МЭР И БОНДИАНА
Открыл фестиваль действующий мэр Александр Омельченко. В своей традиционной неторопливой манере, делая паузу после каждого слова, он толкнул небольшую речь, главная идея которой сводилась к пожеланию «всем хороших успехов». Но говорил он как-то нерадостно, по-видимому, поглощенный мыслями о предстоящих выборах. Хотя интонацию задал бодрую. Ее гораздо более весело подхватил «Биг бенд» под управлением Марка Резницкого.
Для начала они выдали пьесу в афро-кубинском стиле. Сама манера оркестра близка стилистике Дюка Эллингтона. Однако в те моменты, когда музыканты начинали особо отчаянно свинговать («перекликались» между собой тромбоны и саксофоны), их стиль становился ближе к творчеству другого прославленного пианиста и дирижера — Каунта Бейси.
В целом музыка напоминала саундтреки из американских триллеров 50 — 60-х: погони, перестрелки, силуэты, крадущиеся вдоль стен. Джазовая «бондиана»!
Я бы отметил своеобразный звук и манеру гитариста. Звучание его электрогитары напоминало синтезатор (несколько похоже звучит и инструмент звезды этно-фюжн гитариста-виртуоза Энвара Измайлова, выступление которого ожидалось на следующий день).
В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕТИ
На сцене появилось детское трио «Ярославов вал». Ничего выдающегося от них не ожидалось. Публика приготовилась умиляться девятилетними детишками, которых научили более-менее пристойно что-то исполнять. Однако трио (Полина Майборода — фортепиано, Алексей Клочай — ударные, Анна Хабаз — синтез-бас) выдало настолько сильную композицию, что зал слегка обалдел.
Солистка (Полина Майборода) ясно и объемно вела свою линию, а двое других ребят так же умело создавали для этого нужный фон. Все трое демонстрировали удивительную слаженность, а Полина сумела «по-взрослому» донести до публики главную интонацию непростой джазовой композиции. Со стороны рояля струился мудрый, не лишенный сердечности «разговор», который никак не вязался с двумя косичками, сосредоточенно болтающимися над клавиатурой.
Этих талантливых детишек хотелось послушать еще, но, к сожалению, их выступление ограничилось только одним номером. Благодарные зрители долго не отпускали аплодисментами чудесный ансамбль и его руководителя Игоря Жеромского.
ПЕРЕМОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ«ИЗВОЗЧИК»
После фортепианных откровений «Ярославова вала» выступил вокальный секстет «JAZZEX». Не скажу, что я любитель акапелльного исполнения, но эти девушки и парни работали профессионально.
Само направление, которое они представляли — ду-уоп — довольно специфическое. История его появления такова: по разным причинам в 30-е годы музыкальный профсоюз запретил в США джазовым музыкантам использовать на радио инструменты. И в шутку, и всерьез те стали исполнять любые композиции акапелльно, имитируя звук инструментов (что-то подобное показал Утесов в «Веселых ребятах», когда инструменты его оркестра наполнились дождевой водой). Этот вид музыки прижился и самостоятельно существует уже восьмой десяток лет. В Украине в нем трудятся два известных мужских коллектива — это «Man Sound» (Киев) и «Пікардійська Терція» (Львов).
Единственное, в этом виде зачастую какую-нибудь тему могут настолько сильно интерпретировать, что ее уже и узнать сложно. Ради формы жертвуют содержанием. Что, по иронии судьбы, сейчас и произошло со шлягером того же Леонида Утесова «Старый извозчик».
История отношений между «водителем кобылы» и его Маруськой стала только поводом для демонстрации вокальных возможностей «JAZZEX». В финале, правда, один из артистов (бас) вернул «Извозчику» его первоначальный «нормальный» вид, дабы публика вспомнила, от чего собственно отталкивался ансамбль в своем эксперименте.
Исполнение «JAZZEX» можно назвать технически любопытным, но вряд ли душевным. Скучновато, но слушать можно. Чего не скажешь о гостях фестиваля — румынском квартете «Next generation» — они уже точно были гранью добра и зла.
РУМЫНСКАЯ «СБОРНАЯ»ПОДКАЧАЛА
То есть технически фортепиано, труба, ударные и контрабас звучали приемлемо, но за этим ничего не чувствовалось. Допустим, такого легкого джазового снобизма (с налетом аристократичности), какой олицетворяли «JAZZEX» (кстати, из успешных интерпретаций в стиле ду-уоп можно вспомнить «Дубинушку» в залихватском исполнении «Man Sound»).
За музыкой должно что-то стоять, какое-то явление, образы, эмоции. А эти «простые румынские парни» проецировали пустоту. «Следующее поколение» (что в переводе означает «Next generation») явно не удалось. Это было видно и потому, что в фойе Театра оперетты во время их выступления собралось немало ценителей джазового искусства, вроде Леонида Гольштейна (автора телепрограммы «35 минут джаза»).
Слушаешь, слушаешь, и в конце концов внутри зарождается протест (как у того американского профсоюза!). Не скажу, что эти ребята сильно фальшивили, просто они играли НИ О ЧЕМ.
Пришлось срочно сорваться (даже буфет не помог!) и заехать в магазин «Арка» на Крещатике, отраду меломанов, дабы купить первый попавшийся приличный джазовый диск, которым стал «Майлз Девис в Японии» 1964 года, при помощи этого не самого сильного концертного альбома великого трубача восстановить музыкальный баланс в организме. Тем более, состав ансамбля Дэвиса на том альбоме близок к румынскому: труба, фортепиано, ударные, контрабас и, дополнительно, саксофон.
Говорят, в заключение фестивального вечера сочно выступил колоритный американский блюзмен Phil Speat. Но на него меня уже не хватило.
ПРЕМЬЕРА
Чтобы не заканчивать на столь пессимистической ноте, расскажу в качестве утешительного приза о том, что на фестивале был представлен новый украинский ежемесячный журнал о джазе с безыскусным, но емким названием «Джаз». Повествовать он будет о всех значительных явлениях в этом жанре, происходящих на украинской ниве.
Главным редактором этого издания стала известная по многочисленным (написанными доступным, образным языком, глубоко и квалифицированно) публикациям — музыковед и критик — Ольга Кизлова (печатавшаяся и на страницах «Дня).
Заинтересованные лица могут приобрести этот цветной, хорошо иллюстрированный журнал пока только в отделе реализации издания (тел. 559-58-70). Его первый номер был счастливо представлен авторами прямо с эстрады.
Достаточно сказать, что в нем с поздравительными речами обращаются к читателям такие известные в джазовой среде личности, как блистательный питерский конферансье и теоретик Владимир Фейертаг (у меня дома стоит его толстенная энциклопедия «Джаз XX века» — весьма полезная штука) и телеведущий Дмитрий Киселев (являющийся одним из основателей фестиваля «Джаз Коктебель»).
Поздравляем и коллег, и меломанов с почином!
(О втором фестивальном дне читайте в ближайших номерах «Дня»)