Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кисейный фестиваль

На Ривненщине впервые состоялся праздник ткачества, собравший умельцев с Украины и из-за границы
12 июля, 2013 - 11:42

Современным мастерам удалось воспроизвести уникальную ткань — кисею. Раньше именно из нее шили свадебный наряд. Одежда из кисеи — это своеобразный бренд региона. Дело в том, что ее носили только на Ривненщине. Увидеть, как выглядит это полотно, и узнать о секретах его изготовления можно было во время фестиваля ткачества «Волинський серпанок». Организаторы действа пытались создать атмосферу средневекового города с ремесленными цехами, бытом, музыкой и танцами. Фестиваль собрал ткачих, которых учили ремеслу еще их матери, кузнецов, гончаров, умельцев, что плетут из лозы и соломки, делают куклы-мотанки, изготовляют старинные музыкальные инструменты.

...Среди гостей действа — женщины из Полесья, которые до сих пор помнят, как собирать лен, как его трепать, а затем и сновать. Гостям фестиваля рассказывают и показывают, как обращаться с веретеном, «коловороткой». «Нас учили этому с детства. Мы каждый вечер ходили к соседке прясть, — рассказывает 73-летняя Мария Бовсунивская из Житомирщины. — За семь недель получалось 10 губок (это приблизительно 40 метров). Кто-то имел веретено и прял вручную — тогда нить получалась толще. Чтобы была более тонкая, нужна была «коловоротка». Мастерицы в возрасте помнят песни, которые пели на вечерницах, где собирались и ткали. А еще хранят домотканые рушники, платки и другую одежду. «Это еще с маминой скрыни», — говорит пани Мария, показывая полотняную сорочку.

А неподалеку от ткачих из Житомирщины мастера работают на станках, воссозданных по образцу старинных. Всех желающих учат изготовлять покромки. Среди них и ткачиха из Канады. А рядом демонстрируют кисейную одежду. Ее удалось воссоздать в «Майстерні ткацтва», что в Радивилове. Такое полотно ткали с особенного льна. Его называли лущик или великолен, который нужно было собрать до того, как высыплются семена. Только тогда получалась тонкая, почти прозрачная, как утренний туман, ниточка. Одежда из такой ткани передавалась от матери к дочке. Это был свадебный наряд, который также носили на большие праздники, а еще в нем выходили на жатву, — прокомментировала заведующая отделом этнографии Ровенского областного краеведческого музея Алла Украинец.

Среди фестивальных мастер-классов были и довольно оригинальные. Так, желающим демонстрировали, как в старину в разных регионах завязывали наметки и платки. «В определенных регионах типичные головные уборы носили веками. На смену наметкам женщины начали надевать платки, — рассказывает киевский коллекционер Игорь Перевертнюк. — Так, на Волыни в ХІХ веке завязывали платок «на два рога». Его вышивали и на лицо, и наизнанку». О секретах головных уборов он узнал во время экспедиций — бабушки и рассказывали, и показывали, как повязывали наметки и платки.

«Этот фестиваль — составляющая проекта по возрождению старинных промыслов, которыми испокон веков занимались на Волыни, — прокомментировал инициатор действа, руководитель общественной организации «Центр исследования возрождения Волыни» Владимир Дзебак. — В настоящее время он посвящен воссозданию ткачества. Дело в том, что мастерицы, владеющие этим ремеслом, преимущественно преклонных лет. Они живут в селах, не выезжая оттуда, то есть, по сути, в замкнутом пространстве. А во время фестиваля они могут пообщаться между собой. Кроме этого, цель мероприятия — воссоздание так называемой живой истории, ведь вместе со старинными ремеслами звучит еще и музыка того периода, проводят мастер-классы по танцам».

Татьяна ИЛЬНИЦКАЯ, Ровно. Фото предоставлено автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ