Несколько дней ветеранские и волонтерские группы в соцсетях «шумели» о возможном закрытии Винницкого областного клинического госпиталя для ветеранов войны. Дискуссии велись вокруг того, что госпиталь уже несколько недель не принимает больных на плановую госпитализацию, отделения пустуют, сотрудники в отпуске или на учебе, а само заведение вообще готовят к приему ковидних больных. Ежедневно версии менялись. Сначала речь шла о том, что заведение хочет заключить ковидные пакеты с НЗСУ. Далее, что он будет лечить больных с постковидными пневмониями. В конце концов, что его перепрофилирование рассматриваться в момент, когда эпидемия достигнет своего пика и придется разворачивать мобильные госпитали. Такая неопределенность заставила ветеранов войны и волонтеров выйти на протест под стены госпиталя. Ведь это единственное в регионе учреждение, где они могут бесплатно получить полный спектр медицинских услуг — от оперативных вмешательств до консультации психолога.
ВЕТЕРАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Участник боевых действий, медик по специальности Андрей ГРАЧЕВ рассказывает, что больше всего возмутило детское «вождение за нос»: то госпиталь готовят для ковидных больных, то для лечения пневмоний, то вообще закрывают и даже собираются приватизировать. У департамента здравоохранения, директора госпиталя и даже главы Винницкой ОГА — версии были разные. С уверенностью ветераны могли констатировать одно — в районах перестали выдавать путевки на санаторное лечение в госпитале, а число тех, кто нуждался в медицинской помощи, находясь в остром состоянии, начало расти.
«Нас по сути интересует один вопрос: куда обращаться парням, которым нужно получить комплексную медицинскую помощь, — коротко озвучивает главный вопрос Андрей Грачев. — На этот вопрос мы не получили ответа ни в одном кабинете, поэтому вынуждены были выйти на пикет. Ведь Винницкий областной госпиталь ветеранов войны — это мультифункциональное заведение, которое предоставляет многопрофильную помощь. Если госпиталь станет профильной ковидной больницей, то сочетать лечение ветеранов и принимать ковидних больных заведение не сможет, потому что такой возможности у него нет. Итак, это, очевидно, будет инфекционная больница. Но здесь возникает другой вопрос: как учреждение санаторного типа может лечить тяжелых пациентов без соответствующей материально-технической базы, кислородной магистрали, полноценного реанимационного отделения, палаты интенсивной терапии. Да что там: сейчас в госпитале есть только два ИВЛ, и то брежневского периода.
Честно сказать, ветераны не против того, чтобы лечить ковидних пациентов, все понимают, что с эпидемией нужно бороться. Но бороться правильно, не распылять средства, а вкладывать их в уже действующие ковидные заведения. Сейчас люди по четыре человека лежат в палате, кислородная маска одна на всех, и они по-очереди дышат. Так не целесообразнее ли докупить кислородные системы, дооборудовать инфекционные больницы, развернуть дополнительные койки, чем переоборудовать госпитали, тратить колоссальные средства на дооборудование или замуровать их в асфальт... Воюя с коронавирусом, власть забывает, что в стране идет война, и число ветеранов растет. Сейчас только в Винницкой области проживает 18 тыс. Львиная их доля ежегодно нуждаются в медицинской помощи, имеют обострения болезней, сердечно-сосудистые патологии, посттравматические синдромы. Куда теперь им идти, чтобы получить комплексную помощь?»
МЕДИЦИНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Буквально за несколько часов до объявленного пикета глава Винницкой ОГА Сергей Борзов написал на своей странице в Facebook, что сегодня об использовании госпиталя ветеранов войны как опорной больницы по оказанию помощи при COVID-19 речь не идет. Тем более никто не собирается закрывать медучреждение. Госпиталь ветеранов войны будет рассматриваться как последний, когда будут использованы мощности всех больниц области. То есть только в случае критической ситуации, при которой придется разворачивать мобильные госпитали на других площадках. Это подтвердила и директор департамента здравоохранения Винницкой ОГА Ольга Задорожная, которая приехала пообщаться с ветеранами (чего не сделал губернатор). По ее словам, больных COVID-19 будут принимать в госпитале перед тем, как придется переоборудовать гостиницы, спортзалы и торговые центры. Если вирус будет распространяться так, как сейчас, это может быть февраль-март следующего года, но к этому заведение надо подготовить.
«Эпидемия набирает обороты, и вирус становится агрессивным, поэтому мы рассматриваем возможность охвата всех медицинских учреждений, которые есть в городе, для противодействия коронавирусу, — говорит Ольга Задорожная. — Больница имени Ющенко будет принимать пациентов психиатрического профиля, неврологического, но там будут и ковидные койки, где смогут изолировать этих пациентов и оказывать им еще и ковидную помощь. Эндокринологический диспансер тоже будет делать несколько палат для ковидных пациентов, но если у них есть диабет. Именно так мы предлагаем подготовить и госпиталь. Если такое время наступит, то заведение сможет забирать к себе ветеранов и членов их семей... Но если в феврале-марте нужно будет привезти сюда пациентов, а тут кислорода нет. И реанимация на два койкоместа, то о чем мы говорим? Стены не лечат, даже если будут высококлассные специалисты. Сейчас у нас в стационарах лежит более 1300 пациентов с COVID-19, около полутысячи из них нуждаются в кислородной поддержке. Чем агрессивнее будет становиться ковид, тем больше пациентов будут нуждаться в кислороде. Поэтому каждая больница должна работать на опережение. Быть готовой работать с ковидными пациентами».
А для того, чтобы лечить инфицированных COVID-19, надо заключить договоры с НСЗУ, иначе средств на бесплатное лечение заведение не получит, отмечает директор Винницкого областного клинического госпиталя для ветеранов войны Валерий БАБИЙЧУК. Он объясняет, что сейчас госпиталь не принимает пациентов не по своей воле, а по распоряжению Государственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, которая запретила плановое лечение пациентов. Соответствующий приказ подписал и департамент здравоохранения Винницкой ОГА. Нарушать его администрация заведения не имеет права, так как госпиталь — коммунальная собственность.
«Я очень хорошо понимаю наших парней и сам хотел бы вернуть коллектив к работе, потому что сейчас большая часть сотрудников находится дома, получая две-третьих от зарплаты, но как руководитель пренебрегать приказами не могу, — признает Валерий Бабийчук. — Если бы сняли это распоряжение, мы бы спокойно продолжили работать. Однако на сегодняшний день, в соответствии с разработанными маршрутами, кто и где должен лечиться в период карантина, нашего заведения в перечне нет. С другой стороны, все мы понимаем, если ситуация будет ухудшаться, то никто никого не спрашивать профиля: выдадут постановление Кабмина, и все мы будем работать с ковиднимы больными. Но для этого надо подготовиться.
Мы уже провели анкетирование среди коллектива, кто-то согласился работать с инфицированными, а кто-то нет. Но бригады есть из кого сформировать в случае необходимости. Главный вопрос — в оборудовании. Материально-техническая база нуждается в обновлении, у нас нет кислородной магистрали, современных аппаратов ИВЛ, концентраторов, даже средств защиты нет. Это все надо предусмотреть, потому что завтра меня как главного врача могут спросить, почему ты сидел и ничего не делал. Тем более что сегодня есть возможность получить это оборудование и быть готовым к критической ситуации. Я благодарю ветеранов и волонтеров за поддержку. Уже не первый раз они становятся на защиту учреждения и коллектива, но надо понимать, что времени ждать нет, и чтобы защитить людей в случае необходимости, нужно быть во всеоружии».
ВОЛОНТЕРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Дискуссия между ветеранами и медиками продолжалась более часа. Одни требовали гарантий, что госпиталь не тронут и откроют для планового лечения. Другие пытались объяснить, что не все им под силу, потому что есть распоряжение «сверху», а они только исполнители. В конце концов, после жарких дискуссий стороны договорились написать обращение к местной и центральной власти с просьбой урегулировать ситуацию. Вместе с тем Валерий Бабийчук пообещал ветеранам, что пока не будет подписывать соглашение на «ковидные пакеты» при условии, что в госпитале хотя бы на 50% восстановят неотложную помощь, потому что коллективу надо работать. Чтобы избежать подобных конфликтов в будущем, волонтер Елена ВЕРЛАН предложила разработать областную программу по оказанию медицинской помощи ветеранам войны, в которой закрепить унитарный статус госпиталя.
«Позиция госпиталя, который хочет получить финансирование по ковидним пакетам, понятна, потому что это немалые средства — 45 тыс. за лечение одного. Оказание медицинской помощи ветерану стоит 3500 гривен, то есть разница существенная. Но вместе с тем это единственное в области заведение для участников боевых действий, которое в год обслуживает семь тысяч (!) ветеранов. Оставить их со своими проблемами нельзя, — отмечает Елена Верлан. — Сегодня у нас три парадоксальных ситуации. Во-первых, департамент заверил, что он не хочет использовать госпиталь для лечения ковидних больных. Тогда возникает вопрос, а кто хочет? Второй момент, в области еще есть тысяча коек в резерве, которые еще не развернули. Тогда возникает вопрос, зачем тотально переводить под ковид другие учреждения, если есть койки, которые не используются. Третий момент, который для нас был непонятен, руководитель госпиталя не имеет плана, как развивать заведение в условиях эпидемии, кроме того, чтобы заключить договор на ковидные пакеты с НСЗУ. То есть, как он говорит, вопрос поднимал, чтобы оставить госпиталь для ребят, но ни одного обращения или представления не подготовил.
Следовательно, на сегодняшний день пришли к следующим выводам. Во-первых, ветераны должны получить письменные ответы в подтверждение слов и гарантий, которые озвучил департамент и написал глава Винницкой ОГА у себя на странице. Во-вторых, мы должны побудить власть действовать стратегически: наша область является пограничной и имеет более 18 тыс. ветеранов, которые, по сути, являются резервистами. То есть в случае возникновения опасности они должны стать на защиту Украины, а следовательно, должны быть здоровыми и физически, и психологически. Поэтому вполне логично возникает вопрос о создании на уровне области программы по медицинской помощи и реабилитации ветеранов, которая обезопасит в будущем от подобных ситуаций и закрепит это заведение за ветеранами. Этот вопрос общественность уже инициировала перед координационным советом ветеранов, который действует при Винницкой ОГА. Ждем результата».