На улице Саксаганского в центре Киева сохранилось немало симпатичных домов конца ХІХ — начала ХХ века. Конечно, они разбавлены современными зданиями, иногда более-менее привлекательными, иногда несуразными. Но совсем нетипичным, как для центра столицы, является ландшафт — на участке между Саксаганского, 69 и 75. Более десяти лет там пустырь. Жильцы близстоящих домов хотят, чтобы здесь появился сквер имени Панаса Саксаганского, корифея украинского театра. Они устроили «Дню» экскурсию по историческому кварталу и объяснили, что мешает это сделать.
ГДЕ БОРОЛИСЬ ЗА ЯЗЫК, ТЕПЕРЬ ДЕРУТСЯ ЗА ЗЕМЛЮ
Прогулка оказалась контрастной. Мы побывали в «особняке» бездомных и посетили Музей выдающихся деятелей украинской культуры, который поддержал проект громады. Но сначала — упомянутый пустырь, огороженный сетчатым забором. Как рассказывает Александр Живаго, адвокат и председатель общественной организации «Киев для жизни», раньше на этом участке стоял двухэтажный деревянный дом, остаток усадьбы, который сгорел, — было это больше десяти лет назад.
«Этот исторический квартал знаменует собой борьбу украинского народа за право говорить на своем языке, за право быть собой, иметь собственную идентичность, — продолжает Александр. — В начале ХХ века здесь были особняки. И в условиях действия Валуевского циркуляра и Эмского указа, в условиях запрета украинского языка здесь было средоточие украинской культуры. А сегодня здесь пустырь. Нет даже памятника Панасу Саксаганскому. Вот в 300 метрах отсюда есть памятник Шота Руставели, парк имени этого известного грузинского поэта. А памятника Саксаганскому и культурным деятелям украинского возрождения нет».
ВЗГЛЯД КОРИФЕЯ. ПАНАС САКСАГАНСКИЙ ПРОЖИВАЛ НА УЛИЦЕ ЖИЛЯНСКОЙ, ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ТОЙ, КОТОРАЯ НАЗВАНА В ЕГО ЧЕСТЬ. ЕГО ДОМ, ПОСТРОЕННЫЙ В 1908 ГОДУ, СОХРАНИЛСЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ. НО, НЕСМОТРЯ НА МЕМОРИАЛЬНУЮ ТАБЛИЧКУ, ОБ ЭТОМ ЗНАЮТ ОЧЕНЬ МАЛО СОВРЕМЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ РАЙОНА
Еще в 2010 году активисты собрали подписи жильцов окрестных домов, чтобы начать создание сквера. Но тогда Киевская городская госадминистрация в ответ на их письмо, подкрепленное запросом народного депутата Олега Билоруса, сообщила, что участок находится в аренде госпредприятия «Юго-западная железная дорога» для «строительства, эксплуатации и обслуживания офисного здания с помещениями торговли и общественного питания и подземным паркингом». Тогда же, как узнаем из ответа КГГА, на заказ упомянутого филиала «Укрзалізниці» разработали градостроительное обоснование, чтобы определить параметры строительства для строительства и эксплуатации здания.
Семь лет назад местная власть поддержала инициативу громады — по крайней мере на словах. «Учитывая пожелание жильцов прилегающих жилых домов, согласно письму, КО «Киевзеленстрой» от 10.11.2010. в следующем году готово выступить заказчиком выполнения мероприятий по обустройству сквера при условии финансирования данных работ и с последующей передачей территории сквера на баланс коммунального предприятия по содержанию зеленых насаждений Голосеевского района», — говорится в упомянутом ответе КГГА.
ПЛАН ИМЕНИ САКСАГАНСКОГО. С ПОМОЩЬЮ ДИЗАЙНЕРОВ АКТИВИСТЫ СДЕЛАЛИ ВИЗУАЛИЗАЦИЮ СВОЕГО ПРОЕКТА С КУЛЬТУРНЫМ ЦЕНТРОМ И СКВЕРОМ
Срок аренды участка «Юго-западной железной дорогой» начался в 2007 году и всплыл в 2012-м, однако за это время ни здания, ни какой-то другой активности от предприятия местные жители не увидели. В этом году общественная организация «Киев для жизни» снова инициирует создание в историческом квартале музейно-культурной локации «Украина непокоренная». Но активисты узнали, что госпредприятие хочет возобновить аренду участка. Это подтверждает информация, которую организация «Киев для жизни» получила от департамента земельных ресурсов КГГА. «В департаменте земельных ресурсов зарегистрирована документация по землеустройству... относительно возобновления на пять лет отмеченного договора аренды (подготовлен проект решения о возобновлении от 16.07.2015.). На данное время решения по поднятому вопросу Киевский городской совет не принимал», — отмечается в ответе на запрос общественной организации.
ДЕТСТВО ВОЗЛЕ КОРИФЕЯ
Местные активисты уже сделали визуализацию своего проекта. «Здесь будет культурный центр. Рядом — музей центра города, к которому будет примыкать сцена для выступлений под открытым небом. В планах — чтобы приблизительно раз в полгода там проводился фестиваль поэтов, — делится Александр Живаго. — А рядом хотим сделать детскую площадку и сквер с памятником Саксаганскому. Сквер — это очень важно, потому что здесь постоянное движение, загазованность. В шесть-семь вечера находиться здесь невозможно».
Громада заручилось письмами поддержки от своих «соседей»: Института медицины труда НАМН, Музея выдающихся деятелей украинской культуры, школы №92 и лицея №21, а еще — от киевской организации Национального союза художников Украины и Министерства культуры.
ЗДЕСЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ САД. АЛЕКСАНДР ЖИВАГО И ПИТЕР ЗАЛМАЕВ ПОКАЗЫВАЮТ ДВОРИК, ГДЕ ВЕСНОЙ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ ЖИТЕЛЯМИ РАЙОНА ВЫСАЖИВАЛИ ДЕРЕВЬЯ
Мы прошли по улице Саксаганского немного вперед и заглянули в Музей выдающихся деятелей украинской культуры. Александра Мокану, заместитель директора музея, говорит: «Мы поддержали инициативу по созданию сквера, потому что чем больше скверов в Киеве — тем лучше. Киев должен быть зеленым городом, а не лесом высоток. Тем более, что идет речь об историческом центре. Идея с памятником Саксаганскому прекрасна. В молодых районах строить небоскребы можно, а это — исторический центр города. Зачем его загромождать? Нужно делать так, чтобы была видна архитектура, а не возводить «тяжелые» дома».
Отдельная боль — незнание украинцами своей истории. Немногие осознают, что шагая по Саксаганского, они идут по местам, где творилась украинская культура, где жили Леся Украинка, Иван Франко и Николай Лысенко, где сто лет назад происходили важные события украинской революции. Старшеклассники на вопрос, где здесь дом Саксаганского (а жил он на улице Жилянской), упрямо убеждали идти на улицу имени классика. «Кто такая Леся Украинка — еще расскажут. А кто такой Старицкий, например. К нам приходят группы и спрашивают, кто это. Мест памяти деятелей культуры не бывает много. Тем более что эту улицу назвали именем Саксаганского еще при его жизни — уникальная для Советского Союза ситуация, — добавляет Александра Мокану. — Это место идеально для парка, для памятника. Мамочки с детками будут отдыхать возле памятника Саксаганскому, дети будут садиться ему на колени — запомнят, кто это. Так формируется культурная среда».
ЗООПАРК В ДЕБРЯХ
Мы возвращаемся к пустырю и проходим вглубь. К нам подключается Питер Залмаев, американский политолог украинского происхождения, который живет в этом районе и отстаивает появление сквера. «Я приехал в Украину как международник-политолог, недавно организация, которую я возглавляю, «Евразийская экономическая инициатива», открыла здесь свое представительство. И с недавних пор где-то половину времени я провожу в Киеве, теперь это и мой город. Я много, даже на любительском уровне, изучаю урбанистику. Поэтому моя деятельность имеет два направления — международный и локальный. По моему мнению, только тогда граждане Украины почувствуют завоевания Майдана, когда поймут, что их мнение что-то значит. А как мы можем показать на примере сотен подписей местных жителей, очевидно, что люди не хотят видеть здесь очередной ненужный бизнес-центр», — утверждает Питер.
Некоторое время мы идем молча, потому что нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы не споткнуться в зарослях кустов и не порезаться о разбитую бутылку. Рядом с пустырем — такой себе «особняк» бездомных. Стоят потертые кровати, кресло, стол. Видно, что люди живут здесь давно, уже обустроились с доступным комфортом.
ПРИТОПТАННАЯ ИСТОРИЯ. ТАК СЕГОДНЯ ВЫГЛЯДИТ ИСТОРИЧЕСКИЙ КВАРТАЛ, КОТОРЫЙ, ПО СЛОВАМ АЛЕКСАНДРА ЖИВАГО, ЗНАМЕНУЕТ СОБОЙ БОРЬБУ УКРАИНСКОГО НАРОДА ЗА СОБСТВЕННУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Встречаем Малеваного — бездомного, который живет здесь лет десять. Хоть мы и без приглашения, он общается с нами приветливо. «Нас здесь трое. Лежачий дедушка, я и Юра, который после двух инсультов не говорит. Поэтому один я бегаю, мне нужно кормить всех. Впрочем, сколько лет здесь — еще голодными не были. Для кого свалка, для меня — помоечка. Сами справляемся со своими проблемами, — говорит бездомный. — Знаю, что этот участок принадлежит «Укрзалізниці», но за эти годы не помню здесь людей оттуда. Сквер — лучше, чем многоэтажка. Зелень есть зелень. А у нас здесь еще пять кошек, ежики, белочка домашняя — рыженькая, классная, по столу прыгает. У нас уматово!»
Наконец приходим во двор. Здесь, вокруг детской площадки, весной местные жители посадили с десяток деревьев — яблони, рябину, акацию. «Не все принялись, потому что здесь под землей каменная плита — когда-то на этом месте была конюшня», — объясняет Александр Живаго. Если «Юго-западная железная дорога» возьмет участок в аренду, и площадка, и деревья окажется под угрозой.
«Укрзалізниця» претендует на разработку проекта здесь, но за последние десять лет они превратили участок в центре города в неизвестно что. Шприцы, бутылки, полная антисанитария...» — возмущается Питер Залмаев. «И будет хорошо, если в здании, которое они планируют построить, госпредприятию будет принадлежать хотя бы 10% площади, — добавляет Александр Живаго. — В действительности «Укрзалізниця» привлекает внимание частного инвестора, торгует своим государственным статусом. А затем они будут выступать как номинальные операторы проекта. Это просто ширма. Так просто ищут спонсора, который «отстегнет» больше денег».
НЬЮ-ЙОРК КАК ПРИМЕР
Судьба участка должна решиться уже в сентябре, на ближайшем заседании постоянной комиссии Киеврады по вопросам экологической политики, где рассмотрят проект громады и просьбу «Укрзалізниці» о продлении аренды. Местные жители настроены на серьезную борьбу.
Кстати, Питер Залмаев более 20 лет живет в США, в частности в Нью-Йорке, известном своими небоскребами. Поэтому интересно, как там находят компромисс между интересами застройщиков и горожан.
ЭКЗОТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ. СРЕДИ СТАРЫХ УСАДЕБ И ВЫСОТОК В ЦЕНТРЕ КИЕВА «ЗАТЕСАЛСЯ» ПУСТЫРЬ. ПЯТЬ ЛЕТ УЧАСТОК АРЕНДОВАЛА «ЮГО-ЗАПАДНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА», НО ЭФФЕКТА ОТ ЭТОГО НИКТО НЕ ЗАМЕТИЛ
«Много лет мэром Нью-Йорка был Майкл Блумберг. Это один из самых богатых людей Америки, известный бизнесмен. Поэтому он ориентирован на бизнес и в принципе — за застройки. Он приветствовал дорогие строительные проекты. Тем не менее он поддерживал и революционные проекты по облагораживанию города. Например, вокруг заброшенной линии грузового поезда. Линия шла на сваях над городом, колея проходила с 14-й по 35-ю авеню. Долгое время жители этого района, как мы, ратовали за облагораживание района. В итоге вдоль всей колеи сделали парк для прогулок с амфитеатрами и стеклянными стенами, сквозь которые можно наблюдать за жизнью города. Сейчас это одна из главных достопримечательностей Нью-Йорка, а здания, которые стоят вдоль этой колеи, самые дорогие. Город выигрывает и в плане досуга, и коммерции, — рассказывает Питер. — Вообще, Нью-Йорк не всегда был городом небоскребов. Несмотря на, как кажется, хаотическую застройку высотками, есть исторические части города, например Нижний Манхеттен — с 14-й авеню и до финансового района. На такой территории ты в принципе не построишь что-то выше десяти этажей. Поэтому в Нью-Йорке есть понятие зонирования. В Киеве многоэтажные комплексы строятся, несмотря на транспортные потребности города, без какой-то концепции. Чего стоит ситуация на территории бывшего Сенного рынка!»
Поэтому борьбу за появление культурной площадки и сквера активисты называют «знаковым делом». «Киеву нужны такие проекты, — убежден Питер Залмаев. — Да, небоскребы строятся и будут строиться. Капитал, в частности черный, ищет пути отмывания и инвестиций. Поэтому мы видим — страна вроде бы в кризисе, а в Киеве строительный бум. Против этого лома у нас не будет приема, оно идет лавиной. Но как общественные активисты мы обязаны для нас, для всех горожан, в этом строительном хаосе обеспечивать себе комфорт. Чтобы в городе было приятно жить». В конце концов, чтобы там просто можно было жить.