Вскоре закончится учебный год, и перед сотнями тысяч выпускников школ возникнет очень важный выбор — выбор будущей специальности и высшего учебного заведения. Что и говорить — одиннадцатиклассники ныне нервничают и суетятся: какой университет выбрать, что учить, как вступать, кому платить и тому подобное. А на прошлой неделе масла в огонь добавил заместитель министра образования и науки Михаил Степко, заявив, что присоединение Украины к Болонскому процессу требует повышения качества образования, поэтому во всех вузах пройдут инспекции, особенно — в филиалах. А еще — сократится набор на юридические и экономические специальности, больше мест будут предлагать на инженерно-технические направления. Мол, при наличии более трехсот государственных и частных вузов проверить и засвидетельствовать качество обучения невозможно — не исключено, что в ближайшее время количество учебных заведений будет сокращено... Словом, вступительная кампания в этом году обещает быть еще более ожесточенной и более напряженной, чем всегда.
Кто как, а я в детстве мечтала стать ветеринаром — чтобы в бабушкином хозяйстве все животные всегда были здоровы. И даже получила право на поступление в Сумской аграрный университет благодаря университетской олимпиаде. Забирая мои документы, член приемной комиссии спросил, готова ли я внести определенную сумму в «благотворительный фонд» университета — ведь без этого взноса ни о каком зачислении не может быть и речи! Обидевшись на эту изысканную попытку получить взятку, я попрощалась с мечтой о карьере врача, а вместо этого успешно отвезла «золотой» аттестат в Киев. Говорят, сейчас поступить в высшее учебное заведение труднее, а учиться — дороже. Какой же кошелек нужно приготовить родителям, чтобы ребенок сдал экзамены и получил квалификационную степень?
В первую очередь стоит отметить, что количество студентов, получающих образование по контракту, из года в год уменьшается: в 2003 г. на средства государственного и местных бюджетов учились более 47 % студентов. Каждый год количество бюджетников хоть и незначительно, но увеличивается. Однако попасть на бесплатное обучение, сдав вступительные экзамены, становится чем дальше, тем труднее, потому что подавляющее большинство учебных заведений имеет свои филиалы в общеобразовательных школах, проводит собственные конкурсы, зачисляет вне конкурса призеров ученических олимпиад. Например, государство выделило на определенную специальность 50 мест. Из них приблизительно две трети приходятся на дневную форму обучения, остальные — на безотрывную от производства. Вне конкурса в вузы зачисляют детей-сирот, инвалидов детства, инвалидов-чернобыльцев, часть выпускников школ получает право на собеседование или сдает только один экзамен... Отбросив всех одаренных и льготников, получим около 20 мест для общего конкурса — для тех, кто подаст документы и будет сдавать все предусмотренные вступительной программой экзамены.
Понятно, что такая ситуация мало удовлетворяет и школьников, и родителей, и государство. Шансы вступления детей тесно связаны не со знаниями, а со многими внешними факторами: благополучна ли семья, достаточно ли зарабатывают родители, есть ли в семье другие дети, сколько времени есть у школьника на подготовку... Чтобы упростить процедуру и по возможности избежать злоупотреблений в этой сфере, учебные заведения предлагают школьникам две реальные возможности улучшить знания и увеличить свои шансы на рынке абитуриентов — это внешнее оценивание и подготовительные курсы.
ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ
Для внешнего оценивания по украинскому языку, математике или истории областные управления науки и образования выбирают административные районы, в школах которых учится соответствующее определенным квотам количество выпускников. Дети проходят тестирование в девяти региональных центрах оценивания качества образования, что позволяет им посмотреть на собственные возможности с новой стороны: ведь, например, в сельской местности и учителя, и ученики могут оценить уровень знаний субъективно, только сравнивая с другими местными детьми. Новая программа позволяет сравнить качество обучения в разных регионах и школах — и беспристрастно сказать выпускнику, на что он может рассчитывать в высшей школе.
Украинское внешнее тестирование хорошо тем, что имеет несколько уровней защиты от обмана. При создании заданий авторы и сотрудники центров оценивания подписывают соглашение об ответственности за сохранение служебной информации. По словам директора Украинского центра оценивания качества образования Лилии ГРИНЕВИЧ , за прошлые годы зарегистрирован только один серьезный случай утечки информации. В ходе служебного расследования выяснилось, что образцы тестов сотрудница центра показала сыну — и за это лишилась права занимать подобные должности, а также получила два года «условно». Чтобы подобные казусы не повторялись, для кодировки работ используют штрих-коды, бланки ответов сканируют, а развернутые ответы оценивают независимо друг от друга два члена комиссии. Если их оценки не совпадают, решающим становится мнение еще одного члена комиссии, который и решает спор. Хранение и выдача бланков, кодировки и раскодировки работ строго регламентированы, и есть все основания считать, что тесты этого года пройдут максимально объективно.
Но, выпускникам — участникам внешнего оценивания не обязательно подавать сертификат для зачисления результатов теста как итоговую государственную аттестацию или результат вступительного экзамена — если школьник не хочет показывать плохую оценку, он имеет право сдавать экзамены наравне с другими абитуриентами.
Как же, собственно, происходит зачисление этих результатов в вузах, спросят родители. «Учебные заведения, признающие внешнее тестирование (а таких сегодня более 30. — Ред. ), выводят эквивалент результатов теста в той системе оценок, которая действует на вступительных экзаменах, — объясняет Лилия Гриневич. — Раньше большинство университетов не доверяли результатам тестирования и искусственно занижали этот эквивалент — например, результат в 95 балов со ста оценивали как «хорошо». В этом году такого уже не будет: мы разработали единую систему соответствия результатов тестов и вступительных оценок. Сейчас, если абитуриента удовлетворяет его бал, он подает в приемную комиссию сертификат внешнего тестирования, не удовлетворяет — пойдет сдавать экзамен».
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Облегчить вступительные экзамены можно и через подготовительные курсы, действующие фактически во всех университетах. В отдельных вузах — например, в Национальном университете имени Тараса Шевченко и в КПИ — абитуриентов, закончивших подготовительный факультет или курсы в специализированной школе, зачисляют по результатам выпускных экзаменов.
Все подготовительные занятия — платные, и считаются или по отдельным дисциплинам, или за весь курс сразу или посеместрово, помесячно. По официальным данным столичных вузов, в среднем подготовка стоит от 120 до 400 гривен в месяц, или от 700 до 4500 гривен за весь курс (8—10 месяцев), или от 300 до 2000 гривен за каждую выбранную дисциплину. Подобные лектории бывают на все вкусы и желания: 100 учебных часов за (ориентировочно) 700 гривен, полный учебный год за более чем 4 тыс. гривен, отдельные дисциплины за две-три недели до экзамена по 600 гривен. Как свидетельствует практика, цены не отпугивают желающих учиться: например, на подготовительном факультете Киевского национального университета имени Тараса Шевченко готовятся к получению высшего образования около двух тысяч абитуриентов — и украинцев, и иностранцев, и выпускников школ, и тех, кому не повезло в прошлом году.
«Самый больший спрос на украинский язык и литературу — поскольку экзамены по этим дисциплинам есть на любом факультете, а отличные знания имеют далеко не все, — рассказывает декан подготовительного факультета Татьяна ТАБЕНСКАЯ . — Далее математика, правоведение, английский язык, человек и мир — предмет, который не преподают в школах, но требуют на экзаменах. Еще один безусловный плюс — обучение проводят преподаватели, которые будут учить школьника и далее».
Действительно, во время подобных занятий происходит и знакомство, и психологическая подготовка: дети уже знают, какие люди и какая обстановка ждут их в институте. Во время полного учебного года абитуриентов разбивают по группам в зависимости от того, на какую именно специальность они планируют поступать, и учебная программа основывается именно на предметах, которые понадобятся при вступлении или во время обучения.
Можно пойти и другим, более дешевым путем: найти репетитора. Как показало исследование «Дня», час математики или украинского языка стоит 50—75 гривен, час английского или экономики — от 80, психология и физика — не менее 70 гривен в час. Полная цена учебного курса, конечно, уменьшится, и учитель подберет ребенку личную учебную программу, «подтянет слабые места» и т.д. Однако в таком случае никто не возьмет ответственность за «собственное видение» учебным заведением тех или других спорных вопросов, никто не гарантирует и качество образования.
ПОЧЕМ ГРАНИТ НАУКИ?
Все названные средства самообразования направлены на то, чтобы получить место государственного заказа. Следует заметить, что при одинаковом количестве балов на вступительных экзаменах преимущество при зачислении отдают медалистам, выпускникам с грамотой за особые достижения по профилирующему предмету, лицам, работающим по специальности не менее года, выпускникам учебных заведений 1-2 уровней аккредитации, если они поступают на родственную специальность и демобилизованным в течение последних двух лет. Но мы уже посчитали, что бюджетных мест значительно меньше, чем желающих учиться. Поэтому определенному количеству родителей придется выкладывать определенные суммы на контрактное обучение ребенка. Бояться этого не нужно: контрактники от бюджетников абсолютно ничем, кроме формы оплаты, не отличаются и имеют равные права. А вот родительские кошельки могут стать тоньше: цена заочного обучения колеблется в диапазоне от 1 до 5 тысяч гривен в год, стационар стоит от двух до 15 тысяч гривен ежегодно. Но сетовать на высокие расценки учебных заведений — напрасно: размер оплаты установило Министерство науки и образования по согласованию с Министерством экономики. Это значит, что увеличение цены обучения зависит, в первую очередь, от инфляции — то есть от уровня заработных плат преподавателей, стоимости коммунальных услуг в государстве.
Зная нестабильность денежных отношений в Украине, нетрудно предвидеть, что названные цифры — не окончательные и могут измениться в ближайшем будущем.