Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Колядки воспевают Иисуса Христа и христианские народы

31 декабря, 1999 - 00:00

Приближаемся к 2000 году с того времени, как осуществились
пророчества о Мессии и родила пречистая Дева Мария Иисуса Христа — Спасителя
рода человеческого. Первыми об этом событии узнали от ангела-вестника вифлиемские
пастухи: «Сообщаю вам радость, которая будет всем людям, ибо нынче родился
вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь». Первая
благодатная весть об этом памятном рождении была открыта не богачам, а
бедным пастухам. Доброта их сердец привлекла к ним благодать божью.

Как сказал один из составителей новейшего сборника колядок
в Украине (300 текстов), кандидат богословских наук Василий Ярема, («Колядки»/составление,
подготовка текстов и нотного материала, вступительная статья Ивана Хланты,
Василия Яремы. — Ужгород: ОАО «Патент», 1998. — 247 с.):

— В долго готовящемся сборнике помещены лучшие образцы
колядок христианского религиозного содержания, которые бытуют на Закарпатье.
В текстах и мелодиях явлен не только талант, но и большая любовь и нежность
народа к Богу Спасителю, рожденному Христу. Ибо в нем соединилось Божество
с человечеством, и поэтому он есть истинный Бог и истинный человек. Христос
воплотился и пришел к нам по Своей воле, с любовью к роду человеческому.
Рождество Христово навеки соединило человека с Богом.

— Поэтому, — добавляет знаменитый закарпатский фольклорист,
кандидат филологических наук Иван Хланта, — такое разнообразие в украинском
народе рождественских величальных песен — колядок. Искренность слов в них
несравненна.

Будто об этом писал великий Кобзарь:

Ну що б, здавалося, слова...

Слова та голос — більш нічого.

А серце б'ється — ожива,

Як їх почує!.. Знать, од Бога

І голос той, і ті слова

Ідуть між люди!

Читатель должен понять, что своими колядками мы не единственные,
а входим в культурное пространство единого светлого мира, который действует
в противовес черным силам. Украинцы назвали колядку старинной обрядовой
рождественской песней, белорусы — древнерождественской песней; что коляда
— песня, утверждают чехи и словаки. Коледу (коляду) считают болгары «песней
и даром», как и поляки. Обычно колядников одаривают повсюду подарками,
поэтому у некоторых народов колядка ассоциировалась с подарками, полученные
деньги назывались «заколядованными». Слово «коляда», в понимании чего-то
подаренного, позаимствовали от славян венгры и литовцы. Это еще раз подтверждает,
что у народов, которые приняли христианство из греческих источников, слово
колядка означает старинную рождественскую величальную песню новорожденному
Иисусу Христу.

Василий ЗУБАЧ, «День» 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ