Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Космическая карта Полтавы

В городе проложили новый туристический маршрут — «Через тернии к звездам»
20 июня, 2013 - 10:56
«День» ОБЪЕДИНИЛ ГЛАВНЫЕ «НЕБЕСНЫЕ ТОЧКИ» ПОЛТАВЫ — МУЗЕИ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ И ДАЛЬНЕЙ АВИАЦИИ (НА ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Для туристов, неравнодушных к авиации и космонавтике, Полтава — настоящий рай. Ведь в городе три музея: авиации и космонавтики, дальней авиации, Полтавской авиадивизии.

На Полтавщине родились, учились, работали всемирно известные ученые и изобретатели в области авиации и космонавтики. В частности, изобретатель реактивного оружия Засядько, Юрий Кондратюк, который рассчитал траекторию полета на Луну, чем и воспользовались американцы. В Полтаве жил изобретатель ранцевого парашюта Глеб Котельников.

С недавнего времени авиация и космонавтика стала единым туристическим маршрутом: «Через тернии к звездам», ознакомиться с которым предлагаем читателям «Дня».

ГЕНИЙ, «СВАЛИВШИЙСЯ С ЛУНЫ»

В 1969 году ученый Джон Буллок признался: «Реализацией программы полета на Луну американцы обязаны забытому в России инженеру Кондратюку».

В Москве и Киеве немало удивились: «А кто это такой — Кондратюк? Откуда он взялся?» Выражение «с Луны свалиться» именно о Кондратюке. Чтобы выяснить его личность, была создана специальная комиссия! Ее возглавил академик Игорь Писаренко. Комиссии пришлось приложить немало усилий, чтобы выяснить, кто же такой Юрий Кондратюк. Это сейчас мы знаем его. Но если в Москве тогда никто не знал о гениальном ученом, что тогда говорить о провинциальной Полтаве, где родился знаменитый теоретик межпланетных полетов?!

В 1981 году в Полтаву, на имя первого секретаря обкома партии, пришло письмо от академика Валентина Глушко. Почему бы вам, предложил академик, не создать мемориальный музей Юрия Кондратюка? Кто это может сделать, в обкоме знали. Единственным человеком, которому можно было это доверить, был Дмитрий Кальной — человек, влюбленный в авиацию и космос, ветеран войны.

Вот что вспоминал создатель полтавского Музея авиации и космонавтики, его многолетний директор Дмитрий Павлович Кальной: «Дом, где родился Юрий Кондратюк, до сих пор сохранился, но создать мемориальный музей там было невозможно. Слишком много возникло проблем. Да и как создавать, если ничего не было... даже в Москве». «Вряд ли вам поднять этот музей, — сказали в Институте естествознания и науки Академии наук. — Для мемориального музея нужно многое, а у нас с вами вообще ничего нет». Но подсказали хорошую идею — создать Музей авиации и космонавтики: «У вас ведь так много выдающихся земляков!» Многие полтавчане впервые услышали фамилии Засядько, Котельникова, Челомея, Победоносцева, Францевича, а Комарницкого... О том, каких титанических усилий стоило собрать четыре тысячи экспонатов, которыми сегодня гордится музей, можно написать несколько книг. И все это было создано на пустом месте. К слову, музей находится по адресу — Первомайский проспект, 16.

Но возвратимся к Юрию Кондратюку. Свои расчеты полета на Луну он сделал еще будучи гимназистом, он даже не был знаком с работами Циолковского. До сих пор в биографии этого человека осталось много загадочного и противоречивого. Дмитрий Кальной показывает «Личный листок по учету кадров. Кондратюк Юрий Васильевич». Собственной рукой Кондратюка написано: «родился в 1900 году в июле месяце второго числа в Луцке». «Экспертизы были проведены на высочайшем уровне! Использованы самые современные достижения техники! Это действительно написано рукой Кондратюка! Как и доказано то, что он родился в Полтаве. Как доказано то, что Юрий Кондратюк — это Александр Игнатьевич Шаргей, — нервничает Дмитрий Павлович: — Откуда я знаю, почему он сменил фамилию? Не знаю, и все!»

Сегодня в Полтаву, в Музей авиации и космонавтики, едут не только со всей Украины, но и с ближнего и дальнего зарубежья.

Работников музея связывала давняя дружба с Береговым и Поповичем, Мусой Манаровым и Леоновым. В музее множество экспонатов, которые подарили академики, руководители правительства.

Кстати, именно работники музея вытащили из небытия полузабытую операцию «Френтик». 21 сентября 1994 года на военный аэродром в Полтаве приземлились американские самолеты: В-12, В-52, Stratofortus, КС-10. Большинство полтавчан впервые в жизни так близко увидели американцев. Седой американский полковник, ступив на украинскую землю, заплакал. Здесь он оставил за чертой бытия многих своих товарищей. Встреча получилась трогательной.

Сегодня на том аэродроме, где во время войны базировалась американская авиадивизия, Музей дальней авиации (на улице П. Юрченко).

АВИАЦИЯ НА ВЕЧНОЙ СТОЯНКЕ

Началом создания экспозиции Музея дальней авиации можно считать 1987 год, когда рядом с учебным корпусом 185-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка на вечную стоянку поставили легендарный самолет Ту-16, который находился на вооружении Дальней авиации СССР без малого сорок лет. Позже экспозицию пополнили стратегические самолеты — ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, а также дальние самолеты — ракетоносцы Ту-22 КП и Ту-22 МЗ. Все они были носителями ядерного оружия.

На музейных площадках можно увидеть авиабомбы разных калибров, которые применяли в дальней авиации. Экскурсии тут проводят бывшие военные летчики, которые рассказывают невероятные истории из собственной биографии.

Тут же, на военном аэродроме, находится и Военно-исторический музей 13-й гвардейской Днепропетровско-Будапештской ордена Суворова 11-й степени тяжелой бомбардировочной авиадивизии.

Анатолий НЕДАВНИЙ, Полтава
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ