Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киев теряет мозаики

Уникальное монументально-декоративное искусство Украины превращается в Атлантиду
7 декабря, 2020 - 19:02
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Как ни странно, но начиная еще с начала ХХ века, именно стенопись явилась в Украине тем видом искусства, который не только постоянно оказывался в центре острых общественных дискуссий и противостояний, но и подлежал уничтожению.  Так произошло, в частности, с произведениями 1920-х — начала 1930-х годов знаменитого М.Бойчука и его учеников, других выдающихся художников этого времени А. Петрицкого, Л. Крамаренко, С. Толкачева, В. Ермилова, которые были разрушены  сталинскими идеологическими «чистками».  Теперь мы можем увидеть их только на редких фотографиях.  Уникальная украинская монументалистика раннесоветских десятилетий превратилась в Атлантиду, воссоздать и реконструировать которую уже невозможно.

Сегодня подобная участь может коснуться и другого, не менее значительного художественного явления нашей культуры, — стенопись 1960-1980-х годов.  Между тем, именно в Украине монументально-декоративное искусство этого времени — мозаики, росписи, рельефы — явились той областью, которая развивалась тогда едва ли не активнее всего, привлекала ярких художников, чьи творческие интересы простирались за пределы официальных соцреалистических установок.  В монументалистике работали тогда А. Горская, В. Зарецкий, А. Лымарев, Б. Плаксий, А. Дубовик, Ю. Егоров, В. Задорожный, В. Григоров, М. Шкарапута, И. Литовченко, Е. Катков, В.  Ламах, А. Гайдамака, В. Пасивенко, В. Прядка, А. Рыбачук, В.        Мельниченко, а рядом с ними — Т. Яблонская, И. Марчук, В. Цюпко, В. Маринюк и многие другие.

СТЕНОПИСЬ ВНОСИЛА В ПРОСТРАНСТВО НАСТРОЕНИЯ ТОГО ВРЕМЕНИ

Несмотря на идеологическое давление и эстетические ограничения, украинская стенопись становилась местом художественных новаций, восстановленных национальных традиций, современной эстетики, которые вместе обозначили тот «советский модернизм», который стал признаком кризиса советской системы.  Научно-технические открытия, обновления (пусть частичное и ограниченное) связей с окружающим миром, выход за пределы «социализма в отдельно взятой стране» так или иначе строили общество.

ФОТО МИКОЛИ ТИМЧЕНКА / «День»

И именно стенопись с 1960-х годов вносила в общественное пространство новые настроения времени — динамичность, демократизм, интерес к национальной истории, поиск современной художественной речи.  С середины 1950-х годов вместе с утверждением в нашей стране новой функциональной архитектуры именно в стенописи в значительной степени состояли новые принципы нового украинского искусства, где заново открывались «забытые» в предыдущие десятилетия традиции, художественные техники и создавались новые.

Этапными для украинской монументалистики стали ансамбли мозаик на Речном вокзале и Дворце пионеров и школьников в Киеве, в аэропорту «Борисполь», а вместе с ними — много росписей, мозаик, фресок в разных городах Украины, наполнявшие современные сооружения уникальным художественным содержанием.

Неслучайно произведения стенописи не только привлекали тогда широкий общественный интерес, но и подвергались жесткой, а то и сокрушительной критике. Знаковыми событиями эпохи стали уничтожения в 1964 году легендарного витража «Шевченко.  Мать» А. Горской, А. Заливахи, Г. Зубченко, А. Семикиной, Г. Севрук в Киевском государственном университете, в 1970-м росписи Б. Плаксия в киевском кафе «Крещатик», где были изображены В. Симоненко,  И. Драч, И. Дзюба.  В 1982 году под толщей бетона был похоронен уникальный живописный рельеф А.Рыбачук и В.Мельниченко — «Стена памяти», которая синтезировала в своих образах исторический опыт поколений...

Причиной их уничтожения в то время была советская идеология, которая становилась на пути свободной творческой мысли, независимости художественного высказывания, а то и просто смелым, необычным эстетическим решением.  Творчество художника-монументалиста требовало особых качеств — смелости, настойчивости, а «критика» произведений оборачивалась драматическими, а то и трагическими последствиями для их авторов...

НУЖНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА МОЗАИК

С завершением советской эпохи завершился и проект монументальной стенописи в Украине.  На смену мозаикам пришли современные муралы, граффити, стрит-арт.  И особенность искусства в том, что новые произведения в нем не только не отменяют предыдущих, а наоборот — подчеркивают их значимость и ценность.

Что же происходит сейчас?  Почему опять произведения стенописи оказываются в центре общественных споров, нуждаются в защите и сохранении?  В «эпоху дикого капитализма», который переживает наша страна, главным «рычагом» времени стали деньги.  Хозяева приватизированных сооружений, где находятся произведения монументально-декоративного искусства, стремятся чем быстрее приспособить их к своим вкусам и новому, не считаясь ни с художественными, ни с культурными ценностями.  Список уничтоженных в последние годы произведений стенописи огромный, назову лишь несколько примеров в Киеве: тонкая лирическая роспись В. Пасивенко в интерьере бывшего ЗАГСа на Большой Васильковской улице, изящно-декоративный керамический рельеф в бывшем кинотеатре «Краков» (художники Л.Г.  и Е.Капитан), уникальное оформление и роспись по мотивам народного искусства в ресторане «Дубки», керамический рельеф «Киевская Русь» Г. Севрук в гостинице «Турист»... Можно поступить и иначе, например, снять фрагмент уникального витража «Люди, берегите  землю» В. Задорожного с бывшего Дома культуры в Белой Церкви и... продавать его через интернет на OLX.  Может, кому пригодится на дачу?

Сохранение памятников культуры и искусства остается в нашей стране одной из самых болезненных проблем.  Разрушаются архитектурные сооружения, нуждаются в реставрации монументальные произведения разных исторических эпох.  Стенопись советского времени — не менее яркая часть национального художественного наследия.  Она нуждается в широкой программе государственной защиты по сохранению и реставрации произведений.

Вот и сейчас опасность уничтожения грозит уникальному произведению — рельефу на фасаде 18 корпуса Киевского политехнического университета, выполненного едва ли не самым ярким художником 1970-1980-х годов Федором Тетяничем (1942-2007).  Многие из его уникальных работ в архитектуре Киева, в частности, оформление станций скоростного трамвая, уже не существуют.  Надеемся, что руководство ведущего университета Украины поймет ценность художественного произведения и найдет возможность его сохранить.

В кругу обсуждения оказался сегодня и комплекс монументально-декоративного оформления Центрального автовокзала в Киеве, созданный в 1961 году художниками А. Рыбачук и В. Мельниченко.  Тогда, в начале 1960-х, именно этот ансамбль был признан едва ли не самым показательным и выразительным в СССР примером «современного стиля», который соединил дизайн и стенопись, новую архитектуру и новое художественное мышление.  В этом году автовокзал перешел к новому владельцу.  К счастью, он без колебаний поддержал идею сохранения и комплексного восстановления ансамбля.  Пример — показательный, но единичный.

Искусство снова, как это не раз уже происходило в нашей стране, требует защиты.  Ведь это не просто цвета и формы, это смыслы и образы, дискуссии и открытия, это жизнь людей и страны, вычеркнуть которые невозможно.

Галина Скляренко, кандидат искусствоведения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ