По состоянию на 2020 год в мире насчитывалось 193 Украинские субботние и воскресные школы в 42 странах мира. Это огромное количество общин, объединенных языком, культурой, стремлением сохранить свою идентичность и передать ее потомкам. Впрочем, насколько часто эти украинские центры общаются друг с другом и обмениваются опытом? Одной из площадок для коммуникации стал медиажурнал «МЕТА», который организовала основательница и автор «Креатив-студии» (Кельн) Елена РОНЖЕС. Первый номер уже объединил школы Украины, Италии, Германии и Норвегии. Как возник проект и как к нему приобщиться — в интервью специально для «Дня».
«МЫ ОРИЕНТИРОВАНЫ НЕ ТОЛЬКО НА УРАИНУ, НО И НА УКРАИНЦЕВ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ»
— Медиажурнал «МЕТА» — это не первый ваш проект. Расскажите, пожалуйста, о немецкоязычной инициативе, которую вы вводили в гимназиях Кельна и которая даже получила государственную поддержку.
— По специальности я психолог, мультимедиа-специалист и специалист по менеджменту. Когда моя дочь окончила начальную школу и перешла в гимназию, то я предложила этому учебному заведению свой проект школьной газеты.
Его восприняли очень хорошо. Таким образом, с 2016 года у нас действуют редакция офлайн и виртуальная (обычно группа в какой-либо из социальных сетей, к которой приобщены около 20 детей разного возраста). Наше творчество — аналоговое (не требующее компьютеров, цифровых технологий) и диджитальное. С годами идея начала приобретать новые направления, идеи, форматы. Это превратилось в расширение круга возможностей не только для детского творчества, но и для повышения медийной компетенции.
Уже два или три года этот проект поддерживает Ведомство по развитию школ, принадлежащее Министерству образования Германии. На такую поддержку (это что-то вроде грантов) подают заявки очень многие. И то, что жюри выбрало именно этот проект — очень большая честь для меня, как и то, что из года в год эта поддержка продолжается. Я очень этим горжусь.
— Как возник проект «МЕТА»? Почему решили привлечь украинские школы по всему миру?
— Несмотря на то, что я уже более 20 лет проживаю в Германии, я поддерживаю очень тесную связь с Украиной: у меня здесь много друзей, мы с семьей приезжаем сюда несколько раз в год. И тот опыт, который я приобретаю, воплощаю в различных проектах. В свое время меня посетила мысль, что его можно применить не только в самой Украине, но и для таких, как мы, проживающих за пределами нашей Родины. И по своей семье, своим друзьям вижу, что мы очень много интересного, нового, существующего в Украине, к сожалению, не знаем. Так складывается, что те, кто живет за границей, первое, что слышат в СМИ, — это политические, экономические, иногда религиозные новости о нашем государстве. Дети часто этих новостей не понимают, им это не интересно.
А многие дети имеют украинские корни — у кого-то оба родителя украинцы, у кого-то один, у кого-то бабушка или дедушка. Многие дети родились уже здесь, но они считают себя украинцами. Например, моя дочь считает себя украинкой, хотя родилась в Кельне. Украинский она понимает, но ей сложно писать или говорить. И я думаю, что такой проект, в котором и она участвует, также поддерживает интерес к родной стране.
Этот проект для Украины мы задумали с моей коллегой и подругой Еленой Гильченко, проживающей в Украине, еще два года назад. Первый выход в свет состоялся на Международном образовательном форуме-практикуме, который в Киеве проводят две прекрасные Елены — Елена Дубас-Чорнюк и Елена Дворицкая. Это также один из примеров новой, живой, яркой Украины, которые я люблю. И я имела честь быть среди приглашенных в качестве спикера на этот форум. Мой доклад был о диджитализации в школах Германии, но я также рассказала немного об этом нашем проекте и пригласила присоединяться тех, кого это заинтересовало. Это было в конце 2019 года. И когда началась пандемия, мы с коллегой поняли, что это, пожалуй, не самое подходящее время для начала, педагогам было не до нашего медиажурнала. Мы сделали паузу.
Однако если в планах записано, что к 2020 году мы должны начать, то для нас это очень важно. Поэтому мы решили в сентябре все равно пригласить тех, кто хочет к нам присоединиться. Поскольку это первый номер, мы понимали, что существует много школ и диаспор, которых мы не знаем, и рассчитывали на три-четыре школы, с которыми уже что-то начнем. Пригласили наших друзей, товарищей, знакомых. Сначала изъявили желание принять участие в нашей «МЕТІ» десять школ, но из-за пандемии не все смогли, однако мы ждем их в наших следующих выпусках.
Кроме моей креатив-студии (точнее, тех детей из студии, которые связаны с Украиной), к нам охотно присоединились четыре школы: украинская школа в Бергамо (Италия), Осло (Норвегия), государственная школа города Васильков (Украина) и моя давняя подруга и коллега из Харькова со студией плейбек-театра, работающая с подростками и не только. Все мы формировали первый номер.
В следующих номерах к нам планируют приобщиться школа «Мрія» в Одессе, школа в Париже. И конечно, мы будем очень рады, если еще больше людей к нам присоединится. Мы ориентированы не только на Украину, а прежде всего — на украинцев за пределами Украины.
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО
— Расскажите, пожалуйста, как развивался процесс работы над журналом.
— В «Фейсбуке» у нас началась коммуникация, мы раздали редакционные задания — примеры, что можно было бы сделать: кто мы такие (рассказать о школе); мир, в котором я живу (рассказать о восприятии года, важном событии и т.п.); за что я люблю жизнь; подростки прошлого века (путешествие в прошлое, рассказать о дедушке и бабушке); мир моего будущего; моя Украина; пойдем со мной (описать место, куда ты приглашаешь); давай научу (мастер-классы); костюм; домашний ресторан. Но это приблизительные темы, потому что их на самом деле очень много. Как мультимедиа-специалист я могу адаптировать все, что у вас есть, можем туда включить любой формат. Причем мы планируем сделать разные каналы — но это уже на будущее.
У нас есть ссылки через QR-коды на внешние ресурсы. «МЕТА» — это не просто журнал, а мультимедийное пространство, выход на другие пути, которые ведут к украинцам в Осло и в других странах мира. Моя мечта — сделать «МЕТУ» такой, чтобы, например, украинцы в Канаде, Австралии, Париже, Кельне могли смотреть и применять эти материалы. И сами чем-то делились бы с нами из своего опыта, своих инициатив. Я сама, когда смотрела все, что присылали наши коллеги из других стран и школ, была в восторге: мы много сделали из того, что делают в других школах. Это обогащение друг друга. Это такая коммуникационная платформа, которая бы нас объединяла.
Причем не только украинцев, проживающих за рубежом, а чтобы у нас была тесная связь и с Украиной. В частности, есть идея создать рубрику, в которой подавались бы важные новости из Украины. Кроме того, у нас среди знакомых есть известные бизнес-тренеры, психологи, они также хотят присоединиться и поделиться полезной информацией.
Конечно, наша мечта заключается, чтобы ученики сами что-то конкретно делали. Но трезво оценивая, чтобы ученики оставили все и пошли в фейсбук-группы что-то сами писать — для этого должны быть другие каналы: YouTube, TikTok. На этом же этапе я предлагаю всем, чтобы это было объединение между взрослыми, подростками и детьми. Причем чтобы взрослые не навязывали своих идей, а помогали детям создать единый, совместный контент. Еще планируются совместные проекты учащихся из разных школ. Но прежде всего мы хотим посмотреть, кто присоединится, в какой форме, в каком формате. Не буду раскрывать вам всех наших запланированных тайн — пусть это будет сюрпризом.
«ВАУ! УКРАИНА — ЭТО ДРАЙВ»
— Вы много общаетесь с украинскими школами из разных стран. Можно выделить какие-то общие потребности, вызовы?
— Конечно, общее есть, но каждая диаспора находится в другом ментальном пространстве: Франция, Норвегия, Канада, Австралия. У каждой школы свои вопросы и проблемы. На мой взгляд, мы мало получаем информации, узнаем, проживаем того нового, прекрасного, интересного, что появляется в Украине. В то же время нам известно о многих тяжелых исторических событиях. Да, они есть, они были, но если акцент только на них, то детей, подростков это пугает. Взять, к примеру, Голодомор. Не все взрослые могут подать эту тему детям и подросткам так, чтобы это не травмировало их воображение. Это ужасная трагедия, о которой нужно знать, но необходимо, чтобы ребенок вышел после урока обогащенным, а не травмированным. А рассказать об этом именно так — очень большое мастерство. Известный психолог Светлана Ройз также была этим обеспокоена, поскольку далеко не все учителя, даже в школах Киева, могут рассказать об этом так, чтобы детей не приходилось ночью успокаивать. Вот такую информацию мы получаем больше через стандартные СМИ.
Мы с коллегами считаем, что необходимо приумножать свет и счастье, которые есть всегда, несмотря на все проблемы. Например, «ДахаБраха». Мы ее здесь не очень хорошо знаем. Но когда я включила своим детям эту музыку и их немецкие друзья это услышали, то сказали: «Вау! Украина — это такой драйв». И это замечательно. Поэтому еще одна из целей «МЕТИ» — показать прекрасное и приумножить его.
КОММЕНТАРИИ
«МЕТА» — ЭТО ПРЕКРАСНЫЙ СПОСОБ СОТРУДНИЧЕСТВА И ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ»
Наталья ЛУЦИК, преподаватель в школе «Кобзарь», заместитель председателя правления ОО «Украинская община в Норвегии»:
— Украинская воскресная школа «Кобзарь» в городе Осло была основана на благотворительных началах при ОО «Украинская община в Норвегии» в 2006 году. Основными задачами школы являются: создание оптимальных условий для изучение украинского языка, ознакомление с историей Украины, украинским мировоззрением, культурой, традициями, а также с нынешними событиями в Украине, формирование ощущения принадлежности к украинскому обществу, гармоничное развитие мультикультурной идентичности детей.
Сейчас в школе есть две группы детей: дошкольная (от трех до пяти лет) и школьная (от шести лет). Демография семей наших учеников разная. Есть дети, которые родились и выросли в Норвегии в смешанных семьях, дети из украинских семей рабочих мигрантов. Уровень владения украинским языком, конечно, разный, но всех объединяют детская креативность, желание знакомиться и создавать что-то вместе. Именно этому способствовала межшкольная работа над медиажурналом «МЕТА».
Ученики нашей школы неоднократно принимали участие в различных конкурсах и акциях, организованных, в частности, ВКУ (Всемирный конгресс украинский), МИОК и ОО Maidan Norway. Типичными являются конкурсы литературного чтения, флешмобы, создание открыток для нашим защитников на Востоке. В период пандемии особо популярным стал такой жанр, как видеоконкурс. Учителя нашей школы сотрудничают с другими украинскими школами за рубежом, но формат интерактивного медиажурнала мы увидели впервые.
Ученики делились собственным видеорецептом пончиков от Дарьи Цвек, рисунками казаков с занятий по симметрии, секретами декорирования типичной норвежской выпечки к Рождеству — имбирного домика. Учили читателей рисовать с помощью техники набрызга и так далее. Детские тексты щедро иллюстрируются готовыми работами. Медиажурнал позволяет распечатать и читать печатную версию, листать страницы онлайн. В нем можно даже переходить по ссылкам на страницу украинской школы «Кобзарь» в Норвегии и увидеть все, что не поместилось на страницах журнала. Идей было много.
Огромное спасибо координатору проекта за идею и оформление журнала Елене Ронжес. Мы с нетерпением ждем дальнейшего сотрудничества и новых страниц от других украинских школ за рубежом. «МЕТА» — это отличный способ для украинских детей и учителей сотрудничать и объединяться на практике (украинская школа «Кобзарь» в «Фейсбуке»: https://www.facebook.com/ukrainska.shkola.kobzar.v.norvegii).
«ЧЕТКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ С ДЕТСТВА»
Татьяна ПОПАДИН, Ирина ШЛЕМКО - представительницы украинской субботней школы «Цветы Украины» г. Бергамо (Италия):
Нелегко после учебной недели в обычной школе посещать еще Украинскую субботнюю, готовить домашние задания, учить стихи и песни. Однако, безусловно, оно того стоит, потому что имеет благородную цель - научиться языку, познакомиться с культурой и богатой историей нашего народа. Размышляем о том, нужно ли это нашим детям, для которых родной язык предков становится иностранным? И избавляемся от всех сомнений в этом. Ведь родители смогут гордиться воспитанием детей, если и внуки будут говорить по-украински.
Зачем это детям? У Татьяны была возможность работать в семье, где мама итальянки была родом из Украины. После Второй мировой войны, в связи с замужеством, переехала в Италию. К сожалению, женщине не удалось привить детям любовь к украинскому слову. И уже в старшем возрасте дети жалеют, что не выучили мамин родной язык. Видимо, в том дело, что «кровь не водица» и с детства должна быть четкая самоидентификация.
Открытием нашей школы мы обязаны Руснак Веронике Георгиевне, которая в течение семи лет была директором школы и в этом году передала свою миссию Ткачук Елене Станиславовне. Несмотря на пандемию коронавируса, в нынешнем году в школе начали обучение 17 учеников. Дети учатся родному языку благодаря сочетанию игровых форм и искусства, а также программа включает занятия по письму, чтению, украинскому языку и литературе, истории Украины, народоведению, изобразительному искусству, театральному искусству, этикету, народному танцу, музыке и пению.
Дети активно участвуют в театрализованных представлениях, праздниках, фестивалях, мастер-классах. Школа сотрудничает с украинской-итальянской культурно-просветительской ассоциацией «Злагода». Мы также принимаем активное участие в жизни ассоциации, приобщаемся к различным мероприятиям: «Укро» — фестиваль украинской культуры на севере Италии, «Запали свічку пам’яті», проект «Дерево майбутнього», флешмоб «Діаспора колядує», итальянская выставка «Ліліпут», День защиты детей, День Независимости, «Карнавал» — традиционное ежегодное карнавальное шествие по городу Бергамо.
Девиз школы: «Чужого навчайтесь,але свого не цурайтесь» — является ориентиром для нас. Потому что на далекой чужбине мы особенно дорожим Украиной в сердце.
УСШ «Квіти України» стала маленькой частью мегапроекта — создание медиажурнала «МЕТА». Мы не можем описать наших эмоций. Создатели журнала подошли к выпуску очень ответственно. А использование QR-кода заставило нас искренне улыбнуться тому, насколько редакторы идут в ногу со временем, понимая потребности детей. А какие интересные рубрики! Читая такой журнал, ваша малышка как минимум приготовит креативные вкусности для мамы с папой, впрочем, как знать, возможно, чтение послужит открытию собственного детского ресторана. Ведь чтение — лучшее обучение! Надеемся, что будем сотрудничать и в дальнейшем. Искренне благодарны за такую возможность.