Многие понимают, что футбол — это больше, чем просто спорт. Об этом любят писать некоторые журналисты. На футболе воспитывается патриотизм — как местный, городской, так и общегосударственный. Собственный футбольный чемпионат имеет даже маленькая Шотландия, не являющаяся самостоятельный государством, потому что шотландцы хотят сохранить свою национальную идентичность. Можно себе представить, какие протесты поднялись среди шотландцев, если бы англичане развернули кампанию по объединению двух чемпионатов.
И вот соседняя страна, от власти которой украинцы освободились совсем недавно, вознамерилась проглотить украинский чемпионат по футболу — чемпионат страны с сорока шести миллионным населением, страны с дюжиной сверхбогатых людей, которые вполне смогли бы, при желании, содержать в два раза больше футбольных команд. Причем происходит это на фоне общих попыток России втянуть Украину в процесс так называемой интеграции, которая (это понимают все неглупые люди) рано или поздно должна закончиться воссозданием единого «евразийского государства». В своем кругу многие российские политики этого не скрывают. В таком объединенном государстве Украина и Россия не могут быть равноправными партнерами в принципе — просто из-за разных размеров, так же как не могут быть равными партнерами волк и тигр; если волк не убежит, то тигр его съест. Поэтому и в объединенном чемпионате Украины и России равноправие двух сторон будет длиться лишь несколько лет, а потом этот чемпионат станет российским.
За работу по слиянию двух чемпионатов взялся «Газпром», а это означает, что проект разработан в системе российской государственной власти. Эта самая московская власть при соучастии наших же политиков уже однажды «облагодетельствовала» Украину своей «братской» заботой о наших интересах с помощью известного газового соглашения. Как говорится, и дураку понятно, что заказчики проекта «единый чемпионат» одни и те же, что и у кабального для Украины газового соглашения, и думают они о российских, а не украинских национальных интересах. После успешного поглощения украинского футбольного чемпионата общий процесс сдачи украинской независимости будет нарастать по принципу снежного кома.
Какова же реакция на эти действия российских «интеграторов» в Украине? Реакция столь слабая, что за украинцев становится стыдно. Главным защитниками нашего чемпионата стали иностранец Блаттер, глава ФИФА, а помощников в Украине у него очень мало: Николай Томенко, политик из «Батькивщины», тренер «Металлиста» Маркевич, а теперь к ним присоединился Анатолий Коньков, руководитель футбольной федерации Украины. Это, пожалуй, и все более или менее известные защитники украинского чемпионата, а значит и украинского футбола.
Владелец киевского «Динамо» Суркис, судя по сообщениям СМИ, заявил, что он не против объединенного чемпионата, то есть дал понять, что украинский чемпионат ему не нужен. (А нужно ли ему независимое украинское государство?) Ренат Ахметов как истинный украинский патриот объявил, что он готов сделать так, «как лучше для украинского футбола». Однако сам побоялся высказать свое мнение, что же лучше для Украины. Можно предположить с большой дозой уверенности, что владелец «Шахтера» просто хитрит и не хочет брать на себя даже минимальную ответственность. Уж он-то, с его деловой смекалкой, прекрасно знает, что лучше для украинского футбола и для Украины.
Политики сохраняют молчание. К «Свободе» претензий быть не может. Поскольку она активно борется против добычи сланцевого газа в Украине и, следовательно, выступает против энергетической независимости нашей страны, то идея единого чемпионата с Россией ей наверняка импонирует. «УДАР» по известным причинам, вероятно, имеет свои собственные взгляды лишь в отношении украинского бокса. Либо эта политическая сила и в этом вопросе, как и в некоторых других, предпочитает не иметь собственного мнения (либо скрывать его), чтобы не отпугнуть часть русскоязычных избирателей. В «Батькивщине» есть только один политик, который уже несколько лет открыто высказывается по тем острым проблемам, по которым остальные предпочитают отмалчиваться — это уже упомянутый Николай Томенко. В Партии Регионов часть политиков с большой охотой объединила бы не только чемпионаты, но и оба государства — в этом сомневаться не стоит; однако в силу возникшей сильной вертикали власти все ее более или менее влиятельные члены предпочитают придерживаться одного мнения с Виктором Януковичем. А Виктор Федорович, который страстно болел за сборную Украины по футболу во время европейского чемпионата, сейчас еще видимо не определился, за какую футбольную команду ему хочется болеть на будущих чемпионатах Европы и мира: за сборную Украины или за сборную России (повторим, всякому неглупому человеку понятно, что объединение чемпионатов в конце концов приведет к созданию и единой сборной, и эта сборная будет сборной России). Или украинский футбольный чемпионат включён в «подарочный комплект» для России в обмен на более дешевый газ?
Странное молчание хранят и украинские футбольные болельщики. Они показали массовыми демонстрациями, что могут объединяться для защиты своих собратьев от несправедливости, но сохраняют нейтралитет по поводу объединения чемпионатов. Может им тоже больше хочется болеть на международных чемпионатах за сборную России?
Упоминать с упреком прочую околополитическую и околофутбольную публику (политологов, ученых, журналистов, известных спортсменов-политиков типа Андрея Шевченко и многих других активных в своих сферах деятельности украинцев, и любящих поболеть за «своих») не стоит: они обычно проявляют патриотизм и энергию там, где это обещает дивиденды в той или иной форме, хотя бы в форме одобрительного похлопывания по плечу; мол, здорово сказал и ведь угадал! В ситуациях же с неопределённым исходом многие наши патриоты предпочитают подождать, пока не появятся более или менее точные сведения, чем всё это кончится.
Кстати, тот факт, что именно теперь в России взялись за объединение чемпионатов, свидетельствует о том, что там почувствовали подходящий момент: видимо никогда еще за прошедшие два десятка лет Украина не была так ослаблена — идейно и в других отношениях.
И должно быть понятно, что иностранец Блаттер при поддержке пяти-шести украинцев наш чемпионат не защитит. Как не защитят иностранцы демократию в нашей стране, если мы не отстоим её сами. И если мы действительно хотим жить в независимом государстве, то может быть хватит отмалчиваться?