Напомним, проблема возникла тринадцать лет назад, когда принадлежавшую Дому-музея А.П. Чехова в Ялте Гурзуфскую дачу известного ученого-пушкиниста Бориса Томашевского получило в долгосрочную аренду частное лицо, а в мемориальной усадьбе писателей Петра Павленко и Константина Тренева частник стал сооружать коттедж.
Несмотря на протесты общественности и публикации в СМИ, в 2004-м году Верховным Советом АРК было принято решение о внесении в список объектов, подлежащих приватизации Дачи Томашевского. Хотя постановлением Совета министров в этом историческом доме предписывалось создать фондохранилище музеев Чехова и Пушкина. Кстати, Верховный Совет АРК еще в 2003 г. принял решение о музеефикации уникального дома, и в Киев были отправлены документы на внесение Дачи Томашевского в реестр памятников, охраняемых государством. Благоразумие все же восторжествовало: объект культуры приватизирован не был, но остался в аренде.
Бизнесмены узаконили свое пребывание на двадцать пять лет, получив дачу в долгосрочную аренду. И стали здесь «вдохновляться», начав с уничтожения мемориальной доски, приспособив помещения не для музейного хранилища и экспозиционного зала, а для отдыха своих шумных компаний. А зимой, обдуваемый морскими ветрами, дом закрыт на замок, а это никак не может идти на пользу помещению. Нынешние хозяева ведут себя как временщики, ничуть не заботясь о том, что останется после них. И останется ли...
Ялтинский музей Чехова попытался разорвать договор аренды с ООО «Поток», выдвинув судебный иск на основании невыполнения договорных условий и задержки платежей.
— Полтора года судили-рядили, в результате иск музея не удовлетворили, — говорит директор музея Александр ТИТОРЕНКО. — Хотя все основания выиграть дело у нас были: арендатор не отремонтировал здание по условиям договора и платежи за аренду на счет музея регулярно задерживаются.
— Неужели нет никакого выхода из абсурдной ситуации?
— Мы рук не складываем. Четыре года назад мы отстояли уникальный дом от занесения его в список объектов, подлежащих приватизации. Был составлен охранный договор, по которому пребывание на объекте, являющимся памятником истории и культуры, в ночное время, с 22 часов до 6 утра запрещено. Нарушение этого запрета дает нам основание потребовать расторжения договора.
А на заповедной территории Музея Тренева-Павленко арендатором выстроена «хатынка». Предлог вторжения был благовидный — обещание отремонтировать мемориальный дом, построенный писателями в 1936 году. Кстати, в 1957-м их наследники передали дом в дар городу, и 5 ноября 1958 г. здесь открылся Литературный филиал Ялтинского музея краеведения. Музей пользовался популярностью у туристов, ежегодно его посещали семь-восемь тысяч человек. Мемориальный Дом-музей Тренева-Павленко представлял интерес экспозициями, посвященными не только этим писателям, но и многим деятелям культуры Украины, России и Польши. В одной из самых больших комнат, служившей некогда столовой, размещался интересный материал о писателях, которые жили или бывали в Крыму: Александре Пушкине, Адаме Мицкевиче, Степане Руданском, Лесе Украинке, Михаиле Коцюбинском, Николае Некрасове, Льве Толстом, Максиме Горьком, Сергее Найденове, Максиме Богдановиче, Владимире Маяковском.
Увы, сегодня музея больше не существует! Уничтожению его положил начало Приказ №29 от 19 июня 1991 г. «О закрытии на капитальный ремонт отдела Ялтинского государственного объединенного Историко-литературного музея Дома-музея К. Тренева — П. Павленко». Есть основание утверждать, что «капитальный ремонт» — лишь благовидный предлог: никто не собирался приводить дом в порядок. Скорее всего, это здание давно бы перешло в чье-нибудь владение ( некогда в нем собирался создать свой культурный центр известный танцовщик, исполнитель танцев мира Махмуд Эсамбаев, потом здесь размещался Ялтинский горком Партии экономического возрождения Крыма), но условия дарения не позволяли приватизировать этот объект в центре города-курорта.
Постепенно оставленное без присмотра здание ветшало. Разумные доводы общественных организаций по поводу создания на базе Дома-музея Тренева-Павленко Международного центра научного и культурного сотрудничества с восстановлением экспозиции музея и открытия ее для посетителей городские власти проигнорировали, несмотря на то, что идея нашла активную поддержку общественности Ялты, а сессия Горсовета приняла положительное решение по этому вопросу.
Частному лицу повезло больше, чем общественным организациям. Некий гражданин В. Пархоменко получил разрешение на отвод ему земельного участка «площадью 0,09 га под размещение и обслуживание жилого дома и хозяйственных построек по ул. Павленко (в районе дома №10) в г. Ялте». Новый хозяин начинает строить коттедж на территории Мемориальной усадьбы, являющейся памятником истории и культуры. Комиссия под руководством тогдашнего заместителя Генерального прокурора Украины Татьяны Корняковой выявила существенные нарушения требований законодательства «Об охране культурного наследия». Но время идет, а заповедная музейная территория по-прежнему во владении частника.
— Я в свое время вплотную занимался Музеем Павленко-Тренева, — говорит бывший начальник областного управления культуры, а затем первый министр культуры автономии, ныне председатель правления Ассоциации музеев и заповедников Крыма Вячеслав ПЕРЕСУНЬКО. — Там была прекрасная экспозиция, хороший коллектив, проводились не только экскурсии, но и научно-практические конференции. Нет никакого сомнения, что музей надо восстановить. Не понятно, почему этим вопросом не хотят заниматься власти города — это их объект. Почему они смирились с его фактическим уничтожением?
Попытка получить ответ на этот вопрос и прояснить ситуацию с нынешним состоянием мемориального дома писателей у заведующей отделом культуры Ялтинского горисполкома Елены Переверзевой успехом не увенчалась. Елена Михайловна отказалась отвечать, заявив: «Пишите официальный запрос». Но есть ли смысл ожидать ответа? И так все ясно. Если бы дом писателей был отремонтирован, то можно было отрапортовать, что условия договора аренды соблюдаются. Правда, за этим последовала бы необходимость восстановить экспозицию музея. А соседство с экскурсантами арендатор вряд ли потерпел бы. Потому дом и не восстанавливает. И власти города почему-то с этим мирятся...
Вся надежда — на то, что у нового премьер-министра автономии Анатолия Могилева дойдут руки и до культуры. Во всяком случае, на встрече с журналистами, где были затронуты и эти конкретные вопросы, он обещал «разобраться», а его помощники добросовестно зафиксировали название объектов, ожидающих решения своей участи. На этот раз, хочется надеяться, на лучшее.
В музейный мир Крыма совсем недавно входили два поистине уникальных объекта: уютный домик, приютившийся на выступающей в море скале, рядом с дачей Антона Павловича Чехова, — Дача Томашевского, и Мемориальный дом писателей Павленко и Тренева. Теперь объекты культуры спрятаны за высокими заборами, возведенными арендаторами, прячущими их от посторонних глаз. Хотя посторонние — это они, а не люди, для которых исторические и культурные объекты представляют интерес. Вот почему вышеизложенные обстоятельства служат вескими причинами защиты уникальных мест украинского пушкиноведения и мировой культуры. И не такая уж это неразрешимая проблема, чтобы опускать руки. Надо только проявить мудрость и настойчивость, чтобы допущенные в «смутные времена» ошибки были исправлены.
СПРАВКА «Дня»
Борис ТОМАШЕВСКИЙ — выдающийся ученый-пушкинист, по инициативе которого в 1927 г. на доме Ришелье в Гурзуфе, где Александр Сергеевич гостил в семье генерала Николая Раевского в августе 1820 года, была установлена мемориальная доска. Дача Томашевского на протяжении многих лет была одним из центров культуры не только Крыма, но и Украины, России. Здесь в разные годы гостили выдающиеся деятели культуры — Н. Заболоцкий, О. Книппер-Чехова, М. Чехов, В. Каверин, А. Ахматова, С. Рихтер, П. Тычина, О. Вишня, М. Бажан, В. Сосюра, Л. Вышеславский. Тут скрывались от гонений два нобелевских лауреата — А. Солженицын и И. Бродский.
Петр Павленко — известный писатель. Он поселился в Ялте в 1945 г., руководил Крымским отделением Союза писателей, редактировал альманах «Крым», основал Ялтинское литературное объединение.
Писатель Константин Тренев приехал в Крым в 1909 г. И начал педагогическую деятельность в частной Женской гимназии Станишевской в Симферополе. После революции заведовал школьным отделом Крымнаркомпроса, работал в отделе народного образования, руководил редакционной частью Крымгиза, преподавал на рабфаке.