Законопроект №2143 «О внесении изменений в Закон Украины «О столице Украины — городе-герое Киеве» был зарегистрирован в Раде 13 сентября. Субъекты представления — группа депутатов от партии «Слуга народа» (среди них, в частности, трое киевских мажоритарщиков). 19 сентября его включили в повестку дня сессии, в течение недели позволяется подавать альтернативные проекты.
В объяснительной записке авторы отмечают: «Принятие законопроекта позволит урегулировать специальный статус города Киева в части осуществления им функций самоуправляющегося города и столицы государства, а также размежевать полномочия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти в городе Киеве».
Напомним, что в материале «Кто в Киеве хозяин?» (№ 136 от 1 августа э.г.) «День» вместе с экспертами искал «целебные» рецепты для местного самоуправления в столице. Рассмотрим депутатские предложения и сравним их с предложениями наших экспертов.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ПО-КИЕВСКИ
Статья 2 образует районы в городе Киеве, которые «входят в систему административно-территориального устройства Украины». Здесь стоит учесть, что новый закон «О принципах административно-территориального устройства Украины» как логическое продолжение процессов децентрализации до сих пор не принят. Поэтому не известно, как выделение районов в Киеве будет коррелировать с принципами этой реформы и влиять на единство города. В этой же статье говорится, что границы Киева и перечень районов утверждает ВР по представлению правительства и предложению КГР, а границы районов утверждает Кабмин по представлению КГР.
Предлагается сократить количество городских депутатов до 84 (как и в других городах-миллионниках). Зато избирать раду для каждого района и передать туда часть полномочий КГР (напомним, эксперты «Дня» неоднозначно отнеслись к такой инициативе).
По статье 12, к компетенции райсоветов относятся вопросы общего среднего, дошкольного и внешкольного образования, первичного и профилактического, заведений культуры (кроме общегородского уровня), молодежных программ, спортивной инфраструктуры, поддержки программ туризма и физической культуры; терцентров соцобслуживания, контроля эксплуатации жилья, озеленения и благоустройства, ремонта междворовых заездов, организации парковок и торговли, управления коммунальным имуществом. Наиболее рискованный момент — утверждение райрадой детальных планов застройки территорий. При фактическом отсутствии единого генплана и виденья развития города на ближайшие годы такое решение может привести к несогласованной и хаотичной застройке Киева, уничтожению историко-культурного наследия и ландшафта, инфраструктурному коллапсу.
Согласно заключительным положениям, райрады будут избраны после принятия нового административно-территориального устройства, что будет не так скоро. В отличие от других населенных пунктов Украины, разделены должности главы райрады и ее исполнительного органа, оба избираются из числа депутатов. Глава райрады выполняет представительские функции от имени громады района и ее рады. Глава исполкома обеспечивает выполнение решений и руководит исполнительными органами райрады, является распорядителем бюджетных средств, обеспечивает подготовку и рассмотрение радой программ социально-экономического, культурного развития и других локальных вопросов, местного бюджета и отчета о его выполнении. Если глава райрады подотчетен своей раде, то глава исполкома — киевскому мэру.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
А ИСПОЛНИТЕЛЬ КТО?
В пункте втором статьи 6 законопроекта отмечается: «Исполнительную власть в городе Киеве осуществляет Киевская городская государственная администрация. Особенностью исполнительной власти в Киеве является выполнение КГГА контрольно-наблюдательных и координационных функций». Статья 10.1 предыдущей редакции закона, которая возлагала на КГГА исполнительные функции и от государства, и от города, в новом проекте изъята.
Здесь также речь идет о том, что полномочия местного самоуправления будут осуществлять исполнительные органы Киевской городской рады и районных в городе Киеве рад. В районах могут создаваться структурные подразделения КГГА. При этом, согласно заключительным положениям законопроекта, в течение 6 месяцев после их вступления в силу Кабмин должен ликвидировать райгосадминистрации.
Там же указано, что КГР в течение месяца после объявления результатов выборов должна образовать собственный исполнительный орган. Других деталей о нем в законе нет, формулировка используется достаточно свободная, хотя в законодательстве о местном самоуправлении прописано, что это должен быть именно исполнительный комитет.
Согласно статье 13, в компетенцию КГР будут входить интернаты и профтехучилища, стационары в больницах, скорая, специализированная медицинская и стоматологическая помощь, детско-юношеские спортивные школы, интернаты для пожилых людей, программы доступного и социального жилья, местная пожарная охрана, землеустройство (землеотвод, ведение земельно-кадастровой документации, предложения к КГГА относительно изменения целевого назначения), утверждение генплана и правил застройки в городе, культура (театры, музеи, охрана культурного наследия; культурные мероприятия), социально-экономическое развитие (пространственное планирование, межмуниципальное и региональное сотрудничество), городской транспорт, строительство, ремонт и содержание дорог, улиц, площадей, охрана окружающей среды, коммунальные услуги, утилизация отходов и содержание кладбищ. К компетенции КГГА отнесли контроль за соблюдением должностными лицами и органами местного самоуправления Киева Конституции Украины, законов и других нормативно-правовых актов; решение относительно объектов государственной собственности, которые находятся в сфере ее управления; координацию деятельности местных подразделений органов исполнительной власти; реализацию государственных программ в столице.
О необходимости отделения самоуправления от государственной власти в полномочиях КГГА эксперты вспоминали в комментариях «Дню». Можно считать, что это требование хотя бы номинально удовлетворено, и столичное самоуправление спасено от посягательств. Если бы не одно «но» — полномочия главы КГГА.
НАДЗИРАТЕЛЬ С ПРАВОМ ВЕТО
По статье 15 законопроекта, Киевский мэр избирается на прямых выборах в два тура, если не набрал в первом больше половины голосов. В вопросе полномочий документ отсылает к закону «О местном самоуправлении в Украине», добавляя «с учетом особенностей, определенных данным законом».
Если ранее Киевраду и КГГА возглавляло избранное киевлянами лицо, то по статье 20, КГГА в случае принятия закона возглавит человек, которого назначает и освобождает президент по предоставлению правительства. Это должностное лицо должно принимать участие в решениях по проведению в городе государственных или международных мероприятий, размещению резиденций высших органов государственной власти и зарубежных представительств, давать согласие на назначение и освобождение руководителей расположенных в Киеве государственных предприятий и территориальных подразделений органов исполнительной власти, согласовывать вопросы по учреждениям и предприятиям общегосударственного значения и/или государственной формы собственности в Киеве.
И самое интересное — Статья 21 предусматривает, что глава КГГА должен проверять решения местной власти на соответствие Конституции и законодательству Украины, а также публичным интересам территориальной громады. Для остановки решения он должен в письменном виде выразить протест с одновременным представлением в суд. Для устранения недостатков — обратиться к местным чиновникам с требованием немедленного исправления.
Первый мэр столицы независимой Украины Леонид КОСАКОВСКИЙ так охарактеризовал эти положения на своей фейсбук-странице: «Надзор со стороны КГГА не только за законностью актов, но и по сути опротестование их в некоторых случаях по вопросам целесообразности, от чего в той же Франции для префектов давно отказались. Основания, которые не соответствуют публичным интересам территориальной громады, допускают вкусовщину и произвольные толкования». На примере противостояния Виталия Кличко и главы ОПУ Андрея Богдана мы уже знаем, насколько по-разному могут трактоваться (а то и отрицаться) нормы закона. Особенно такие свободные формирования, как «публичные интересы территориальной громады» многомиллионного города.
ФИНАНСЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО
Согласно статье 23, бюджет Киева состоит из городского и районных бюджетов. Расходы на столичные функции отражаются в государственном бюджете отдельной строкой. Там же могут предусматриваться и субвенции в районные бюджеты. Согласно пункту 4, расходы городского и районного бюджетов разграничиваются по принципу субсидиарности с учетом критериев полноты предоставления социальных услуг и приближения их к непосредственному потребителю. Доходы районных бюджетов, по пункту 5, тоже формируются в соответствии с объемом полномочий, один из источников — трансферты из городского бюджета.
В статье 24 говорится, что местное самоуправление и КГГА должны выделять землю и помещения под областные органы власти, принимать участие в областных проектах по охране окружающей среды, строительству автомобильных путей и другой инфраструктуры в рамках межмуниципального сотрудничества. Планы развития пригородной зоны Киева, установленной правительством, разрабатываются и утверждаются местными радами с учетом предложений исполнительного органа КГР. Если согласия не будет, может вмешаться Кабмин.
По мнению экспертов «Дня», этого мало для эффективного менеджмента прилегающей к Киеву территории и решения общих проблем. Вопрос киевской агломерации так и не регулируется, об отдельном законе, как отмечал Леонид Косакивский, ничего не известно. Действующий мэр Киева Виталий Кличко продолжает продвигать идею ассоциации «Киевская агломерация», говорит, что идут консультации с радами соседних населенных пунктов. Но, как ранее отмечал в комментарии «Дню» Александр СЕРГИЕНКО, директор аналитико-исследовательского центра «Институт города», ассоциация — это «клуб глав без полномочий». Он отмечает: любой из форматов, предусмотренных в законе «О сотрудничестве территориальных громад», даст больше, чем такое декларативное объединение.
ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРАМ
Заключительные положения законопроекта требуют назначить выборы Киевской городской рады и мэра на 8 декабря текущего года. 19 сентября Кличко сообщил, что обратится в парламент о роспуске Киеврады VIII созыва. На этот день была договоренность о заседании, но оно в очередной раз было сорвано из-за отсутствия кворума. Пока непонятно, насколько реалистичны декабрьские выборы — успеют ли выделить деньги, принять заявки от кандидатов, должным образом организовать процесс?
Выступая на Киевском инвестиционном форуме, Кличко заявил, что законопроект №2143 должен пройти общественное обсуждение и получить выводы международных экспертов. «Он разрушает принципы децентрализации и самоуправления, лишает киевлян права избирать власть в своем городе. А также создаст хаос в управлении столицей. Подобного нет ни в одной европейской стране, ни в одном европейском городе. Когда люди не будут влиять на процессы, которые происходят в городе, а власть — не будет отвечать перед горожанами, потому что ее назначили», — высказался действующий мэр. В любом случае Виталий Кличко планирует идти на выборы и вести в КГР свою политическую силу. Также он обратился в Государственную аудиторскую службу Украины относительно осуществления государственного финансового аудита деятельности структур и подразделений КГГА за 2015-2019 годы. Депутат от «Слуги народа» Александр ТКАЧЕНКО сообщил, что премьер Алексей ГОНЧАРУК поддержал проведение аудита деятельности киевской власти, который начнется на будущей неделе и будет длиться до 8 октября.