Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киеву – безбарьерные трамваи?

Люди с инвалидностью поддерживают идею приобретения для столицы львовских инклюзивных вагонов. Но торги переносятся...
16 сентября, 2015 - 10:14
ТРАМВАЙ «ЕЛЕКТРОН T5L64» / ФОТО С САЙТА GAZETA.LVIV.UA

В апреле прошлого года Киевская власть объявила тендер на закупку семи новых трамвайных вагонов на сумму 240 миллионов гривен. В торгах приняли участие три производителя: львовский «Електрон», «Крюківський вагонобудівний завод» и «ТАТРА-ЮГ». По результатам торгов, которые объявили несколько недель назад, победил «Електрон», но впоследствии Антимонопольный комитет отменил тендер, ссылаясь на нарушение норм документации. Эта ситуация не на шутку обеспокоила правозащитные организации.

Дело в том, что трамвай «Електрон T5L64» сейчас полностью инклюзивный. Воспользоваться им могут все слои населения, в отличие от киевского транспорта, который в настоящее время курсирует по улицам. По словам уполномоченного Президента Украины по правам людей с инвалидностью Валерия Сушкевича, это единственный безбарьерный трамвай на торгах, более того, он был создан при участии экспертов из Национальной ассамблеи инвалидов.

«К сожалению, в наших городах является привычным делом нарушение конвенций о правах инвалидов и государственных строительных норм, — говорит пан Сушкевич. — Если в Европе не допустят строительства или создания транспорта, который будет нарушать права некоторых категорий граждан, то у нас все возможно. Мы с коллегами исследовали предложенные варианты нового транспорта. Дело в том, что «Крюківський вагонобудівний завод» трамваев еще не имеет, он пока готовится его выпускать. Это вполне может быть хороший трамвай, но в будущем. «ТАТРА-ЮГ» — это старый чешский трамвай, который собирают в Днепропетровске. Его уровень безбарьерности всего 35%. Из этих трех вариантов сообщество людей с инвалидностью поддерживает львовский трамвай, который является безбарьерным на 100% и соответствует нормам инклюзивного транспорта».

По утверждению экспертов, трамвай удобен не только своим заездом. Внутри вагона также есть место для колесного кресла. Оно зафиксировано и пассажир может привязать  себя ремнями, как в авто. Кроме того, трамвай оснащен электронным информационным табло, где размещают информацию о маршруте, что удобно для людей, которые плохо слышат, а также налажено звуковое объявление остановок.

Как рассказывает Валерий Сушкевич, в Антимонопольный комитет обратилась именно компания «ТАТРА-ЮГ», которая засвидетельствовала нарушение. Теперь торги объявлены повторно и проходят под пристальным надзором общественности.

«Мы были обеспокоены первыми торгами, поскольку «ТАТРА-ЮГ» дали самую низкую цену, — говорит уполномоченный. — По классическому варианту, его могли бы избрать, но если тендер выиграет «Електрон», то другие производители поймут, что сейчас востребован именно инклюзивный транспорт и также будут его выпускать. Мне 61 год, до этого я ни разу не заехал в трамвай в Киеве. Даже когда я ходил на костылях, я не мог в него зайти. 17 лет назад я был в Страсбурге по работе и уже тогда мог вполне удобно  пользоваться местным транспортом. Я был шокирован, как все просто и замечательно, если считаться с правами всех граждан города».

Только закупок низкополых трамваев для комфорта пассажиров недостаточно. Для того, чтобы они эффективно выполняли свою функцию, должным образом должны быть оборудованы также и остановки общественного транспорта. Сейчас такой проект стартует во Львове, где перестраивают для инклюзивного транспорта первые восемь остановок, рассказывает координатор программы «Безбар’єрна Україна» Национальной ассамблеи инвалидов Украины Ярослав Грибальский.

«Мне приходилось бывать в Женеве, где курсируют трамваи с низким полом. Наш львовский трамвай завода «Електрон» — такой же. Другой вопрос, что в Украине нет под такие трамваи соответствующей инфраструктуры. Он может быть полностью эффективно использован, лишь когда трамвайная остановка построена в один уровень с его полом. Тогда зайти в любой вагон можно легко, как в вагон метро или в лифт. Поскольку, у нас такого нет, «Електрон» имеет в одной из секций откидной пандус, по которому можно заехать на коляске в салон. В Украине уже есть строительные нормы, по которым остановки должны быть в уровень пола трамвая, а именно высотой 32-35 сантиметров, но это практически не выполняется. Сейчас во Львове строят трамвайную линию, там будет восемь остановок, которые будут соответствовать нынешним стандартам».

К слову, все трамваи хотят оборудовать системой GPS, чтобы каждый пассажир мог проследить, где в настоящий момент находится низькополый трамвай и определить, будет ли он его ждать, или попросит  пассажиров занести кресло в обычный транспорт.

О том, будут ли инклюзивные трамваи в Киеве, мы узнаем уже 25-го сентября, когда станет известно имя победителя тендера. Городской голова Киева Виталий Кличко на встрече с представителями общественности заверил людей с инвалидностью, что сделает все возможное, чтобы в Киеве появился безбарьерный транспорт. По словам Валерия Сушкевича, сейчас этот вопрос, является неотложным еще и потому, что в столицу и другие города Украины возвращаются военные, получившие разного рода травмы во время выполнения боевых задач в зоне АТО.

Елена БЕРЕЖНЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ