Ко времени окончания Второй мировой войны Манфред Ломанн
был ребенком, хотя на всю жизнь запомнил тотальные бомбардировки немецких
городов и послевоенную разруху. Получил высшее политическое, историческое
и юридическое образование. Диссертацию по политологии защитил в Берлинском
университете. Знает несколько языков, и не только европейских, например,
малайский.
Д-р Ломанн работал в различных странах, поэтому имеет достаточно
опыта, чтобы сравнивать и оценивать. Высшим смыслом своего пребывания в
Украине считает содействие развитию демократии во всех ее формах. На вопрос
корреспондента «Дня» о «застое» в Украине, он ответил: «Считаю, существует
несколько очень существенных факторов кризиса. (1) В 90-е годы в Украине
не произошло действительной смены правящих элит. (2) Перед Украиной одновременно
встали три архисложные задачи — создание государственности, установление
демократического уклада и радикальное изменение экономической системы.
В других странах, например в Польше или Чехии, исторический груз оказался
значительно более легким. Несмотря ни на что, сделано уже немало. Особенно
нужно отметить то, что новое поколение украинцев коренным образом и в лучшую
сторону отличается от своих родителей». Не удивительно, что значительную
часть своих усилий Фонд Аденауэра направляет на то, чтобы предоставить
молодежи возможность изучать западный политический и социальный опыт, новые
методы управления, изучать иностранные языки.
В частной жизни господин Ломанн — страстный коллекционер.
Например, собирает книги и различные материалы, посвященные немецкой современной
истории, в частности, политические биографии XIX—XX веков. Он, как и многие
другие немцы, постоянно ищет ответ на больной вопрос: «В чем причины фашизма,
что случилось с Германией в 20—30-е годы?»
Господин доктор всегда интересовался классической архитектурой,
особенно романской. По этой причине, приехав в Киев, сразу рассмотрел историческое
лицо города, нашел в наших памятниках много черт романской архитектуры,
оценил изысканный эклектический стиль застройки XIX, начала XX веков. И
начал собирать старинные почтовые открытки с изображением Киева. Сейчас
имеет большую коллекцию, знает много интересных деталей о прошлом Киева.
Интересно то, что большинство почтовых открыток начала XX века он приобрел
не в Украине, а в Германии, где они и выпускались. К сожалению, д-р Ломанн
до сих пор не смог «войти» в систему украинских коллекционеров почтовых
открыток, хотя весьма заинтересован в том, чтобы познакомиться с украинской
продукцией.
Клара ГУДЗИК, «День»
Фото почтовых открыток — из частной
коллекции автора