Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Космические скандалы. И планы

О неудачах и успехах покорителей космоса, случившихся в течение августа
6 сентября, 2021 - 13:00
Китайский марсоход «Чжужун»

Освоение космоса украинцами и Украиной чем дальше, тем больше становится обыденной реальностью. Подробнее о наших планах – позже. Налаживаются также партнерские отношения между современными завоевателями космоса и основоположниками космического движения. Так, 3 сентября основатель американской компании SpaceX Илон Маск провел встречу с родными ученого и конструктора, основоположника практической космонавтики Сергея Королева. Об этом сообщает Национальный музей космонавтики имени Сергея Павловича Королева. «Андрей и Павел Королевы, внук и правнук Сергея Павловича, встретились с Маском», - говорится в заметке музея в фейсбуке. Своими впечатлениями от встречи поделился внук Сергея Королева, Андрей: «Невероятно благодарны Маску за приглашение, гостеприимство и незабываемую почти часовую личную встречу. Слова нашей благодарности команде Илона за впечатляющую экскурсию по SpaceX и возможность увидеть собственными глазами, как составляют двигатели, ракеты и CrewDragon. Продолжайте двигать мир вперед, мистер Маск».

Чем еще поразили мир покорители космоса в мире за последний месяц – в нашем традиционном обзоре

МКС: «НАУЧНЫЕ ЧУДЕСА» И РАЗБОР ПОЛЕТОВ

В информациях о полете Международной космической станции (МКС) в августе появился скандальный оттенок. В первой половине месяца продолжалась работа по выявлению причин нештатного поведения российского модуля после стыковки с МКС в конце июля: тогда модуль самопроизвольно включил двигатели, и наземным управленцам стоило немалых усилий восстановить положение станции в пространстве.

Как заявил руководитель полета американского сегмента МКС Зебулон Сковилль, Международная космическая станция совершила почти полтора оборота во время инцидента с российским многоцелевым лабораторным модулем (МЛМ) «Наука». Сразу после инцидента в НАСА сообщали, что, согласно предварительным оценкам, из-за неожиданного включения двигателей на модуле «Наука» МКС лишь повернулась на 45 градусов. Теперь же выяснилось, что «почти все вращение было по тангажу. Станция совершила почти 1,5 оборота, а затем пол-оборота, чтобы вернуться в исходное положение», - написал Зебулон Сковилль в социальной сети «Twitter».

По мнению исполнительного директора «Роскосмоса» по пилотируемым космическим программам Сергея Крикалева, МКС не получила повреждений после незапланированного включения двигателей российского модуля «Наука» при стыковке: «Повреждений, наверно, нет. Но каждый такой цикл напряжений, он считается, он учитывается в ресурсе. От станции ничего не обломилось. То, насколько мы нагрузили станцию, какие последствия, это сейчас будут оценивать специалисты. …Станция - довольно деликатное устройство. Российский сегмент, американский - все сделано максимально легко. Дополнительная нагрузка вызывает нагрузку на привод солнечных батарей, на фермы, на которых все это установлено».

По словам Крикалева, двигатели «Науки» включились в соответствии с алгоритмом безопасности системы управления модуля, посчитавшей, что он находится в свободном полете. Включение двигателей не было запланировано, в причинах инцидента разбирается специальная комиссия. «Модуль, видимо, сам не мог поверить, что он уже состыковался», - пошутил Сергей Крикалев.

Через несколько дней уже сам генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что двигатели многоцелевого лабораторного модуля «Наука» включались в июле после стыковки с МКС из-за проблем, которые связаны с алгоритмами системы управления. По словам руководителя «Роскосмоса», «сложно было предсказать, как поведет себя система».

В свою очередь руководитель американской программы МКС Джоэл Монталбано на пресс-конференции заявил: «Мы находимся в постоянном контакте с нашими российскими коллегами среди прочего по линии центров управления полетами. Так что работа идет, но пока что-то говорить рано. Мы сможем сообщить что-то конкретное через две-три недели».

Через несколько дней появилось сообщение НАСА о том, что оно создает экспертную группу, которая займется расследованием инцидента с модулем «Наука»: «Будет определен состав команды и масштаб расследования. Группа сосредоточится на анализе доступных данных, сотрудничестве с российскими коллегами по любой информации, которая им требуется для оценки, а также на координации с другими международными партнерами. Специалисты продолжат оценивать любое комплексное воздействие на Международную космическую станцию непреднамеренного включения двигателей российского модуля «Наука».

«ДЫРЧАТЫЕ СТРАДАНИЯ» - НОВАЯ СЕРИЯ

Разумеется, инцидент с модулем «Наука» оказал существенное влияние на репутацию «Роскосмоса». Возможно, чтобы хоть как-то «компенсировать» этот урон, в информационном поле вновь всплыла тема появления отверстия в корпусе корабля «Союз МС-09» в августе 2018 года. Как сообщило информационное агенство ТАСС, ссылаясь на высокопоставленный источник в российской ракетно-космической отрасли, отверстие в бытовом отсеке космического корабля «Союз МС-09» якобы было просверлено в условиях невесомости человеком, который не был знаком с устройством космического аппарата. Анонимный источник утверждал, что «из восьми отверстий только одно было сквозное, остальные насверлены словно с отскоками сверла, что, скорее, говорит о сверлении именно в условиях невесомости без необходимого упора». Якобы одно отверстие пытались просверлить в шпангоуте корабля, что, по мнению анонима, означает – «сверлил кто-то, не проходивший подготовку по устройству именно корабля «Союз МС».

«Американцы после полета отказались пройти проверку на полиграфе, в отличие от российских космонавтов», - сообщил собеседник ТАСС. – «Российская сторона не получила возможности исследовать инструменты и сверла, которые имеются на МКС, на предмет остатков металлической стружки с корпуса «Союза МС-09».

В НАСА практически немедленно опровергли причастность астронавтов США к появлению дыры в «Союзе МС-09». На пресс-конференции помощник главы НАСА по пилотируемым полетам Кэти Лидерс, отвечая на вопрос журналистов о том, как в управлении относятся к обвинениям со стороны неназванных представителей «Роскосмоса» в том, что астронавты США могли столкнуться с психологическими и медицинскими проблемами на МКС и что это могло побудить астронавта Серину Ауньон-Чанселлор просверлить отверстие в космическом корабле «Союз МС-09», заявила: «Члены экипажа от НАСА выполняют свои миссии профессионально и честно… Я поддерживаю Серину и ее профессиональное поведение, и я не нахожу это обвинение заслуживающим доверия».

Видимо, опасаясь дальнейшего развития скандала, генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в свою очередь написал в социальной сети «Twitter», что госкорпорация не обвиняет астронавта НАСА Серену Ауньон-Чэнселлор в сверлении отверстия в корабле «Союз МС-09» при полете на Международной космической станции в 2018 году: «Никто никогда ее не обвинял… «Роскосмос» никого не обвиняет. Мы не хотим неприятностей для нашего сотрудничества».

Пока на Земле российская и американская стороны выясняли отношения, в космосе продолжалась работа. 12 августа экипаж МКС пристыковал американский грузовой корабль «Cygnus NG-16» к станции. Захват корабля был осуществлен «рукой» манипулятора «Canadarm-2». Ещё 3 часа 35 минут потребовалось на операции по стыковке «Cygnus» со станцией. Корабль доставил на МКС 3,7 тонны полезных грузов. 

«ЗВЕЗДНЫЙ ЛАЙНЕР»: ПОЛЕТ НЕ СОСТОЯЛСЯ

3 августа к МКС должен был отправиться новый американский уосмический корабль «Starliner». Но сначала старт отложили из-за проблем на орбите с российским модулем «Наука» до 4 августа. А потом выяснилось, что была и другая серьезная проблема – «система позиционирования двигательной системы корабля выдала показатели, которые не соответствовали ожидаемым».

4 августа старт отложили на неопределенный срок: «Корабль был снят со стартового стола из-за проблем с клапанами нескольких двигателей малой тяги. Инженеры «Boeing» в настоящее время устраняют неполадки. В августе будут доступны еще ряд пусковых окон (для старта к МКС – С.Ч.) в случае, если проблема будет решена».

12 августа корпорация «Boeing» проинформировала Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства о том, что корабль CST-100 «Starliner» будет отсоединен от ракеты-носителя «Atlas V». Корабль решили вернуть в заводской цех для «выявления неисправностей в работе клапанов двигателей».

Позднее руководитель американской программы МКС Джоэл Монталбано на пресс-конференции сообщил, что запуск корабля CST-100 «Starliner» американской корпорации «Boeing» к Международной космической станции состоится не раньше середины октября 2021 года.

КИТАЙСКИЕ КОСМОНАВТЫ: «У НАС ВСЕ НОРМАЛЬНО!»

В августе трое китайских космонавтов продолжали работы на космическом модуле «Тяньхэ» на околоземной орбите.

20 августа Не Хайшэн и Лю Бомин совершили выход в открытый космос. Они пробыли там 5 часов 55 минут. Не Хайшэн и Лю Бомин установили насосное оборудование, подняли внешнюю панорамную видеокамеру, а также подготовили и закрепили на внешней обшивке набор инструментов. Помимо этого, они сфотографировали друг друга на фоне Земли - для этого они поочередно перелезали на роботизированную руку-манипулятор и махали в объектив свободной от страховочного троса рукой. Третий член экипажа Тан Хунбо все это время находился внутри модуля «Тяньхэ» для наблюдения за приборами и координации.

В августе стало известно, что Национальный фонд естественных наук Китая рассматривает проект создания «сверхбольшого космического корабля, простирающегося на километры»: «Такой корабль являлся бы ключевым стратегическим инструментом для дальнейшей разработки космических ресурсов, исследования тайн Вселенной и долгосрочного пребывания на орбите».

Предполагается, что аппарат будет состоять из нескольких модулей, которые предстоит запустить на орбиту по отдельности и собрать в космосе. 

ЧАСТНЫЕ КОМПАНИИ: РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В августе продолжили свою деятельность по освоению космоса и частные компании.

«SpaceX» Илона Маска продолжала разработку корабля «Starship». 5 августа на полигоне в Бока-Чика (шт. Техас, США) специалисты компании произвели установку на стартовый стол прототипа ракеты «Super Heavy B4».

Чуть позднее на стартовый стол полигона Бока-Чика был доставлен прототип корабля «Starship» S20. Его установили на ракету «Super Heavy B4» – впервые «примерили» гигантский космический корабль к ракете-носителю.

Компания «Virgin Galactic» Ричарда Брэнсона впервые с 2018 года возобновила продажу билетов на путешествия в суборбитальное пространство. Цена одного билета 450 тысяч долларов США. По состоянию на конец июня 2021 года порядка 600 человек подтвердили готовность совершить путешествие к границе космоса – на высоту около 80 километров.

Продолжала работу и космическая компания «Blue Origin» Джеффа Безоса. Ее ракета «New Shepard NS-17» совершила в конце августа полёт в беспилотном режиме с оборудованием Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства на борту. В полете, который продлился около 10 минут, были протестированы приборы, которые впоследствии будут использоваться в лунных миссиях НАСА. В их числе лидар и компьютер, отвечающий за снижение и прилунение.

ЛУННЫЕ ПЛАНЫ США: БОЛЬШИЕ КОРРЕКТИРОВКИ

10 августа НАСА распространило доклад генерального инспектора этого космического управления Пола Мартина, в котором утверждалось, что высадка астронавтов на Луну в 2024 году в связи с задержками в разработке их скафандров не представляется возможной. Согласно планам НAСA, первые два готовых к полету новых скафандра xEMU (Exploration Extravehicular Mobility Unit - Мобильная система для внекорабельных исследований) должны быть изготовлены к ноябрю 2024 года, однако управление «сталкивается со значительными трудностями в достижении этой цели». Речь идет о задержке по запланированным работам, которая достигла уже 20 месяцев. Она связана с нехваткой финансирования, последствиями пандемии и техническими проблемами. В докладе отмечается, что «скафандры будут готовы к полетам не ранее апреля 2025 года». 

Пол Мартин также подчеркнул, что проблемы с разработкой скафандра – «далеко не единственный фактор, влияющий на жизнеспособность графика возвращения управления на Луну. Наша предыдущая ревизия выявила значительные задержки в других крупных программах, необходимых для высадки на Луну, включая разработку ракеты-носителя «Space Launch System» (SLS) и корабля «Orion». Задержки, связанные с разработкой посадочного модуля, и недавнее опротестование решения по контракту на посадочный модуль также не позволят осуществить посадку в 2024 году».

Позднее НАСА заявило, что проводит оценку бюджета и графика своей лунной программы и предоставит обновленные данные по этому вопросу позднее в текущем году.

«Отправка первой женщины и представителя цветного населения на поверхность Луны и установление долгосрочного присутствия на Луне в рамках программы «Artemis» является приоритетом для НАСА», - заявила официальный представитель космического управления Моника Уитт. 

РОССИЯ: ЗАПУСК СТАНЦИИ НА ЛУНУ ПЕРЕНОСИТСЯ НА 2022 ГОД

Изначально Россия планировала «вернуться на Луну» в конце нынешнего года (последняя советская станция – «Луна-24» - летала к естественному спутнику Земли 45 лет назад, в августе 1976 года).

Перенос запуска вызван выявленной в ходе наземной экспериментальной отработки необходимостью дополнительного подтверждения заявленных характеристик приборов, агрегатов и двигательной установки «Луны-25».

Космический аппарат «Луна-25» состоит из двух основных конструктивных частей. Нижняя часть - посадочное устройство, представляющее собой конструктив с посадочными «лапами» - опорами, обеспечивающими безопасное касание поверхности. На нем же закреплена двигательная установка станции, с помощью которой производится коррекция траектории перелета до Луны, торможение при сходе с орбиты и мягкая посадка. Верхняя часть - негерметичный приборный отсек. На нем находятся панели солнечных батарей, радиатор системы терморегулирования, электронное оборудование станции, научные приборы, источник энергии. Главная задача данной миссии - отработка базовых технологий мягкой посадки в околополярной области и проведение контактных исследований заданного района Южного полюса Луны. 

МАРСИАНСКИЕ РОБОТЫ ПРОДОЛЖАЮТ РАБОТУ

Китайский марсоход «Чжужун» в августе продолжил движение по Красной планете и проехал уже более 800 метров по поверхности Марса.  В настоящий момент «Чжужун» пересекает сложную местность с плотным распределением камней, ударных кратеров и песчанных дюн. Задняя камера аппарата запечатлела колею марсохода, движущегося по камням. Из-за удаленности Марса от Земли задержка односторонней связи для передачи данных марсохода в центр управления полетом составляет в настоящее время около 21 минуты 23 секунд.

15 августа Китайское национальное космическое управление заявило, что марсоход «Чжужун» успешно завершил выполнение поставленных перед ним задач по исследованию Марса, и начата дополнительная научная программа. Марсоход продолжит движение в направлении южной части равнины Утопия, где находится пограничная полоса между древним морем и сушей.

Если китайский марсоход успешно решает поставленные перед ним задачи, то у его американского «коллеги» возникли некоторые затруднения во время работы. В первой декаде августа планетоходу «Perseverance» («Настойчивость») не удалось собрать образцы марсианской породы и грунта с первой попытки. 

Специалисты НАСА считают, что неудача стала следствием непредвиденного сдвига марсианской породы при бурении, а не результатом технического сбоя в работе бортовой аппаратуры. Американцы изучают возникшую проблему и намерены повторить попытки собрать образцы грунта Красной планеты.

16 августа состоялся 12-й полет марсианского вертолёта «Ingenuity». Вертолёт совершил перелёт в район South Séítah, куда вскоре направится и марсоход «Perseverance». Полёт продолжался 169 секунд, «Ingenuity» преодолел расстояние около 450 метров.

ПРИВЕТ, ВЕНЕРА! ЗДРАВСТВУЙ, СОЛНЦЕ!

Европейское космическое агентство (ЕКА) сообщило, что в первой декаде августа автоматический космический аппарат «Solar Orbiter» пролетел около Венеры. Пролет прошел на расстоянии около 8 тысяч километров от поверхности планеты.

Напомним, что главной задачей зонда «Solar Orbiter», созданного при партнерстве ЕКА и НАСА, является исследование Солнца. На аппарате установлен теплозащитный экран, так как нагрев, которому он будет подвергаться при исследовании нашего дневного светила, может достигать 600 градусов по Цельсию. В декабре 2020 года «Solar Orbiter» уже совершил гравитационный маневр у Венеры.

Спустя примерно 33 часа после пролета около Венеры зонда «Solar Orbiter» к «младшей сестре Земли» приблизился автоматический космический аппарат «BepiColombo», сделав ее снимки двумя фотокамерами. Аппарат, созданный Европейским космическим агенством в сотрудничестве с Японским агентством аэрокосмических исследований, пролетел над планетой на высоте всего в 550 километров. Зонд проводил фотографирование в фазах пролета над планетой и удаления от нее.

Главной целью аппарата «BepiColombo» является изучение Меркурия. Для экономии топлива в течение всего полета «BepiColombo» совершит не менее девяти гравитационных маневров: один – у Земли, два – у Венеры и шесть – у Меркурия.

Тем временем американский зонд «Parker Solar Probe» провел девятое сближение с Солнцем. Зонд сблизился с ближайшей к Земле звездой на рекордное расстояние - 10,4 миллиона километров, скорость аппарата при сближении составила – 532 тысячи километра в час.

Все бортовые системы зонда в момент сближения работали в штатном режиме. При сближении тепловой щит «Parker Solar Probe» смог выдержать температуру в 650 градусов по Цельсию.

До завершения миссии зонда «Parker Solar Probe» в 2025 году запланировано еще два маневра у Венеры - в итоге минимальное расстояние космического аппарата будет составлять 6,1 миллиона километров от поверхности Солнца.

УКРАИНСКИЙ КОСМОС: РАЗВИТИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Украина собирается до 2030 года реализовать собственный проект в сфере космического туризма. Глава Государственного космического агентства Украины Владимир Тафтай заявил:

«Это реальная перспектива. Но эта перспектива не двух-трех лет. В ближайшей перспективе до 10 лет в Украине соответствующие проекты появятся. До 2030 года у нас обязательно будет собственный украинский проект, который будет запускать туристов в космос. Думаю, что стоимость такого туризма будет существенно снижаться. Уверен, что мы найдем правильные технологии, правильные методологии, чтобы для желающих туристов были конкурентоспособные цены».

Украинские специалисты также планируют в следующем году провести с территории Канады пуск ракеты «Циклон-4М». Ракета-носитель выполнит старт с космодрома Кансо в провинции Новая Шотландия.

Во второй декаде августа правительство Украины одобрило проект указа президента Владимира Зеленского о выходе страны из соглашения СНГ о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ: «Выйти из соглашения о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ, подписанном 15 мая 1992 года в г. Ташкенте».

Документ утратил в силу еще в 2019 году. Бывшие учасники соглашения продолжают работу на основании новой конвенции.

Кроме того, правительство Украины приняло решение выйти из соглашения СНГ о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства. В Кабмине отметили, что это соглашение также «не отвечает национальным интересам Украины».

Сергей ЧЕБАНЕНКО
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ