Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Комплекс «Золушки»,

или Какие сказки стоит читать детям
9 ноября, 2005 - 19:26
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Быть родителем на сегодняшний день становится все сложнее и сложнее. С появлением в семье ребенка возникает множество проблем, связанных не только с его физиологическим развитием, но и психологическим. Правильно воспитать ребенка — это главная задача каждого родителя. До того как стать отцом, я не задумывался над этим. Первыми, к кому я обратился с этим вопросом, стали мои родители, которые посоветовали мне начать воспитание с детской литературы. Но как выбрать нужную книгу? Ответ на этот вопрос я решил найти сам, проведя небольшое исследование.

Знаем ли мы, как реагирует ребенок на то, что мы ему читаем, и как влияют книги на его развитие? На самом деле, очень тяжело однозначно ответить на эти вопросы. Особенно, если учесть, что ребенок, будучи еще не школьником, уже читает и воспринимает окружающий мир. Поэтому к выбору детской литературы нужно подходить внимательней и осторожней, нежели к выбору книг для взрослых.

Такие проблемы как занятость родителей, быстрое «взросление» ребенка, смена психологических установок общества (смена идеологии), научно-технический прогресс, самоидентификация ребенка в обществе формируют дополнительный стресс для него. Поскольку осознать окружающий мир без необходимых знаний очень и очень трудно. Каждая новая информация — это событие. Ранее таких событий было меньше. Поэтому заданием детской литературы является уменьшение психологического давления на ребенка путем постепенного разъяснения сложных явлений в доступной и простой форме.

Чтобы выяснить влияние сказки на психологическое развитие детей, я провел небольшое исследование. Оно состояло из работы с детьми (возраст 4—7 лет), общения с родителями (у которых есть дети возрастом от 2 до 7 лет) и изучения опыта практикующих украинских и зарубежных психологов. Вы спросите, почему именно сказка, а не рассказы, стихи, басни? Сказка наиболее близка ребенку эмоционально и по мировосприятию. Она открывает те горизонты, которые ребенок может легко усвоить, в отличие от энциклопедий или познавательных книг. Сказка проста и в то же время загадочна. Она помогает развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Психолог Галина Тихобаева объясняет это тем, что дети очень легко и естественно идентифицируют себя с героями прочитанного. Сказка дает детям психологическую защищенность, которая проявляется в подсознательном отрабатывании страхов. К тому же ребенок не любит приказов, а сказка действует на него посредственно.

Мораль или этический пример, которые всегда наполняют сказки, является тем инструментом, который помогает родителям в их нелегкой и непростой работе — воспитании и развитии детей. Тем более, что сказка формирует сценарий жизни ребенка, согласно которому он обустраивает свою взрослую жизнь.

Стоит признать, что не все сказки позитивно влияют на процесс развития ребенка. Одна и та же сказка формирует абсолютно разную реакцию у детей: у одних создает идеалы («принц на белом коне»), у других актуализирует страх (бедность, появление в доме злой мачехи), у третьих вызывает чувство беспомощности (я не смогу, я еще маленькая, я ничего не решаю). Это зависит, прежде всего, от воспитания ребенка и от той обстановки, в которой живет ребенок. Поэтому однозначно утверждать, что все сказки одинаково полезны, я б не рискнул.

По мнению Андрея Киселева, психолога и педиатра, сказка «Красная шапочка» может создать тип инфантильной женщины, которая выполняет различные поручения. Сказка «Золушка» способна сформировать низкую самооценку. А сама Золушка является моделью неудачницы, которая не верит в себя и не несет ответственности за свою жизнь. Согласно исследованиям британских ученых, девочки, которые любят романтические сказки «Золушка», «Красавица и чудовище», в будущем, столкнутся с домашним насилием. Так, Сьюзан Даркер-Смит пришла к выводу, что герои этих сказок воспитывают у юных читательниц модель поведения подчиненной женщины.

По мнению психотерапевта Аделе ханум Абоскулиевой, ребенок воспринимает внешний мир вживую. Он не в состоянии отличить миф от реальности. Скажем, сказка «Красная шапочка» искривляет реальность в том эпизоде, когда охотники разрезают живот волка и оттуда, выскакивают бабушка с внучкой. Также существуют сказки, которые нарушают сон и побуждают к отрицательному поведению. Как, например, в «Мухе Цокотухе» одно из описаний — «муха по полю пошла, муха денежку нашла», вызвало неосознанные действия детей, которые подходили к родителям и выпрашивали деньги. На вопрос «зачем?» дети отвечали, что пойдут на базар покупать самовар. По наблюдениям А. Киселева, чтение сказки «Мойдодыр» вызывало у детей печальные вздохи (из маминой спальни вышел кривоногий и хромой..!) Такие сказки рождают у ребенка страхи (темноты и одиночества). Впечатлительным детям не стоит рано читать грустные сказки вроде «Русалочки» Г. Х. Андерсена. На одних детей сказки действуют просветляюще, а другим могут вселить чувство ужаса и безысходности. «Колобок» способствует формированию такого стереотипа мышления ребенка, при котором он может считать познание мира плохой затеей. Ребенок, который прочитает эту сказку, в будущем может никогда не проявить инициативу и желание узнать больше об окружающем мире.

Большинство сказок показывают маленьким читателям, что если хочешь быть счастливым, нужно помучиться, выстрадать свое счастье. Сказка должна учить ребенка создавать обстоятельства, а не быть зависимыми от них. Иными словами, для того, чтобы стать счастливым, необходимо что-то делать, а не ждать!

Однако существуют и сильные сказки. Такие как «Кот в сапогах», «Репка», «Кот и петух» и др. В них отображено коллективное решение конкретных ситуаций, взаимопомощь и поддержка. Как отмечает психолог А. В. Запорожец, ребенок становится на позицию героев сказки, пытается преодолеть препятствия, которые стоят на их пути. Б. Бетельхейм считает, что такие сказки являются своеобразной психотерапией, поскольку каждый ребенок открывает в них свое собственное видение решения жизненных задач.

Кстати, между народной и авторской сказкой существуют различия. Народная сказка по своей природе архетипична. Она пересказывалась из поколения в поколение. Все лишнее отбрасывалось, и к нам дошла сама суть тех ценностей, которые исповедует тот или иной народ. Как советуют психологи, на ранней стадии лучше давать ребенку читать народные сказки, которые относятся к той культуре, в которой он живет. А уже позже — сказки других народов мира.

В то же время к авторской сказке стоит относиться с определенной осторожностью, поскольку она переносит внутренние переживания (возможно, душевные проблемы и страхи) автора на бумагу. Многое из классической авторской сказки — это собрание народного фольклора тех стран, в которых проживал автор. А прочтение таких авторских сказок может навязать чуждые нам ценности и неприсущие проблемы.

Психологи согласны в том, что детям до 7 лет необходимо читать сказки о животных. Такие сказки, как «Кот и петушок», «Колосок», «Ивасик-Телесик», «Волк и козлята», «Ежик и заяц», «Репка» и другие учат детей трудолюбию, хитрости (а не обману!), честности. Позже с 7 до 10 нужно читать волшебные сказки: «Никита Кожемяка», «Царевна лягушка», «Котигорошек». Девочки черпают в них для себя процесс становления женщины, изменение статуса. Мальчики знакомятся с борьбой, узнают об отваге, храбрости. Таким образом, сказка является очень важным источником воспитания ребенка, помогает ему идентифицировать себя в нашем мире.

И наконец — несколько советов родителям. Помните, что сказки рождают у вашего ребенка мечты и фантазии. Ищите сказки, в которых эти элементы не перекручены и имеют отношение к правдивой жизни. Сказка — это загадочный мир, информацию из которого ребенок всегда переносит в реальную жизнь.

Обсуждайте прочитанное. Наводите детей на размышления о характерах персонажей, о чувствах, которые вызваны действиями персонажей, о причинах их поведения.

Задавайте побольше вопросов. Не превращайте обсуждение к собственному монологу, пытайтесь завести диалог. Попробуйте проиграть с ребенком прочитанное.

Наблюдайте за ребенком. Сказка является удачным элементом психотерапии. По сказке, которую обожает ваш ребенок, можно определить его характер. К тому же ребенок сам подскажет много интересного о себе, чего ему недостает, что ему нравится, чего хочется.

Владимир КОПОТЬ, психолог
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ