«День» получил пресс-релиз от Украинского института национальной памяти, в котором идет речь об установлении личностей (на основе документальных источников) военных преступников, виновных в уничтожении около семи тысяч мирных жителей поселка Корюковка Черниговской области. Это злодейство было совершено в начале марта 1943 года. До сих пор не было документально доказано, кто именно (фамилии, должности) из нацистских палачей или их сателлитов-союзников из других стран совершил это убийство. Пресс-релиз УИНП, который приводится ниже, подробно излагает все те обстоятельства уничтожения Корюковки, которые всплывают из только что обнародованных в Москве документальных источников.
В рамках научно-поисковых мероприятий, посвященных трагедии уничтожения Корюковки Черниговской области, сотрудники Украинского института национальной памяти (УИНП) не прекращали прилагать усилия по выявлению одной из самых больших тайн этой уникальной, даже по меркам гитлеровского террора на оккупированных территориях СССР и Европы, военного преступления и преступления против человечества — выяснить непосредственных виновников проведения карательной акции.
Как известно, 1 марта 1943 года нацистский карательный отряд из города Щорса прибыл в поселок городского типа Корюковка. Городок был окружен. Всех жителей группами по 50-100 человек сгоняли в большие дома и расстреливали.
Одновременно до 10 машин с карателями прочесывали все дома и околицы населенного пункта и убивали жителей как в помещениях, так и на улицах.
После уничтожения всех найденных корюковцев каратели сожгли городок. Очевидцы говорили, что дым и зарево от пожаров были видны в Щорсе, Соснице, Холмах.
Акция была проведена 1 и 2 марта 1943 года. Позже, 9 марта каратели вернулись, чтобы дожечь поселок и добить уцелевших.
Последствия нацистского преступления: убито около семи тысяч жителей. В Акте Черниговской областной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков в Корюковке от 17 декабря 1943 года указано, что 1 и 2 марта 1943 года, по подсчетам, убито 6700 человек, сожжено 1290 домов. Однако, реальное количество погибших, по оценкам исследователей и местной власти, гораздо большее, чем установлено комиссией. Посчитать всех сожженных в домах и большое количество неофициальных захоронений без внешних признаков весной-летом 1943 года было просто невозможно. Усложняет оценку потерь и то, что в результате этого преступления полностью прекратили существование целые семьи и династии, о которых уже некому вспомнить.
Исследователи УИНП и Корюковского исторического музея нашли в книге-воспоминании партизана Ивана Водопьяна «Гранит» некоторую информацию о палачах этого преступления: исполнителем карательной акции был батальон 56-го карательного полка фельджандармерии во главе с начальником черниговской службы безопасности Кристензеном.
Однако оставался вопрос документального подтверждения этого воспоминания, выяснения организаторов акции и более подробных сведений о ее исполнителях.
Во время научных командировок в Институт русской истории (ИРИ) Российской академии наук (Москва), директор УИНП, член-корреспондент НАН Украины, доктор исторических наук Валерий Солдатенко и его заместитель по научным вопросам, доктор исторических наук Дмитрий Веденеев подняли вопрос о розыске сведений о непосредственных виновниках Корюковской трагедии перед начальником Управления регистрации и архивных фондов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, генерал-лейтенантом, доктором юридических наук Василием Христофоровым (Василий Степанович известен как активный исследователь истории спецслужб и организатор публикации рассекреченных документов, руководитель Центра публикации источников по истории ХХ века ИРИ РАН).
В дальнейшем руководство УИНП официально обратилось с запросом к директору ФСБ РФ, генералу армии Александру Бортникову. И вот, 28 декабря 2012 года, в УИНП поступил ответ, подписанный упомянутым генералом В.Христофоровым.
Как отмечается в официальном письме ФСБ РФ, где упомянуты данные Центрального архива ФСБ, массовые расстрелы мирного населения, уничтожение населенных пунктов Черниговщины, другие военные преступления и бесчинства на территории области с октября 1942 года до сентября 1943 года осуществляли военнослужащие венгерской 105-й легкой дивизии из состава Восточной оккупационной группы войск по указаниям командующего группой генерал-лейтенанта Алдя-Папа Золтана Йогана, 1895 года рождения, уроженца Будапешта.
В начале 1942 года на Восточном фронте на стороне Рейха воевало свыше 200 тысяч венгерских воинов. В январе-марте 1943 года 2-я венгерская армия была вдребезги разгромлена Красной Армией, потеряв 80 тысяч убитыми и 65 тысяч пленными. После этого А.Гитлер распорядился возложить на венгерские части оккупационные и карательные функции в тылу. Только на Черниговщине венгерские части приняли участие в уничтожении до 60 тысяч мирных жителей, выявляя особенную жестокость (как и на поприщах соседней Беларуси). А венгерскому народу авантюра пронацистского режима адмирала Хорти во Второй мировой войне стоила свыше 300 тысяч убитых военнослужащих и 600 тысяч мирных жителей.
Но главное — получена достоверная информация о тех, кто непосредственно приложил руки к варварскому уничтожению почти 7000 мирных жителей и полного уничтожения городка Корюковка. Эта кровавая акция, свидетельствуют документы спецслужб, была проведена карательным отрядом по приказу начальника штаба 399-ой главной полевой комендатуры Байера Бруно Франца, 1888 года рождения, уроженца немецкого города Касселя.
Прибавим, что эта 399-я главная полевая комендатура находилась в городе Конотоп Сумской области и была подчинена VІІ отделу при штабе группы армий «Юг» вооруженных сил нацистской Германии.
УИНП продолжает поиск сведений об обстоятельствах и виновниках уничтожения Корюковки, другую исследовательскую работу, связанную с приближением 70-летия этой трагедии и 70-ой годовщины освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков.