Музыку Вагнера я предпочитаю всякой другой. Она такая шумная, что под нее можно болтать в театре весь вечер, не боясь, что тебя услышат посторонние.
Искусство не требует признания его произведений за действительность.
Искусство исполняет, между прочим, задачу консервирования, а так же некоторого разукрашивания погасших, потускневших представлений; разрешая эту задачу, оно плетет связующую нить между различными эпохами и заставляет возвращаться духов прежних времен.
Искусство творит, наука рассеивает чувственный мир; поэтому художник — эротик, он сексуален, ученый — несексуален. Оптика рассеивает свет.
Искусство — суррогат жизни, потому что искусство любят те, кому не удалась жизнь.
Все культура и искусство, украшающее человечество, самое лучшее общественное устройство — это все плоды необщительности.
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
Какая ирония! Умные, талантливые люди всю жизнь убивают себя для этой дурищи-публики, а между тем в глубине души презирают в отдельности всех глупцов, из которых она состоит!
Художники заинтересованы в том, чтобы люди верили во внезапные озарения, в так называемое вдохновение; как если бы идея художественного или поэтического произведения, основная мысль философской системы сходила с неба в виде света благодати. В действительности фантазия хорошего художника или мыслителя творит постоянно хорошее, посредственное и плохое, но его острое и опытное суждение отвергает, выбирает, сочетает, как это видно теперь из записных книжек Бетховена, который постепенно составлял свои великолепнейшие мелодии и как бы отбирал их из многообразных набросков. Кто различает менее строго и охотно отдается воспроизводящему воспоминанию, тот при случае может стать великим импровизатором, но художественная импровизация стоит весьма низко по сравнению с упорно и серьезно проверенной художественной мыслью. Все великие гении были великими работниками...
Вдохновение — это такая девка, которую всегда изнасиловать можно.
Искусство делает невыносимым вид жизни, окутывая ее дымкой нечистого мышления.
Для искусства нужны люди немного меланхоличные и достаточно несчастные.
Жги прожектора, чтоб рампа не померкла!
Чтобы действие мчало, а не текло!
Театр – не отображающее зеркало,
А увеличительное стекло!