Пейзажи вокруг Симферополя резко контрастируют с «глянцевой» рекламой «Элитное жилье в Ялте…». Капли моросящего дождя точат упрямый бетон бывших колхозных ангаров. От них не осталось ни железа, ни дерева — только стены, как огромные скелеты динозавров, постоянно выныривают из-за поворота дороги. Кое-где — скелеты поменьше: они так и не превратились в дома вернувшихся после депортации крымских татар. Рухнула финансовая система после распада СССР — и татары, как и другие граждане бывшего Союза, потеряли свои сбережения. В недостроенных домах поселились деревья, их верхушки уже намного выше пустых стен.
Крымские названия тоже кажутся заблудившимися во времени: поселок Советский, Красногвардейское, Первомайское… Кроме мертвых ангаров, в жизни и в душах этой земли хватает своих «драконов».
ДЕСЯТЬ ЛЕТ БОРЬБЫ С ОДИНОЧЕСТВОМ
В течение десяти лет с некоторыми из них старается бороться программа Организации Объединенных Наций по развитию и интеграции Крыма (ПРИК ПРООН). За этот срок в различные проекты вложено около 13 млн. долларов. Страны-доноры: Канада, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Великобритания, Индия, Ватикан, Турция, Греция, Италия, Франция, Швейцария, США и Германия. Также программу спонсируют ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и ОБСЕ. Больше всего средств предоставили Программа развития ООН, Канада, Швейцария и Турция — в среднем по два с половиной миллиона долларов. За десять лет работы программа охватила около 110 тысяч человек. Были реализованы сотни проектов: по водо- и газоснабжению, реконструкции дорог, созданию фельдшерско-акушерских пунктов, молодежных центров, центров содействия развитию бизнеса, компьютерных классов и проектов, призванных повысить толерантность в многонациональных сельских школах... Поначалу программа оказывала экстренную помощь, теперь работает над социальной мобилизацией и стремится выйти на новый уровень — регионального развития. Срок — до 2007 года. Планируется, что затем проекты будут реализовывать собственными, крымскими, силами. Целевой бюджет программы на 2005—2007 гг. — 5,4 миллиона долларов. По словам главы Представительства ООН в Украине Френсиса О’Доннелла, украинская сторона сегодня обеспечивает примерно половину стоимости каждого проекта. Исключение составляет лишь развитие инфраструктуры: здесь иностранная помощь покрывает 80% расходов.
Странная ирония судьбы: люди долгие годы строили коммунизм, так и не построили, а теперь некогда враждебные страны капиталистического Запада поощряют их к социальной мобилизации — создавать сообщества, копить кассу взаимопомощи, вместе защищать свои интересы. Иностранные доноры хотят, чтобы местные власти работали с народом и для народа. Почти что «власть советам», только без классовой борьбы и марксизма-ленинизма. Получается, что ненавистное многим «антисоросам» гражданское общество на самом деле совсем не чужеродно и даже необходимо для выживания.
В селе Трудолюбовка Симферопольского района не было фельдшерско-акушерского пункта, врач вела прием больных на дому, в ближайшую больницу надо было ехать в столицу автономии. 72 семьи села объединились в сообщество и первым делом решили обустроить медпункт. Помогли местные власти и Шведское агентство по международному развитию (SIDA) — оно предоставило около 28 тысяч гривен из 38 тысяч стоимости проекта. Теперь в Трудолюбовке есть ФАП с необходимыми для первой помощи лекарствами и даже с аппаратурой для физиопроцедур: электрофореза, ингаляций… Местные власти оплачивают коммунальные услуги и зарплату медсестры и сторожа. Членские взносы сообщества — 1,25 грн. в месяц — идут на покупку медикаментов и в накопительный фонд. Медпункты нужны в любом селе, но в крымских — особенно. Уровень заболеваний периферийной нервной и костно-мышечной систем здесь в три раза выше, чем в среднем по Украине, онкопатологий — в полтора раза.
В селе Новониколаевка не было нормального водоснабжения — при том, что люди здесь живут в основном за счет того, что вырастят на огородах. Как и в Трудолюбовке, они объединились в сообщества, разработали проект новой водопроводной системы, получили помощь от Нидерландов и местных властей. Теперь вода поступает в село 24 часа в сутки, в каждом хозяйстве установлен счетчик, благодаря эффективности системы вода расходуется экономно, на сэкономленные деньги сельчане купили и установили новый насос. По данным ООН, половина репатриантов в Крыму не имеют доступа к безопасной питьевой воде.
Подобные проекты предназначены не только для вернувшихся татар, но и для всех жителей крымских сел. Такая политика призвана содействовать социально-экономическому развитию и мирному существованию многонационального общества полуострова. Сотрудники ПРИК ПРООН убеждены, что крымчане, воплотившие один проект в своем селе, захотят реализовать еще несколько, поделятся своим опытом с соседями. Готовы действовать дальше и некоторые представители местных властей. Но если поменяется, например, глава сельсовета? Будет ли новый человек таким же честным и энергичным? Будет ли самостоятельное продолжение Программы развития и интеграции Крыма, если иностранное финансирование через два года прекратится? Очевидно, успех зависит не от одних сельских сообществ — для него необходима эффективная государственная программа развития Крыма, последовательность центральных властей в деле преобразований в АРК, рост правовой культуры всего украинского общества, честность юридической системы… Обо всем этом много говорят политики, и сейчас, в ходе предвыборной кампании, будут говорить еще больше. От того, останутся эти задачи «болтологией» или действительно воплотятся в жизнь, зависит, будут ли и в дальнейшем лекарства у жителей Трудолюбовки и вода в Новониколаевке.
Некоторые проекты ПРИК ПРООН — укор тому, как мы хозяйничаем в своей стране. Почему отремонтировать клуб и построить детскую спортплощадку жителям села Аркадьевка помогли… Канада и Норвегия? Неужели мы — граждане, власти и бизнесмены Украины — не можем сами помочь нашим соотечественникам в таком деле?
РЕЦИДИВЫ МИФОВ
Иностранные доноры берутся за такие проекты потому, что они призваны способствовать мирному сосуществованию разных национальностей в одном селе. Если дети украинцев, русских и татар будут играть в футбол на одном поле и рисовать в одном кружке, они не станут враждовать, убеждены в ПРИК ПРООН. Но таких проектов для развития и интеграции многонационального общества Крыма недостаточно, и об этом в первую очередь должны думать отечественные власти. Маленькие воспитаники клуба Аркадьевки — дети крымских татар — читали гостям стихотворения на общепонятном русском. Народный депутат Рефат Чубаров попытался поговорить с ними на крымскотатарском — дети его не поняли. «Это — не интеграция, это — ассимиляция», — сказал огорченный Рефат Чубаров. По его словам, государство должно всерьез взяться за развитие в Крыму школ с преподаванием на двух и трех языках. Кроме того, надо продумать пути поддержки в автономии действительно независимых СМИ, а не тех, которые только называются таковыми, а на самом деле числятся за теми или иными партиями. «Очень важно, чтобы люди, которые спокойно работают, получали взвешенную и объективную информацию, а не находились под влиянием масс-медиа, которые ежечасно несут тревогу, запугивают, пытаются манипулировать», — заявил Рефат Чубаров на встрече с руководством АРК.
Крымские СМИ — действительно отдельная тема. Содержание первой полосы газеты «Крымская правда» за прошлую пятницу настолько примечательно, что стоит на нем остановиться. Читатель, ранее не знакомый с изданием, первым делом узнает, что это — «общественно-политическая независимая русская газета Украины». Главная статья номера предупреждает, что «на выборах крымские избиратели не узнают в списках своих фамилий». Перевод списков на украинский язык, убеждена газета, — это «очередной рецидив национальной шизофрении». Естественно, переводить фамилии и названия улиц через компьютерную программу, мягко говоря, нелепо. Такими благоглупостями как раз и прививают неприязнь к украинскому языку. Но депутат Верховного Совета Крыма Олег Родивилов почем-то убежден, что «украинизация» списков станет очередным шагом в подавлении русскоговорящих граждан. Ведь раз данные списка не соответствуют данным паспорта, человек проголосовать не сможет». То, что таким же образом могут быть перевраны данные тех же крымских татар, депутату на ум не приходит. Умы ему подобных заняты другим: «Компартия требует ликвидировать лагеря по подготовке оуновских боевиков на Западной Украине»; «парламент потребует отказаться от вступления в НАТО»; «Путин (о, горе!) больше не хочет ездить на Украину»; «в Ровенской области активисты непризнанного «Киевского патриархата» пытались взять штурмом храм». И наконец, после всего этого, «позитивная» новость: «Согласно соцопросу, проведенному объединением «Наследники Богдана Хмельницкого», наибольшим уважением у симферопольцев пользуется лидер коммунистов Крыма Леонид Грач». В другой газете — «Крым.ru» — привлекает внимание рубрика «Антимеджлис». В статье о «национальном фетише, доведенном до абсурда» совет крымскотатарского народа, не имеющий официального статуса, заклеймили как «нелегальный».
Такая тональность местной прессы если не полностью созвучна, то во многом перекликается с «политтехнологиями», используемыми в прошлом Российской империей, а затем СССР. Еще в конце XIX века была разработана теория о невозможности сосуществования в Крыму местного и приезжего населения из-за «национальных особенностей и чрезвычайного фанатизма татар». Сразу после присоединения Крыма к России начали отрабатываться механизмы земельного, культурного, религиозного давления, достигшие «расцвета» по время депортации в 1944 году. Многие сегодняшние проблемы полуострова — результат тех шагов. История не знает сослагательного наклонения, но это совершенно не означает, что современные политики могут не признавать исторической ответственности.
Иностранные доноры, дающие деньги на социально- культурные проекты в Крыму, интересуются: что сохранилось от той татарской культуры, которая существовала до депортации? Лишь один красноречивый пример: в 1883 году была проведена широкомасштабная операция по конфискации старинных крымскотатарских рукописей и книг. Все они были сожжены. То, что чудом уцелело, и новые книги, изданные на крымскотатарском, сожгли в 1928-м под лозунгом борьбы с «буржуазным национализмом». Позже, руководствуясь аналогичными мотивами, советская власть утопила в море греческую типографию. Тогда же стирали с лица земли и украинских «буржуазных националистов». Один из депутатов шведского парламента, недавно побывавших в Украине, все не мог понять: «Как коммунистическая идеология может быть популярна в этой стране после того, что здесь натворили коммунисты, после репрессий и депортаций?»
Один из проектов ПРИК ПРООН, с которым знакомилась делегация, — Центр содействия развитию бизнеса в поселке Советском. Классики постмодернизма порадовались бы такому сочетанию слов, а классики марксизма- ленинизма перевернулись бы в могилах. До 14 декабря 1944 года Советский район был Ичкинским, Октябрьский — Биюк-Онларским, Красногвардейский — Тельманским, а город Белогорск — Карасубазаром. История с этим городом — яркий пример абсурда. «Кара- су» означает «черная вода», и к «белой горе» никакого отношения, понятное дело, не имеет. Сегодня ряд сил выступают за постепенное возвращение исторической топонимики Крыма. Другие обещают грудью защищать нынешние названия. От того, перестанут ли люди говорить о черном «белое» и наоборот, во многом зависит будущее не только Карасубазара-Белогорска, но и всего Крыма.