Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Крещёный атеизм,

или Ответ католика православной
13 декабря, 2000 - 00:00

В вашей газете было опубликовано письмо православной верующей госпожи Людмилы Кривенко, в котором она, сравнивая Православную и Католическую Церкви, высказалась не в пользу Церкви, к которой принадлежит сама и к которой из века в век принадлежали ее предки.

Как верующий-католик и как журналист, пишущий, главным образом на темы религии, позволю себе высказать некоторые мысли по поводу всего изложенного в этом письме и, заодно, как об этом писала в комментарии к письму госпожа Клара Гудзик, рассказать о жизни римско-католического прихода Матери Божьей Ангельской в Виннице, к которому я принадлежу.

Хочу начать с того, что все негативное, о чем написала в своем письме госпожа Кривенко, нельзя считать следствием несовершенства исповедуемого Православной Церковью византийского обряда или личных недостатков самих православных. Тем более, нельзя считать это следствием чьей-либо злой воли. Это результат, причем закономерный, явлений и процессов, имевших место в христианском мире на протяжении двух тысячелетий его истории, и, в равной степени коснувшихся как Православной, так и Католической Церкви.

Вспомним о том, что первые общины христиан, немногочисленные, в которых каждый знал друг друга, пополнялись людьми, которые, познав Христово учение, перед тем, как быть крещенными, проходили соответствующую подготовку — катехуменат — длившуюся порой годами. И только после этого они могли принять Таинство Крещения. После провозглашения в 314 году римским императором Константином Великим Миланского эдикта христианство стало официальной религией огромной империи. Люди стали приходить в Церковь тысячами, а немногим позднее, начиная с V — VI столетий христианскими становились уже целые народы и страны. Люди, массами приходившие в Церковь, едва запомнив Десять Заповедей и главные положения христианского учения, оставались в большинстве своем язычниками в глубине души. И вместе с ними много языческого пришло в Церковь. И в первую очередь — понимание христианства не как образа жизни, построенного на фундаменте Иисуса Христа, а как совокупности обрядов, которые нужно совершать (или в них участвовать), чтобы заслужить благосклонность Бога.

Подобное отношение к Богослужению вызвало и соответствующее отношение к личности священника: как к языческому жрецу или шаману — человеку, близкому к Богу, а, значит, не такому, как все земные люди, как к представителю высшей касты.

Когда к Церкви стали присоединяться целые народы (как в 988 году Киевская Русь), изменился и взгляд на ее. А поскольку крещение приняли все, то можно считать, что, хотя бы формально, все уже христиане (хотя многие в глубине души остаются крещенными язычниками), и поэтому задачей духовенства остается только отправление Богослужений и обрядов, совершение Таинств. Задача евангелизации — проповедования Благой Вести — относится только к далеким экзотическим странам. Именно здесь нужно искать корни многих негативных явлений, имевших когда-либо место в истории Церкви, многих кризисов, которые пережил христианский мир.

Эти кризисные явления еще более углубились в ХХ столетии. Во главе угла стал чисто прагматический интерес, что применительно к отдельно взятому человеку свелось к заботе только и исключительно о личном благополучии. Участие в церковных обрядах, просто ради участия, стало для современного человека обузой... И как результат — в «благополучных» странах Западной Европы священники отправляют Службу в почти пустых соборах, способных вместить тысячи человек.

Если же говорить о нашей стране, то ни для народа, ни для Церкви и ее духовенства десятилетия насильственной атеизации не прошли бесследно. Ни о какой евангелизации, проповедовании Христовой веры тем, кто ее не знает, речи быть не могло: попытки подобной деятельности легко могли закончиться и нередко заканчивались там, «где даже летом холодно в пальто». С возрождением Церкви в начале 90-ых годов в храмы пришли люди, искавшие встречи с Богом, но до того боявшиеся переступить церковный порог. Кто-то из них крестился, кто-то крестил детей, кто-то обвенчался, кто- то стал приходить на Службу Божью в воскресенья и праздники. Но можно с уверенностью сказать, что те из них, кто принял Таинства формально, как это было столетия назад, не услышав слов спасения Святого Евангелия, посещая церковь, остался крещеным атеистом (как столетия назад тысячи принявших Крещение, оставались крещеными язычниками). Католическая Церковь видела эти кризисные явления, видела и причины, их порождающие. Видела и не оставалась безучастной. Первый шаг на пути преодоления отрыва верующих от духовенства был сделан еще в XVI столетии Тридентским Собором. Среди его решений было и такое, которое обязывало священников посещать своих верных с пастырскими визитами, а значит — знакомиться с тем, как они живут и чем дышат вне храма. Такие визиты священники всех католических приходов совершают по сей день, как правило, в первые недели после Рождества Христова.

Ответом на кризис духовности XX столетия стали решения II Ватиканского Собора, наметившие широкую реформу, коснувшуюся различных сторон в жизни Церкви. Одним из ее направлений стало обновление Богослужения — в первую очередь, переход на национальные языки в Службе Божьей, вместо никому не понятной латыни. Благодаря этому верующие-католики могут, как пишет госпожа Кривенко, «со знанием дела» принимать участие в Богослужении. Именно принимать участие, а не присутствовать.

Другим важным направлением реформ стало широкое внедрение, наряду с пастырством Таинств, пастырства евангелизации, то есть проповедование Христовой веры и тем, кто ее не знает вообще, и тем, кто только физически принадлежит к Церкви, оставаясь, в то же время, далеким от Бога. Суть евангелизации в том, чтобы каждый приход, каждая христианская община стали знамением веры для всех, кто их окружает. Таким знамением веры, каким были общины первых христиан, глядя на которых язычники говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга.» Но любить можно только того, кого знаешь. А один человек, как показывают современные исследования, может знать основные данные (имя, возраст, профессия, семейное положение) не более, чем пятидесяти других людей. И, отсюда, третья задача реформ в Церкви — сделать каждый приход совокупностью малых групп и общин, представляющих различные церковные движения и объединения верующих.

Установки II Ватиканского Собора воплощаются в жизнь во многих католических приходах в Украине. И в их числе можно назвать винницкий римско-католический приход Матери Божьей Ангельской. Ликвидированный в начале 60-ых годов, он возродился десять лет назад. В 1993 году в его стены вернулись те, кому он принадлежал со дня основания — священники Ордена Братьев Меньших Капуцинов. Первыми из них, кто начал пастырскую деятельность в Виннице, были отец Станислав Падевский (ныне — епископ-помощник Львовской архиепархии РКЦ), нынешний настоятель прихода брат Юстин Русин и брат Блажей Суска. Для восстановления храма им пришлось приложить немало усилий. Но как бы не было важно возродить храм, усилия пастырей были направлены в первую очередь на возрождение духовной жизни верных. Сегодня видны плоды этих усилий. И главный из них —то, что около трех тысяч прихожан чувствуют себя общиной братьев во Христе, а не безликой анонимной массой. В приходе образованы малые группы и общины различных церковных движений. Это, например, старейший в Церкви Францисканский Орден Мирян, члены которого в светской жизни стремятся воплотить идеал духовности св. Франциска.

Предметом особой заботы священников и сестер-монахинь прихода является работа с теми, кому принадлежит будущее Церкви и общества — с детьми и молодежью. С детьми в нескольких возрастных группах постоянно проводятся уроки религии, отдельно проводятся занятия с детьми, которые готовятся к принятию Первого Причастия. Каждое воскресенье для детей проводится специальная Служба Божья, во время которой священник- проповедник в увлекательной, доступной для детей форме объясняет им главные истины Христовой Веры. Два раза в неделю проводится специальная Служба Божья для молодежи. Несколько лет в приходе снимается детская христианская телепрограмма «Надія», которая транслируется на каналах местного телевидения. И уже можно назвать примеры, когда благодаря участию детей и подростков в жизни Церкви, пришли в храм и нашли свой путь к Богу их, до тех пор неверующие, родители. А для того, чтобы каждый верующий знал, чем живет приходская община, в апреле 1998 года в приходе начала издаваться многотиражная газета «Наша парафія».

15 мая минувшего года в храме Матери Божьей Ангельской произошло, событие, значение которого вышло далеко за пределы прихода. В этот день во время торжественного Богослужения епископ Станислав Падевский освятил восстановленный силами братьев-капуцинов прославленный винницкий орган. Он был тяжело поврежден во время передачи бывшего органного зала (ныне — Свято-Преображенский Собор УПЦ МП) и восстановление его специалисты считали утопией. Но уже больше года орган звучит, а концерты органной музыки в стенах храма стали привычными для винничан. Осенью минувшего года в храме Матери Божьей Ангельской прошел I Международный фестиваль органной и камерной музыки «Музика в монастирських мурах», в концертах которого приняли участие музыканты из Украины, Польши, Беларуси, Литвы и Молдовы. А 1 октября нынешнего года концертом в капуцинском храме открылся II фестиваль «Музика в монастирських мурах,» в котором принимают участие исполнители из восьми стран Европы.

Мы не можем представить себе христианский храм, в котором во время празднования Рождества Христового не устраивался бы вертеп — композиция, воспроизводящая место, где родился Спаситель. Уже два года подряд во время рождественских праздников винничане могли видеть на улице перед костелом живой вертеп, который, следуя традиции, начало которой положил св. Франциск, устраивали братья- капуцины. В проповедях, которые звучат в стенах храма Матери Божьей Ангельской (как, впрочем, во всех христианских храмах) очень часто можно услышать, что нельзя любить Бога и не любить ближнего. Отвечая на эти слова, прихожане уже немало сделали для оказания помощи тем, кто более всех в ней нуждаются: инвалидам, детям-сиротам, одиноким пожилым людям.

«Мир и добро» — с этими словами сегодняшние пастыри винницкого прихода Матери Божьей Ангельской ведут вверенную им Богом паству в третье, будем на то надеяться, христианское тысячелетие.

Игорь БОГОМОЛОВ, член Союза журналистов Украины, Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ