Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Красный свет» для школьных поборов

Готовы ли учебные заведения к финансовой автономии
19 сентября, 2018 - 10:48
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Школьное финансирование — не менее болезненный вопрос, чем введение Новой украинской школы или результаты ВНО. Кто имеет дело со школами, убедился, что на родительские собрания нечего ходить с пустым кошельком, непременно попросят скинуться на ремонт, мебель, охрану или инвентарь в спортзал.

Но недавно Министерство образования и науки подготовило приказ о запрете родительских собраний. Они возможны только в случае, если родителей хотят познакомить с учебным процессом и показать школьные помещения. Поэтому эксперты советуют родителям отнестись к этому серьезно и в итоге прекратить спонсирование школ. Специалисты команды DoZorro даже подготовили специальную инструкцию, по которой можно проверить, действительно ли нужны школе деньги на краску-книги-гардины, и так защитить себя от финансового давления.

ПОЧЕМУ НЕ НАДО НЕСТИ ДЕНЬГИ В ШКОЛУ

Финансирование общеобразовательных учебных заведений в последние годы возросло в разы. Премьер-министр Владимир Гройсман на днях заявил, что финансирование образования увеличилось со 129 000 000 000 гривен в 2016 году до 222 миллиардов гривен в 2018-м. Отдельно правительство профинансировало введение Новой украинской школы, а это еще около миллиарда гривен. На развитие образования выделяют средства местные органы власти. К примеру, в Киеве в этом году на школы и садики выделено почти 13 млрд гривен.

Визуально изменения тоже заметны. В школах постепенно меняют окна, перекрывают крыши, ремонтируют спортивные и актовые залы. Родителям уже не надо покупать моющие средства. Некоторые заведения умудряются побеждать в общественном бюджете, чтобы получить еще больше средств на развитие школьной инфраструктуры.

Но при этом родительские взносы никуда не исчезают. Да, «дыр» много, потому накапливались не один год. Однако задача директора в этой ситуации — добиться нужных средств от государства, а не просить у родителей. Конечно, так сложнее. Но в новом образовательном пространстве родители могут стать только помощниками в получении государственных денег.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ОБОРОНЕ

Как именно это сделать, попытались разобраться в команде DoZorro. Их инструкция базируется на том, что родители должны проверить, какие запросы давала школа в управление образования по финансовым потребностей, какие суммы получила и что за них приобрела.

«Для этого надо узнать код ЕГРПОУ управления образования или школы, по нему можно найти все закупки на сайте DoZorro, — объясняет Арина КУЦ, аналитик DoZorro. — Если видите, что что-то покупали, а этих товаров в школе нет, можно оставить в системе DoZorro отзыв, тогда эту информацию проверят. Если обнаружат нарушения, данные передадут правоохранительным органам. Но в системе будут отражены договора о закупках на сумму от 50 000 гривен. Тогда надо проверить, что школа вообще просила у города, а для этого следует подготовить запрос в управление образования или попросить сметы в школах. Если в смете видите, что, например, должны были покупать окна, но об этом снова просят вас, то все-таки надо обращаться в управление образования. Но никто не может требовать с вас деньги. Если есть давление, обращайтесь в полицию или прокуратуру».

Чтобы подготовить запросы в управления образования, можно воспользоваться шаблонами на сайте DoZorro, надо только вписать данные своей школы. В случае аварийных ситуаций, когда, например, прорвало водопроводный кран, родители действительно могут стать спасательным кругом. Они могут исправить неполадки быстрее, чем районное управление образования. Но в любом случае делать это надо официально, оплачивая все через спецсчета школы и обязательно указав назначение платежа.

СКРЫТЫЕ ОТЧЕТЫ

Есть еще один способ узнать, как школы тратят деньги. Надо просмотреть их финансовые отчеты, которые должны публиковать на сайте школы. Но с этим тоже беда. В прошлом году Минобразования рассылала письма в школы с требованием опубликовать свою финансовую отчетность до 1 декабря 2017 года. Однако, по словам министра образования и науки Лилии ГРИНЕВИЧ,  не все школы это сделали. Одни объясняют, что это никому не интересно, другие просто игнорируют выполнение норм закона об образовании. Как объясняет Лилия Гриневич, контролировать это должны основатели школ, то есть местная власть, которая может выносить директорам школ выговоры за тайные отчеты.

В DoZorro отмечают, что опять же, в это должны вмешиваться родители, которые являются равноценными участниками учебного процесса, как ученики и учителя. Они должны отучить школу от сокрытия информации.

Елена БОНДАРЕНКО: Сегодня образование получает беспрецедентные суммы, поэтому проблема не в деньгах, а в том, что мы не научились ими распоряжаться. — Я говорю «мы», потому что от нашей позиции зависит, научатся ли местные власти использовать эти деньги эффективно. Родители — это сила, но не в том, что занесли 100 гривен в школу, а в том, что применили свои знания. Потому что когда вы вкладываете в школу деньги, думая, что инвестируете в образование, то на самом деле инвестируете в то, чтобы наша власть была в дальнейшем беспомощной, чтобы она могла сказать: ничего, что мы не купили парты, родители купят. Мы сами виноваты в том, что приучили власть перекладывать все на наши плечи

Как быть со школьными поборами и как отучить школы от финансовой зависимости — эти вопросы уже не один год разъясняют родителям в Минобразования. На этот раз с началом учебного года ведомство совместно с телепрограммой «Сніданок з 1 + 1» подготовило серию тематических видеоразъяснений.

«Оказывать давление на родителей по поводу так называемых добровольных взносов нельзя. Родители могут помогать школе добровольно. Если кто-то давит на вас, вы должны обратиться в органы местного самоуправления, — рассказывала в видеоролике Лилия Гриневич. — Общее среднее образование бесплатное, никто не может обязать родителей покупать учебники, рабочие тетради, компьютеры, телевизоры или еще что-то из учебного оборудования для школы».

«БЕЗ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НОВАЦИИ — ПУСТОЙ ЗВУК»

Представляется, что во всем виноват директор, которому легче попросить денег у родителей, чем обивать пороги районных управлений и забрасывать их письмами. И хотя рамочный закон об образовании прописывает финансовую автономию школ, директор часто к этому не готов, поскольку не имеет соответствующих навыков. Он не умеет готовить бухгалтерские отчеты, не может грамотно составить финансовый запрос в управление образования и т. д. А государство дает школе все больше и больше денег. Так готовы ли школы справиться с новыми вызовами?

«Для финансовой автономии школ нужно несколько вещей. Во-первых, психологическая и содержательная готовность директоров, — объясняет «Дню» Юрий ШУКЕВИЧ, директор столичного Финансового лицея, председатель Ассоциации руководителей школ города Киева. — Директоров надо учить ведению бухгалтерского учета, школам нужно предоставить бухгалтеров. Без бухгалтерского учета слова о финансовой самостоятельности — это пустой звук. Другое дело, что могут быть другие модели. Допустим, в Польше школам предоставили финансовую самостоятельность, дали бухгалтеров, но потом, когда уровень экономической образованности директоров школ поднялся, это стало экономически невыгодно, поэтому создали кустовые бухгалтерии».

«Кстати, в Деснянском районе Киева все школы с 1992 года имеют бухгалтерии. Это был эксперимент, который сохранился до сих пор, — продолжает Юрий Шукевич. — Поэтому там и подготовленные директора, они знают слово «тендер». Ибо слова о тендерных процедурах сбивают с толку любого директора. В других районах Киева тоже есть несколько таких школ, но их мало. Это означает, что в качестве пилотного эксперимента в каждом регионе надо ввести эти вещи для определенной группы школ. Но для этого надо отдать им по какому-то нормативу финансы. За рубежом это формула, деньги идут за учеником. У нас все субвенции и формулы доведены до уровня района.

И сама Новая украинская школа, на которой так сосредоточено внимание, ее материальные ресурсы берут на учеты районные управления, так как в школах материального учета нет. Как тогда можно говорить о финансовой самостоятельности?»

«НЕ ИНВЕСТИРУЙТЕ В БЕСПОМОЩНОСТЬ ВЛАСТИ»

Но если сильно захотеть, школа удержится на плаву без родительских денег. Успешные примеры есть. Так, самый молодой директор школы в Украине, руководитель специализированной школы №210 Оболонского района Киева Дмитрий ЛАМЗА имеет свой рецепт финансового выживания. Журналистам он рассказывал, что понятия фондов класса или школы в его заведении не существует.

Зато есть понятие спонсорства, но не со стороны родителей, а от магазинов, владельцев предприятий и тому подобное. Почему бы школе не обратиться к ним с письмами о поддержке?

«Сегодня образование получает беспрецедентные суммы, поэтому проблема не в деньгах, а в том, что мы не научились ими распоряжаться, — считает Елена Бондаренко, сопредседатель общественной организации» Родители SOS «.

— Я говорю «мы», потому что от нашей позиции зависит, научатся ли местные власти использовать эти деньги эффективно. Родители — это сила, но не в том, что занесли 100 гривен в школу, а в том, что применили свои знания. Потому что когда вы вкладываете в школу деньги, думая, что инвестируете в образование, то на самом деле инвестируете в то, чтобы наша власть была в дальнейшем беспомощной, чтобы она могла сказать: ничего, что мы не купили парты, родители купят. Мы сами виноваты в том, что приучили власть перекладывать все на наши плечи».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ