Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Княжий город отмечает двойной юбилей

25 июля, 2008 - 00:00

Такими историческими совпадениями, которыми богата биография древнего Владимир-Волынского, могут похвастатьсянемногие города. Первое письменное упоминание о нем содержится в самой древней киевской летописи «Повесть временныхлет» и датируется 988 годом. Потому что именно в тот год князьВладимир, окрестив Русь, во время похода на запад присоединил к своим землям языческий город Лодомир и назвал его всвою честь.

Поэтому одновременно с празднованием 1020-й годовщиныкрещения Руси старинный Владимир будет отмечать и свои именины. О том, как живется бывшей столице Волынско-Галицкогокняжества (ею Владимир был 137 лет!), городу с историческистратегическим расположением на границе Украины с Евросоюзом, и о том, почему прикипел к небольшому городу, хотя могсделать большую карьеру, наш разговор с Владимир-Волынскимгородским главой Петром Саганюком, который на этой должности уже четвертую каденцию.

А МОГ БЫ ВЫБРАТЬ «АРТЕК»...

Утром на «приеме» у городского мэра побывала его... родная мама, которая несмотря на почтенный возраст, (уже за 80), живет сама в селе Жовтнево.

— Как ни просим, переходить к нам, детям, не хочет. Еще хозяйничает сама.

Жовтневым родное село Владимир-Волынского городского главы было не сразу.

— Исторически оно названо... Могильным. Говорят, что когда-то здесь состоялась большая битва со шведами, и на окраине есть урочище Ревень: мол, кровь раненых текла таким потоком, что ревела. Был и старинный мужской монастырь, старинное кладбище, которого уже почти нет. А еще был в селе военный аэродром, который на польский манер до сих пор называют «летниском». Это на нем в 1958 году приземлялся самолет с Никитой Хрущевым, прилетавшим инспектировать военных: в селе ведь стоял авиаполк. Я еще был ребенком, стоял сбоку: босиком, в домотканых штанишках с одной шлейкой... И очень четко запомнил огромные самолеты и большое количество легковых машин. Что происходит, конечно, не понимал, но догадывался, что что-то очень серьезное.

Так как в Могильном-Жовтневом почти всегда было полно военных, ему тоже хотелось одеть военную форму. Но когда поехал сдавать документы в военкомат, чтобы поступать в военное училище, попал... на празднование дня рождения кого-то из его работников.

— Посмотрел на эту пьянку с утра до вечера, и у меня пропало (смеется) желание служить в такой армии. Поэтому подал документы во Львовский лесотехнический институт, потому что жили мы в 300 метрах от леса, и лесники также привлекали формой...

В институте на своем факультете Петр Саганюк имел самый высокий балл по оценкам. Четыре года ездил в студенческие строительные отряды.

— Недавно в Ханты-Мансийске проводили саммит, а в 1969 году это был глухой, забитый городок, который застраивали мы, украинские студенты. Так же и Сургут. А Тюмень! Когда мы сюда впервые прилетели, аэропорт только строился. Мы для сургутского аэропорта возводили административное помещение. В Якутии возводили мосты на первой асфальтированной дороге... После окончания института я имел право на свободное распределение. Друзья им воспользовались: поехали кто в Прибалтику, кто на Далекий Восток... А я вернулся на свою Волынь.

— Большие города не привлекали?

— Меня в них совершенно не тянуло. Еще когда работал в комсомоле (а Петр Саганюк в свое время возглавлял Волынский обком ЛКСМУ. — Авт. ), то получил предложение возглавить лагерь «Артек». Предложение, что и говорить, заманчивое, однако... жаль было бросать Волынь.

После комсомола, когда в бывшем Советском Союзе наступило время перемен, Саганюк вернулся на хозяйственную работу. Возглавлял Владимир-Волынский гослесхоз, занимавший территорию четырех районов. С 1988-го возглавлял Владимир-Волынский горисполком, с 1992-го был представителем Президента во Владимир-Волынском районе. Потом снова гослесхоз. И с 1998-го бессменно возглавляет Владимир-Волынский городской совет. Общий стаж на должности городского глaвы достигает двадцати лет!

Когда меня тогда избрали, тогда, помните ведь, какое было время? По полгода без зарплаты, производство стояло. А мы, наверное, первыми в Украине погасили задолженность по зарплате среди бюджетников. А потом — и в производственной сфере. И когда меня спрашивают, как этого достичь, говорю одно: нужно иметь сильную команду. Это прежде всего мои заместители Николай Веремчук и Лариса Куликова, с которыми я, образно говоря, в одной упряжке с 98 го.Мы сразу поняли, что возврата к старому нет, нужно строить свое государство. Я тогда взял около 90 процентов голосов избирателей. Потом был второй срок, третий...

— И когда было сложнее?

— Сложнее теперь. Я люблю свою историю, свой народ, свою культуру, природу, но не могу понять эту дикую демократию... Понимаю, что я — свободный человек, свободно должен думать и действовать, но должно быть и верховенство закона. Однако порядка в государстве еще не хватает. Вот у нас большая проблема с бывшим военным городком... Это территория в 25 гектаров почти в центре города. Солдаты выехали почти семь лет назад, помещения пришли в непригодность. Ну если там казармам по сто лет!.. Перекрытия деревянные, казарма же трехэтажная. Что там можно сделать? Снять деревянные перекрытия и дать монолит или бетонные плиты — оно же может развалиться. Военные и не против его передать, но просят: дайте взамен 30 квартир. Во- первых, за что давать? Земля ведь под казармами городская. За свою землю квартиры давать?.. Хотя я сторонник того, чтобы у военных было свое жилье. Продать городок они не продадут, потому что нужно иметь право собственности на землю, а его депутаты не дадут. А покупать эти помещения на снос, чтобы что-то там сделать?.. Есть проблема. По моему мнению, выход в том, чтобы кто-то в государстве

— потому что таких городков в Украине много — принял решение целевым назначением передать эти объекты органам местного самоуправления. И в то же время ввести своего рода военный налог, когда определенный процент от стоимости жилья, которое строится, шел бы на квартиры для военных. Другого выхода сейчас не вижу.

— Это самая большая проблема городского главы Владимира-Волынского?

— Это одна из больших проблем. Имеющиеся коммунальные сети устарели — это проблема украинских городов. Их нужно менять, но разговоры о реформировании отрасли только ведутся. У нас водоканал размещен в низине. Если давать воду в военный городок №2, чтобы прибавить пол-атмосферы туда, здесь нужно прибавить семь атмосфер. Сразу выскакивают фонтанчики... Военные свое имущество не передают, а передают жилье. Оно построено наспех, из блоков. Мы одни такие жилища приняли, будем принимать и другие. Вы представляете: все сети вынуждены менять! Если бы мы их в прошлом году не поменяли, был бы у нас второй Алчевск... К тому же котельная — на территории военной части, а жилые дома — за ее пределами. Нужно сети разделять. Это создает лишние проблемы, но если бы была стабильность в государстве, их преодолевать было бы легче.

НА ГРАНИЦЕ С ЕВРОСОЮЗОМ

— Владимир-Волынский можно назвать великим маленьким городом Украины. Великий он своей историей...

— 137 лет только был столицей Волынско-Галицкого княжества!

— ... но маленький по количеству населения: всего 40 тысяч. Однако имеет пограничный статус. Это для него благо или хлопоты?

— Мы действительно являемся своеобразными воротами Украины для стран Евросоюза. И должны соответствовать этому статусу. Вот почему полякам, с которыми мы соседствуем и у которых свои проблемы, легче, чем нам? Потому что у них одна титульная нация, 90 процентов населения — поляки, во-вторых, одна религия, одна церковь, которая объединяет. Это хорошо, что у нас во Владимире уже лет восемь мирно сосуществуют различные конфессии, но ведь не вообще в Украине? В-третьих, у поляков понятие частной собственности вызрело значительно раньше, чем у нас. У них каждый лоскуток земли имеет хозяина, а у нас в городе есть участки, хозяин которых живет рядом и ждет, чтобы сорняки скосил городской глава... Даже просто посмотреть на нашего же гражданина, как он ведет себя на родине, и как — в Европе. У нас покурил, окурок под ноги бросил... В Польше — ищет корзину для мусора. Этому мы также должны у соседей учиться.

— Что полезного из польского опыта вы внедрили в городе?

— Одним из побратимов Владимира-Волынского является польский город Кентшин. У них есть завод, выпускающий уличные светильники фирмы «Филиппс». Так мы стали у них эти светильники брать, и реконструируем освещение города. Сегодня эти экономически выгодные светильники установлены уже на центральных и прилегающих улицах города. Если раньше использовать лампочки мощностью 500 ватт, то теперь самая большая — в 150 ватт, а она же еще и долговечная, и надежная. Светильники не перегорают годами!

Поляки — наши самые первые инвесторы. Ведь и во Владимире есть интересные моменты, которые их привлекают. Хотя хлебозавод старый, но выпускает очень вкусный и качественный хлеб. Есть древний консервный завод, который все же выпускает качественное детское питание — это торговая марка «Пуп-сік». Его давно нужно реконструировать, и на днях ждем представителей датской фирмы, проявившей к нему интерес. Развитие промышленности в городе чувствуется. Предприятие «Гербом-холдинг» с украинско-российско-польским капиталом действует уже 12 лет, в месяц выпускает на 25 миллионов гривен продукции и в своем классе мебели занимает первое место в государстве. Имеет большую диллерскую сетку не только в Украине, но и в странах СНГ, Швейцарии, Германии, Польше, магазины есть даже в Израиле... Здесь работает полторы тысячи человек, а средняя зарплата — две с половиной тысячи гривен. И все-таки чувствуется... дефицит рабочей силы.

— ? !..

— Потому что пограничье! Если у нас работодатель даст зарплату две тысячи гривен, то наши соседи за Бугом дают нашим заробитчанам в перерасчете по три тысячи. А дисбаланс рабочей силы имеют и они, и мы. Во-вторых, наши люди видят, как живут в странах НАТО и Евросоюза, есть к чему стремиться. Стараются выживать и жить достойно! На территории города зарегистрированы 160 малых предприятий: пользуются опытом Польши, где частный бизнес — давно. Кто-то печет печенье, кто-то делает колбасу, кто-то химчистку открыл — уже у людей есть работа, а городу — своя выгода.

— Чем Владимир-Волынский может поделиться с соседями по Евросоюзу?

— Те же поляки имеют у нас свой интерес, потому что у них были те же проблемы, которые мы уже пережили: уличные рынки. Здесь они изучали наш опыт. У нас в 1998 году по улице нельзя было пройти, все торговали... И мясом, и сыром — просто на асфальте. Мы за полгода это явление ликвидировали, и люди нас поняли. Лучше ведь прийти в магазин и сделать покупку цивилизованно, чем приобрести сомнительный продукт на стихийном рынке. У нас на данный момент четыре рынка, один, как видите, у самого городского совета, здесь порядок, мы стараемся, чтобы вся продукция проходила ветеринарный контроль.

ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА ВОЛЫНИ

Хозяйство, возглавляемое Петром Саганюком, имеет свою специфику: в древнем Владимире лишь исторических храмов — около десятка.

— Из них такие уникальные, как Успенский собор, третий по возрасту в Украине вместе с Софией Киевской и храмом Бориса и Глеба в Чернигове. А Василевская церковь — она уникальна тем, что такая одна в мире по своей архитектуре. А Зимненский монастырь?! Он старше Киево-Печерской лавры. За десять лет, которые мы этого добивались, город все-таки получил статус государственного заповедника. У нас три раза был президент Леонид Кучма, один раз — польский президент Александр Квасьневский, в прошлом году был Виктор Ющенко, и ожидали его приезда накануне 1020-летнего юбилея.

— Что удалось сделать для сохранения исторически-культурного наследия Владимира-Волынского?

— Отстроили все храмы. Собор Рождества Христова — это же была руина! На территории Зимненского монастыря была тракторная бригада... Никто и не верил, что там будет такое чудо. Сегодня и поляки автобусами экскурсионными массово едут, интересуясь нашей историей, которая действительно уникальна. Ведь Владимир старше Львова, но в определенный период истории его уничтожили. И не каждый руководитель заботился о сохранении этого наследия.

То, что мы на границе государства, что город имеет такую славную историю и столько уникальных и бесценных памятников, мобилизует меня и мою команду. Хотя нагрузка у меня значительно больше, чем у городских глав из Ковеля и Нововолынска. Есть что показать — и часто принимаем высоких гостей. В том же Холодном очень часто бывает Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всей Украины. Бывал Евгений Кириллович Марчук, Владимир Петрович Семиноженко, Александр Александрович Чалый, редактор газеты «День» Лариса Алексеевна Ившина... Времени на эти встречи не жаль, потому что это люди государственного уровня, которые что-то подскажут и мне. Мне всегда приятно общаться с Евгением Кирилловичем: спокойный, взвешенный, а какая эрудиция! Я его, хоть разница в возрасте и не чувствуется, слушаю, как маленький ребенок! В нашем государстве все-таки есть настоящая элита, которую нужно использовать. Мне кажется, что таких людей не хватает в нашей Верховной Раде.

— Какое ваше самое большее достижение на должности Владимир-Волынского городского главы?

— Все же удалось что-то сделать. Промышленность работает, город, как отмечают, имеет свои «изюминки»: высокого качества продукцию. Хлеб, сахар, детское питание, мебель... Можем похвалиться хорошими дорогами. Мы открыли в городе гимназию, которая на очень хорошем счету в области. Здесь сотрудничают ученые из Волынского национального университета, создана хорошая научная база. Так недостает еще одного корпуса! Поэтому на два года нынешней каденции у меня два главных объекта: помещение для гимназии и постройка в городе инфекционной больницы, что тоже является горячей проблемой. Мы построили плавательный бассейн — может, единственные в Украине. И уже завершаем сооружение спортивного комплекса.

— На именины принято приходить с подарками: с чем встречает 1020-летний юбилей древний Владимир?

— Юбилей совпадает с Днем города, который мы традиционно отмечаем в дни памяти святого равноапостольного князя Владимира. Уже в 15 раз состоится Международный молодежный фестиваль «Владимир-2008», на который приезжают самые известные украинские эстрадные певцы, пробует свои силы талантливая творческая волынская молодежь. Мы ожидали, что накануне юбилея приедет Президент Украины Виктор Ющенко, но торжества по случаю 1020-летия крещения Руси в Киеве, видимо, помешали ему это сделать. Мы хотели просить Президента (и будем это делать!), чтобы было дано разрешение открыть крипты с древними погребениями в Успенском соборе. Потому что существуют предания о том, что там среди других князей похоронен и отец Данилы Галицкого — князь Роман. Если бы это исследовать (а стоимость таких работ — как минимум 500 тысяч гривен), то какие-либо исторические открытия были бы в любом случае. В конечном итоге это способствовало бы и увеличению интереса к нашему городу, хотя и сегодня принимаем целые автобусы, в частности, и поляков, интересующихся нашей, как считают, общей историей.

А к годовщине Владимира закончили, наконец-то, долгострой: помещение школы-интерната для детей с дефектами слуха, которые до того учились в бывших конюшнях.... Такая школа также единственная в Украине. Также построили социальное общежитие квартирного типа. Имеем в городе школу-интернат для детей-сирот. И столкнулись с проблемой, что ее выпускникам, бывает, некуда идти после ее окончания...

Эти шикарные, другого слова не подберешь, сооружения мы видели. Возводится в городе и храм святого Владимира — по мнению городского главы, отдающего на его сооружение ежемесячно из зарплаты тысячу гривен, такой храм в городе Владимире должен быть. Возводит его епархия Киевского патриархата, но это строение — народное.

— И снова чувствуется влияние пограничья государства, — говорит Петр Саганюк. — В Польше 90 процентов населения — римо-католики, но действуют и православные церкви, и другие конфессии. Мы это видим и понимаем, что чтобы быть цивилизованным государством, у нас должно быть между собой взаимопонимание.

Наталья МАЛИМОН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ