Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Концепция без денег – пустая»

Минздрав планирует реорганизацию экстренной службы и профессиональное лицензирование врачей. Какие плюсы и минусы
20 июня, 2018 - 10:42
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Спасая репутацию своего заместителя Александра Линчевского, и.о. министра здравоохранения Уляна Супрун заявила, что вскоре Минздрав объявит о еще двух направлениях медицинской реформы. Такой анонс стал ответом на информационную атаку в сторону министерства, связанную с неосмотрительными высказываниями Линчевского относительно лечения тяжелобольных пациентов за рубежом. Уляна Супрун хотела показать, что министерство работает прежде всего на благо пациентов, поэтому никакие удары ее команде не страшны.

Первое направление анонсированных перемен — концепция профессионального лицензирования врачей. С ее введением каждый практикующий врач должен будет иметь лицензию. Для пациента это будет значить, что врач сдал независимое тестирование по международным нормам, постоянно учится и имеет право практиковать.

Другое направление — реформа экстренной медицинской помощи. Об этом пани Уляна говорила еще два года назад, когда только пришла в Минздрав. Ее идею о том, чтобы в каретах «скорой» работали парамедики, восприняли критически. Врачи советовали сначала взяться за перемены в самих больницах. Сейчас в Минздраве убеждены, что время для новаций в «скорых» наступило, в ведомстве призывают специалистов и общественность приобщаться к общественному обсуждению обоих анонсированных направлений. На это дается месяц, а далее обе концепции лягут на стол премьер-министра для согласования.

ВАЖНО КАЧЕСТВО, А НЕ СТАЖ

Обе новации Уляна Супрун комментировала на специальном брифинге, детально об изменениях можно узнать и на сайте Минздрав. «Нынешняя система аттестации врачей подтверждает стаж, а не профессионализм и качество работы. В то же время фактически отсутствует действенный механизм персональной ответственности перед пациентом за качество оказанной медицинской помощи, — объясняла Уляна Супрун журналистам. — Профессиональная лицензия ликвидирует коллективную безответственность и внедряет личную ответственность врача за лечение пациента. Итак, за грубые нарушения лицензия может быть приостановлена».

Те, кто уже ознакомился с новациями, в основном в восторге. По крайней мере устаревшую систему аттестации врачей не поддерживает большинство. Только есть просьба, чтобы лицензии выдавали совершенно другие специалисты и чтобы исчезли щели для коррупции. Лицензирование по-новому должно заработать с 2020 года.

Разумеется, у идее есть как преимущества, так и минусы. Например, врач-терапевт Инна Березюк в соцсетях прогнозирует, что обязательная аттестация раз в три года (сейчас раз в пять лет) нивелирует идею врачебного самоуправления. А Константин Надутый, руководитель департамента менеджмента Украинской ассоциации семейной медицины, считает, что Минздрав берет на себя очень много полномочий, меняя систему аттестации. Ведь ведомство будет выбирать членов лицензионного совета, обеспечивать работу онлайн-систем, а также аккредитацию учебных заведений для проведения ими непрерывного обучения и присвоения баллов непрерывного профессионального развития.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА

Главный плюс — усиливается ответственность врача перед пациентом. «Каждый врач иногда имеет ошибки, но за это отвечает руководитель заведения, а не он персонально, — отмечает Виктория Ивчук, руководитель Ассоциации семейных врачей Житомирской области. — Во-вторых, это будет дисциплинировать самого врача, пациент будет знать, что врач должен его предупредить обо всех особенностях лечения. Поэтому будет четкая ответственность: если нужно дать согласие на какие-то процедуры или процесс лечения, то это согласие, которое будет иметь за собой определенные последствия. Но в таких условиях может появиться много судебных исков, и это минус. Ведь врачи не очень осведомлены в правовом поле и могут попасть в ловушку юриста. Поэтому нужно провести какие-то курсы, чтобы они понимали все риски и ответственность за правонарушения».

Виктория Ивчук говорит, что не все врачи будут готовы к переменам, так как сейчас имеют невероятную нагрузку из-за подписания договоров с пациентами. Кроме того, не все готовы к непрерывному самостоятельному обучению и участию в семинарах. Кто-то даже хочет пройти аттестацию сейчас, чтобы не попасть в пилотную волну лицензирования.

ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ «СКОРЫХ»

Более грандиозной кажется реформа экстренной службы. По словам Супрун, на запланированные перемены понадобится пять лет, потому что нужно задействовать немало ресурсов. Планируется, что автомобиль экстренной помощи, который находится ближе всех от места события, будет выезжать в течение нескольких секунд после вызова. Также будет создана новая IT-инфраструктура, а именно: центральный информационный узел обмена данными, плюс все автомобили будут иметь GPS-навигаторы. Диспетчеры будут знать состояние каждого вызова и местонахождение каждого автомобиля экстренной помощи. Такая система уже работает в Киеве, Днепропетровской, Херсонской, Харьковской областях, в тестовом режиме — в Винницкой и Полтавской областях, так что вскоре охватит всю страну.

Минздрав обещает, что бригады экстренной помощи пройдут переобучение, врачи, парамедики и даже водители будут иметь навыки спасения. Будет введено внешнее независимое тестирование знаний и навыков специалистов экстренной помощи. Больницы ожидает перестройка приемных отделений и новые протоколы действий в их стенах. А еще в наиболее людных местах появятся дефибриляторы и жгуты.

 «ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ — ДОСТОЙНАЯ ЗАРПЛАТА»

Директор Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф города Киева Анатолий Вершигора объяснил «Дню», что такие перемены действительно нужны, но пока концепция без подзаконных актов — это просто пустые слова. К тому же вдруг изменится руководство Минздрава, наработанные предложения зависают в воздухе.

«Мы концепцию одобряем, но концепция без денег — пустая. Кроме того, мы не видели подзаконные акты к ней. Наше первое предложение — достойная заработная плата, но об этом никто не говорит, — комментирует Анатолий Вершигора. — Скажите, пожалуйста, если передо мной встанет выбор: идти работать фельдшером на 3400 гривен или курьером с двумя выходными за девять тысяч, какая мотивация будет у медработников? Мы поддерживаем диспетчеризацию, профессиональное развитие и другие предложения. Мы за реформу. Но все жалуются, что мы задерживаем вызовы, пишут нам жалобы. Хотя изменения экстренной медицинской помощи начались несколько лет назад, появились оперативные диспетчерские, были утверждены новые протоколы, оснащение бригад, форма. Но сегодня говорят, что семейный врач не будет ходить домой, а наши граждане не готовы к этому, все будут набирать наш номер. Как по мне, нужно делать все это более последовательно».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ