На фоне общественно- политической и экономической отдаленности от Европы необычно, но, согласитесь, приятно осознавать, что украинская мода в своем развитии пошла значительно дальше украинских же показателей ВВП, уровня демократии и борьбы с коррупцией. Собственно, большинство компетентных в фешн-сфере людей по уровню организации и качеству работ ведущих дизайнеров ставит украинскую Неделю прет-а-порте на одну ступень с мировыми. Такой оценке возразить сложно (или просто не хочется?). Высокий уровень организации, опытные дизайнеры, мировые модные тенденции тонко переплетены с ментальностью — именно так выглядит мода на европейский манер.
В течение недели в рамках Ukrainian Fashion Week было представлено больше 40 коллекций ведущих и начинающих украинских дизайнеров, а также заграничных метров — грузина Автандила Цквитинидзе, россиянки Светланы Тегин и Аннетт Гортц из Германии. В том числе презентовались проекты «Новые имена», Fresh Fashion, Fashion AID, на чисто мужскую моду организаторы выделили отдельный день — Man’s Fashion Day.
Говоря о показах, упоминать только трендовость и качество пошива одежды мало. Какую бы тему не избрал основной в своей коллекции дизайнер, каждый посредством декораций, музыки, спецэффектов пытался подать свои образы максимально эффектно. От того, насколько удачно (или неудачно) дизайнер сумеет передать настроение коллекции, зависит половина успеха показа. Хотя звездами на подиуме уже вряд ли кого-то удивишь, некоторые из модельеров все же прибегали к модельным услугам известных людей. В частности, для участия в показе марки ОК Оксана Караванская пригласила Анатолия Борсюка, Валида Арфуша, ди-джея Пашу, Остапа Ступку, а также звездных детей — Влада Шовковского, Маргариту Литовченко, Святослава Караванского, Эмили Арфуш, Ивана Дюденко и Устину Ступку. «Фишкой» показа Андре Тана стала именитая украинская модель Снежана Онопко, открывавшая показ. Участница «Новых имен» Лилия Литковская пригласила выйти на подиум Светлану Лободу, а Илона Куц — Светлану Вольнову и группу «НеАнгелы». Но ни одна звезда не смогла заварить такой мощной энергетической каши в атмосфере, как это сделал «живой» «Борщ». Абсолютно неожиданно показ марки Victoria Gres Denim сопровождался выступлением музыкантов вживую, в течение двадцати минут откровенный панк правил бал в фешене.
Впечатления от модной недели подытоживает столичная модница Светлана Вольнова: «Говоря о последней украинской Неделе моды, я бы отметила коллекцию грузина Автандила Цквитинидзе как наиболее правильную коммерчески, ведь он хорошо знает, чего хотят женщины. И вообще, у нас Тбилиси сейчас в моде. Самой модной мне показалась «космическая» коллекция Андре Тана. Елена Даць показала моду интеллектуальную, именно ее коллекцию я бы назвала самой трендовой. Известно, что она в отношении модном воспитывалась за рубежом, стиль ее одежды тяготеет к Yoji Yahmamoto и Comme des Garsons. Елена Голец показала коллекцию промышленную — ее одежда уже фактически готова отправиться на прилавки, но самому показу не хватало шоу, несмотря на снегопад и рассыпаемые стодолларовые банкноты. Коллекцию Светланы Тегин я бы назвала самой правильной, модной и коммерчески выверенной для Запада».
БЫСТРЕЕ В КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ!
Модные эксперты утверждают, что если подходить к моде грамотно, то говорить о тенденциях не приходится. Все равно, пока Ямамото будет исповедовать минимализм, это будет оставаться модным, так же, как гипермодным всегда будет его противоположность — «активный» декор Вествуд. Но стремление свести все творческие поиски дизайнеров в одну более-менее структурируемую систему хотя бы на один сезон модные аналитики пытаются в общих чертах выделить определенные «фишки», на которых модный мир сойдется клином в следующем сезоне. Просматривая показ за показом, можно заметить, например, что вас признают модником, если в следующем сезоне вы будете обувать кеды и носить брюки на манер галифе с низкой посадкой. Такие ансамбли дизайнеры примеряли и на женщин, и на мужчин. А еще мы, видимо, возвращаемся в шестидесятые, во времена космической лихорадки... Во всяком случае, дизайнеры — так точно. Именно футуризм и его элементы господствовали во многих коллекциях. Так, Алексей Залев ских свой показ украсил музыкой Placebo и Muse, а также пластиковыми шляпками-шлемами и серебристыми платьями. Коллекция молодого Андре Тана вызвала самый большой ажиотаж — как среди звезд, так и среди обычных сторонников таланта дизайнера и тоже была посвящена межгалактическим поискам. «Космический» серебристый цвет, костюмы кислотного голубого и металлического цветов, платья-рубашки прямого силуэта — словом, все, как и должно быть на космическом корабле. Футуристическую тему не обошли также Александр Гапчук (но только в отдельных аксессуарах) и Светлана Бевза.
ГЛОТОК СВЕЖЕГО ФЕШЕНА
Ukrainian Fashion Week, кроме прочего, выполняет еще одну очень важную миссию — открывает новые имена в украинской моде и поддерживает их на начальном этапе дизайнерской карьеры. Именно на поддержку молодых талантов был направлен проект Fresh Fashion. В его рамках Александр Очеретный показал романтическую бисерово-стеклярусно-бантовую коллекцию, которую он представлял в программе Russian Fashion Forum в рамках британской Недели моды. Именно так дизайнер предлагает убегать от рутины и будней. Молодую Марию Лосеву все знают как автора коллекции этого года для международной джинсовой марки Motor. На этот раз она дебютировала на подиуме в роли певицы. Выход танцовщиков с экспериментальными танцами сопровождался специально написанным для этой коллекции Лесей Горовой саундтреком, спетым дизайнером.
«КРАСНАЯ» МОДА
На Западе такие акции давно стали обязательной частью самых модных событий года. Для Украины это что-то новое. 19 марта на подиуме украинской Недели моды 30 ведущих украинских дизайнеров представили общую коллекцию FASHION AID, посвященную борьбе со СПИДом. Каждый участник проекта создал один образ, который, с его точки зрения, лучше всего отражает глубину этой общечеловеческой катастрофы. Красный цвет, в частности, красные ленты как символ борьбы со СПИДом, стали ключевыми элементами в коллекции. Завершили показ ВИЧ-позитивные юноша и девушка. В холле также были выставлены платья, созданные молодыми дизайнерами. Они были изготовлены из презервативов и поддерживали идею безопасного секса. Продолжением проекта стал благотворительный аукцион, который состоялся 22 марта. Деньги, собранные в ходе торгов, будут направлены на помощь ВИЧ-позитивным детям-сиротам. «Старое доброе изречение: «Для достижения цели все методы хороши» актуально и для моды как одной из составляющих цепи благотворительности, которая бесконечна и где-то замыкается. На все, что связано с благотворительностью, у меня своя точка зрения, и она, как правило, в пользу этой благотворительности, — комментирует показ Маша Ефросинина. — Мы сидели только что на показе с другом и говорили о том, что этим показом убито очень много зайцев. Если говорить о моде, то позитивный момент в том, что дизайнерам пришлось напрячься, потому что это очень серьезный стимулирующий фактор — когда ты на одном подиуме со многими своими коллегами-конкурентами. Это очень чувствовалось, каждый пытался сделать что-то особенное, поэтому не было ни одного, даже близко похожего наряда. Что касается благотворительности, то, ясное дело, я не могла пропустить это событие и, скорее всего, пойду на аукцион. Вообще красный — мой самый любимый цвет, мне понравилась символика, очень продуманная стилистика нарядов, в каждом были какие-то изюминки, отображающие тему, заданную проблематику. Мне очень понравились идейные платья, те, которые были неожиданными. Вообще мне кажется, что во всей этой истории креатура была первичной».
КОММЕНТАРИИ
Ольга ГРОМОВА , дизайнер:
— В Европе в этом сезоне была предложена тотальная женственность — очень элегантная, очень изящная благодаря тонким струящимся тканям. Это был не только шелк, но и тонкорунные плетения шерсти, мохера, они очень красиво лежали и подчеркивали фигуру. Были очень интересные формы: платья, сделанные в форме овала, похожие на яйцо Фаберже, но с меньшим количеством декора. Было много больших бантов, которые завязывались на шее или под грудью. Западные дизайнеры также предложили очень интересную цветовую гамму: серый, черный, охра, замешенная с серым, небольшие всплески фиолетового, красного, желтого и ярко-оранжевого, серебряного. Украинские дизайнеры, как это и было всегда, показали свои собственные тренды. Единственное согласие с европейскими — это цвета: на подиуме было много серого и черного. Оксана Караванская в коллекции ОК показала великолепную гамму от зеленого до охристого, эти цвета, кстати, перекочуют даже на весну и лето 2008 и 2009 годов. Многие говорят о футуризме, но на самом деле это тренд, который достался нам еще с лета прошлого года. Так как мы живем не в открытой европейской стране, у наших дизайнеров не всегда есть возможность путешествовать, и они не всегда остро могут чувствовать веяния моды. На этот раз они не прочувствовали, что футуризм был навязан летом, а осенью остались только его отголоски. У нас же футуризм прошел по подиуму очень торжественно. Лично мне понравилось, что Анисимов «проснулся после летаргического сна». Мне понравилось, что Лилия Пустовит показала такую молодую по ощущению и вместе с тем глубокую по своей концепции коллекцию. Мне понравилось, что Земскова и Ворожбит сделали очень взрослую и коммерческую коллекцию, не утратив их великолепного настроения.
Стас ЯНКЕЛЕВСКИЙ , автор телепрограммы «Модное время»:
— За украинской модой я наблюдал, начиная еще с первой Недели моды. Это мероприятие, слава Богу, как и должно быть, приобрело супернациональные масштабы. Этим обязательно нужно гордиться, потому что, скажем, страны аналогичного масштаба не имеют своей Недели моды. Чехия, Словакия, Польша не могут позволить себе ни такого количества дизайнеров, ни такого качества мероприятий. Это не так уж и просто. Украинская Неделя растет, она все больше и больше становится европейской. Благодаря организаторам, отслеживающим мировые тенденции, и благодаря их вкусам формируются вкусы дизайнеров. Есть определенный контроль вкуса, и не каждый может принять участие, и это хорошо. Это поднимает уровень. Взяв планку европейской моды, организаторы развиваются, и Неделя с каждым годом становится все лучше.
Нелли ИСУПОВА , скульптор:
— Больше всего мне понравилась коллекция Лилии Пустовит и предложенный дизайнером новый элегантно-изящный стиль. Очень красивые вещи, которые мне хотелось бы видеть в своем гардеробе. Роскошное сочетание цвета, роскошные шляпки — все гармонично, все образы очень красивые. Даже сама структура юбок продуманна до мелочей, а сочетание атласа и трикотажа, по моему мнению, очень интересное.
Евгения ГУБСКАЯ , бизнес-леди:
— С каждым разом все лучше и качество показов, и творчества, и, что не менее важно, — качество пошива также. Организаторы устроили хорошую школу, мастерскую для украинской моды. Мне кажется, мы видим очень успешное, прежде всего, бизнес- мероприятие, поскольку сейчас никакое творчество без коммерции развиваться не может. Хочется еще обратить внимание на то, что на наших Неделях моды появляются гости из ближнего и дальнего зарубежья, тогда как наши дизайнеры также ездят с визитами за пределы страны. Такой обмен очень важен.
Олег ПИНЧУК , скульптор:
— В последнее время украинская мода значительно эволюционировала, украинцы теперь имеют возможность ездить, видеть, обмениваться опытом, общаться со своими коллегами со всего мира. Я недавно вернулся с лондоский Недели моды, там были и украинские дизайнеры, и модели. Уровень наших дизайнеров действительно высокий. Другое дело, что в нашей стране пока что немного людей, которые могли бы это все покупать, нет, соответственно, и миллиардных финансовых оборотов. Но с точки зрения художественной и эстетической, наши самые лучшие дизайнеры ничем не уступают европейским и мировым коллегам. Все остальное — это раскрутка, брендирование, маркетинг и так далее. Я думаю, что если в стране повысится общее благосостояние, это обязательно даст толчок к развитию украинской фешн- индустрии.
Виктория АНДРИЕВСКАЯ , автор проекта «Телевизионный центр моды»:
— Чем больше я занимаюсь модой, тем меньше я занимаюсь тенденциями. Самая важная тенденция — модно не то, что на тебе, а то, что внутри, это во-первых. А во-вторых, каждый дизайнер обладает своим стилем, почерком и доверием перед клиентами. Это, как мне кажется, самое основное. Если сейчас говорить о том, насколько украинская мода отличается от европейской, то у нас есть обойма дизайнеров, которая ничем не уступает по подаче коллекций и попаданию в тенденции. Хотя тенденции — это условность. К тому же, на сегодняшний день в Украине нет аналитиков, которые бы скрупулезно занимались модой, отслеживали ее. Это огромный труд, ведь надо знать, чем занимался дизайнер 10 лет назад, как он вырос, как изменились его объемы продаж. Именно эти моменты формируют индустрию моду, а как таковой индустрии моды у нас в стране нет. Если говорить об одежде, то европейскому уровню она соответствует, посмотрите на Пустовит, Анисимова, Гресь... Но тут игра другого порядка: кому удастся сделать проект успешным именно как бизнес. Вот где кроется сверхзадача попасть в тенденции, в ментальность своего народа. Важно то, насколько ты помнишь о философии, что к людям надо подходить с любовью, и то, проголосовали ли они за это рублем или гривней. — Альберт, правда ли, что побывать на предприятии, увидеть, как делается новая водка «Prime», могут не только журналисты, но и все желающие? — Да, экскурсии на завод — это изначально планируемая часть жизни предприятия. Мы отлично понимаем, что сегодняшние потребители в своих покупках руководствуются как эмоциональными, так и рациональными мотивами, поэтому предоставляем им возможность самим оцеОткрытость новой торговой марки «Prime» вызвала широкий резонанс среди наших читателей. Редакцию засыпали письмами с вопросами, причем преимущественно мужчины. «Слышали, что новый завод «PRIME» открыт для посетителей и любой может поехать туда на экскурсию. Как же так? – спрашивают они. — Ведь обычно производители строго следят за тем, чтобы на предприятии не было посторонних, оберегают свои ноу-хау. Помогите разобраться, уважаемая редакция, что это: ловкий пиар или удивительная правда?». За разъяснениями по такому актуальному вопросу мы обратились к Альберту Меликбегяну, директору завода «PRIME».