В декабре этого года в Украине планируется запуск Первого национального космического телекоммуникационного аппарата по системе «Либідь», точка стояния которого на геостационарной орбите — 36 тысяч километров от Земли. Управление данным аппаратом будет осуществляться из Центра управления полетом Национального центра управления и испытаний космических средств, который расположен в крымском поселке Молочное под Евпаторией.
Еще в начале прошлого века родилась увлекательная история под названием «Космос и Крым». Это заставило весь мир обратить внимание на полуостров и назвать его «маленькой космической державой».
СИМЕИЗСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ
В 1900 г. под небольшой телескоп для фотографирования небесных объектов было построено здание первой крымской обсерватории. Изучение космоса началось на даче астронома-любителя Николая Мальцова, увлечение которого вскоре переросло в научный интерес и стало делом всей жизни.
Вырасти из любительской обсерватории до серьезного научного центра Симеизской обсерватории помогло знакомство Николая Мальцова с Алексеем Ганским, ученым крупнейшего на то время астрономического учреждения — Пулковской обсерватории, расположенной в Санкт-Петербурге. В 1912 г. Симеизская обсерватория стала южным филиалом Пулковской обсерватории и приобрела официальный статус. Уже с 1908 г. здесь проводились регулярные наблюдения малых планет и переменных звезд, а к 1925 г. — открыты 37 малых планет, комета и большое количество переменных звезд.
В 1912 г. в Англии заказан метровый телескоп-рефлектор, но исторические события существенно задержали его доставку — до апреля 1925 г. Посредством телескопа ученые исследовали движение и вращение звезд, происхождение звезд и туманностей, природу Солнечной короны, магнитного поля Галактики, место нашей Галактики среди других галактик. В 1932 г. в обсерватории появилось оборудование для фотографирования Солнца и изучения его поверхности.
В середине октября 1941 г. деятельность обсерватории была прервана. В ходе эвакуации ученые смогли спасти лишь малую часть оборудования и научных трудов. В январе 1944 г. сожжено главное здание обсерватории. Остальные объекты были также разрушены или сильно повреждены.
Однако полная разруха не остановила увлеченных космосом: им не оставалось ничего, кроме возможности начать все заново. После обращения академика Григория Шайна в Академию наук правительство приняло решение о создании современной астрофизической обсерватории, которая включает Симеизскую и другую, новую, место для которой еще предстояло найти. Это произошло 30 июня 1945 г. Григорий Шайн был назначен первым директором обсерватории.
Благодаря Симеизской обсерватории не только Крым узнал о космосе, но и космос узнал о Крыме: одну из первых открытых планет назвали Мальцовия — в честь основателя обсерватории, а позднее появилась планета Симеиза.
КРЫМСКАЯ АСТРОФИЗИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ
В результате годовых поисковых экспедиций работники главной астрофизической обсерватории СССР остановились на Бахчисарайском районе. Астроклимат Центрального Крыма намного лучше подходил для установки и работы крупных телескопов. За короткое время заработало Симеизское отделение, вошли в строй несколько крупных телескопов на новом месте под Бахчисараем. В 1957 г. здесь основали поселок Научное.
Благодаря новому оборудованию появилась возможность проводить необходимые исследования по поиску и открытию малых планет и комет, наблюдать за спектром звезд и обстоятельным изучением физики Солнца.
В 1952 г. академик Шайн передал свои директорские полномочия будущему академику Андрею Северному (напомним, его 100-летний юбилей научная общественность широко отметит в мае). В 1950-х особое внимание стали уделять радиоастрономии, особенно исследованиям радиоизлучения Солнца. «Нет ни одной обсерватории в мире, где бы так широко, как в Крыму, изучались вспышки на Солнце, их влияние на окружающую атмосферу, межзвездное пространство и Землю», — писала доктор физико-математических наук Наталья СТЕПАНЯН. Разработанные в обсерватории методы прогноза солнечных вспышек, которые могли представлять опасность для жизни космонавтов, сыграли весомую роль в организации первых космических полетов.
Практически со времен создания в КрАО образована экспериментальная лаборатория, где велась разработка, конструирование и создание новых приборов для внеатмосферных наблюдений. Начиная с 1959 г., на спутниках и космических станциях было установлено четырнадцать приборов, разработанных и изготовленных в Крымской астрофизической обсерватории.
С 1991 г. НИИ КрАО перешел в подчинение Министерства Украины по делам науки и технологий, в настоящее время НИИ КрАО находится в сфере управления Министерства образования и науки Украины.
Сегодня исследования КрАО можно разделить на фундаментальные и прикладные. Научный сотрудник и председатель профсоюза КрАО Сергей Назаров объясняет: «В прикладных направлениях мы играем значительную роль в наблюдениях за спутниками и космическим мусором, активностью Солнца, движением материковых плит. А из фундаментальных можно выделить изучение катаклизмических переменных звезд, наблюдения за сверхмассивными черными дырами, химическим составом и эволюцией звезд. Именно фундаментальные направления будут определять развитие человечества десятки лет спустя».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ И ИСПЫТАНИЙ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Гора Кошка в 1958 г. вновь стала важнейшим местом в освоении космоса. Здесь в процессе активного исследования Луны был создан пункт управления автоматическими межпланетными станциями (АМС). Ученые вновь посчитали, что чем выше в горах находится аппаратура, тем лучше будет прием сигнала. Однако возникли проблемы с сеансами связи. Как разрешилась эта ситуация, рассказал (по словам очевидцев тех событий) сотрудник НЦУИКС, проводивший экскурсию, Виталий Сывульский: «Сеансы связи выполнять было трудно, тогда специалисты подошли к Королеву и сказали: «Здесь работу по Луне мы выполнить не сможем, необходимо подыскать другое место». Королев в Москве встретился с Никитой Сергеевичем Хрущевым и добился строительства нового объекта. Объект получил название «Объект МВ» (Марс — Венера)».
В 1960 г. началось строительство Центра дальней космической связи под Евпаторией. 12 февраля 1961 г. пункт начал первую работу по первой межпланетной автоматической станции «Венера-1». Благодаря созданному центру Советский Союз вышел на первое место в мире по изучению планет Солнечной системы с помощью спутников. Здесь работало 54 аппарата по исследованию дальнего космоса.
3 марта 1960 г. Министром обороны СССР был издан приказ о создании Первого отряда космонавтов, куда вошли Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович. Но у Королева была и другая цель — отправить космические аппараты к планетам Солнечной системы. Для ее выполнения на территории Центра дальних космических исследований был создан радиотехнический комплекс «Плутон» в составе трех антенных систем. Его назначение — управление космическими аппаратами и прием информации с целью исследования планет Солнечной системы. Для Королева строительство этого комплекса было настолько важным, что конструктор использовал буквально «подручные средства»: поворотные устройства антенн были взяты с военного линкора «Севастополь» (первоначально они использовались для вращения орудийных башен главного калибра), в качестве несущих конструкций антенн использованы перевернутые фермы железнодорожного моста, а основание, на котором смонтировано восемь отражателей диаметром 16 м каждый, — прочные корпуса трофейных подводных лодок. Эти антенны способны управлять космическими аппаратами на расстояниях до 300 миллионов километров.
В ЦДКС побывали многие космонавты. Теперь память о космических свершениях хранит музей, расположенный на территории центра. До 1997 г. Центр дальней космической связи имел стратегическое значение и вход на территорию был запрещен. Но теперь многие ограничения сняты, и уникальные объекты можно увидеть во время экскурсии в музей Национального центра.
Данная просветительская программа — не основное занятие центра. Сегодня специалисты управляют спутниками дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), исследуют, как обстоят дела в атмосфере, как меняются русла рек, определяют границы лесных и степных пожаров и решают многие другие прикладные задачи.
Государству и обществу важно избавиться от отношения к науке как к чему-то, что потребляет деньги, но ничего не дает взамен. Необходимо понимание, что наука нужна для поддержания экономической эффективности государства, для обеспечения настоящего и будущего человечества.