Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто будет спасать памятники культуры

Самый старый реставрационный центр Украины выселяется из помещений... Музеем русского искусства
26 февраля, 2010 - 00:00

Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины (ННИРЦУ) может прекратить работу из-за возможной потери помещений в Киеве. Как следствие этого — полное разрушение реставрационного дела в стране и негативное влияние на сохранность уникальных памятников истории и культуры Музейного фонда Украины.

Хозяйственный суд Киева по иску Киевского музея русского искусства принял постановление о выселении центра из занимаемых им помещений на ул. Терещенковской, 9-б (двухэтажное здание, 540 кв. м) и 9-в (столярная мастерская, подвал, 48 кв. м). Впервые в мировой музейной практике одно государственное музейное заведение выселяет другое, несмотря на то, что факт катастрофической ситуации с помещениями Центра хорошо известен истцу. Вместе с тем, в 2009 году Киевскому музею русского искусства был передан памятник архитектуры ХІХ в. по ул. Шелковичной, 17, известный как «Шоколадный домик» и первый этаж дома по ул. Немировича-Данченко, 5.

Несмотря на внимание СМИ к нашей проблеме, бесконечные постоянные обращения ко всем властным структурам, комитетам и общественности, решение проблемы до сих пор не сдвинулось с места. Очередное слушание вышеупомянутого дела назначено на 1 марта.

На улице Терещенковской Реставрационный центр работает с 1938 года — со времени создания учреждения. За 72 года специалисты ННИРЦУ отреставрировали и вернули к жизни именно для Киевского музея русского искусства около тысячи уникальных произведений искусства, которые стали украшением экспозиции этого музея. Среди них — «Девочка на фоне персидского ковра», «Моление о чаше» М. Врубеля, «Суд Соломона» Н. Ге, «Ярмарка в Полтаве» В. Маковского, «Портрет Елизаветы Петровны» Ф. Антропова, «Ночь на Днепре» А. Куинджи, «Христос на Генисаретском озере» В. Поленова, «Афинский акрополь» И. Айвазовского, «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осудженных» И. Репина и многие другие. Центр постоянно сотрудничает и с другими музеями Киева, оказывает методическую, практическую реставрационную помощь музейным учреждениям Украины.

В 1988 году Реставрационный центр был выселен из двухэтажного здания на территории Киево-Печерской лавры в связи с тем, что ее передавали православной церкви Московского патриархата. В свое время подразделы Центра вынуждены были освободить лаборатории на просп. 40-летия Октября. Теперь сложилось критическая положение и с размещением научных и реставрационных подразделений Центра, которые потеряли помещение на ул. Андреевский спуск, 30-а в результате решения Апелляционного суда не в интересах национального заведения культуры.

Окончательно не решен вопрос относительно предоставления в аренду второй части (161,7 кв. м) 5-го этажа в доме по адресу ул. Ивана Мазепы, 28, балансодержателем которого является ГП «Национальный культурно-художественный и музейный комплекс «Мистецький арсенал». Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины — это единственное государственное реставрационное учреждение со статусом национального (с 1994 г.), которое не имеет собственного помещения, что противоречит Указу Президента Украины «О национальных учреждениях культуры» относительно имущества национальных заведений культуры, которое должно находиться в общегосударственной собственности.

Единственным реальным предложением и действительно государственным подходом к решению имеющихся проблем является выделение или строительство отдельного здания площадью 7 тыс. кв. м. Строительство такого помещения было предусмотрено результатами Международного архитектурного конкурса на лучший проект застройки на территории Национального культурно-художественного и музейного комплекса «Мистецький арсенал» на ул. Ивана Мазепы, 28—30. Поэтому сотрудники ННИРЦУ обращаются с просьбой помочь «отстоять» помещения, в которых расположены научные и реставрационные отделы и предоставить возможность юридически оформить арендные отношения между Киевским музеем русского искусства и Реставрационным центром.


Светлана СТРЕЛЬНИКОВА, генеральный директор ННИРЦУ, заслуженный работник культуры Украины; Александр АНДРЕЕВ, научный сотрудник ННИРЦУ, кандидат геолого-минералогических наук; Тамара БАКУМ, заведующая Харьковским филиалом ННИРЦУ и другие научные сотрудники

КОММЕНТАРИИ

Михаил ДЕГТЯРЕВ, искусствовед, член Национального союза художников Украины, действительный член Нью-йоркской академии наук:

— У директора музея русского искусства была необходимость защищать интересы своего заведения, когда вокруг него начали строить новые дома. Почему он не боролся против этого варварства, ведь здание музея — это памятник, и на Терещенковской недопустимы новостройки? А теперь музей выбрасывает на улицу мастерскую реставрационного центра. Это просто недопустимо. И такая картина наблюдается везде в Киеве. Например, выселение Дома актеров из-за того, что он не реставрируется, а на это необходимы большие деньги. Поскольку это памятник государственного значения, этим должна была заниматься власть, а не вынуждать актеров искать средства. Вместо того чтобы миллиарды гривен выделять на «Мистецький Арсенал», лучше бы государство сохраняло существующие памятники. Потому что строительство этого детища — противозаконно. ЮНЕСКО неоднократно подчеркивало, что это охранительная зона Лавры, а значит — это угроза памятнику. Зато культура разрушается: музей истории Киева до сих пор бездомный, государственному историко-культурному заповеднику «Давний Киев» тоже грозит выселение. Здесь киевская администрация хочет поселить частный музей искусства и археологии Средиземноморья. Я не понимаю, как можно частному музею позволить выселить государственный. Создается впечатление, что власти не нужны исторические музеи и центры реставрации, так как угроза повисла и над институтом «Укрпроектреставрация». Работникам не платят деньги за выполненную работу по реставрации Мариинского дворца, «Мистецького арсенала», новых заказов тоже нет. Вероятно, дом института кому-то отдадут, потому что дирекция не в состоянии его содержать. А что значит развалить институт реставрации? Эту школу не воссоздать без знаний и опыта, которые специалисты передавали из поколения в поколение. Существуют редкие отделы, например, химический, где знают, как и с какими вредителями бороться, когда портится древесина и тому подобное. Как видите, сейчас идет наступление на культуру по всему фронту — через рыночные интересы. Наши граждане не боятся выступать против такого беззакония, собирают подписи, проводят акции протеста, обращаются в суд, и, тем не менее, застройщики продолжают делать свое дело. Но не нужно тратить время на сбор подписей, наши чиновники к этому безразличны. Украина подписала международные договора о сохранении исторической зоны рельефа, так что только в международные суды и нужно обращаться. Если Украина хочет попасть на равных в европейскую семью, то власть должна будет реагировать на такие обращения.

Мирослав ОТКОВИЧ, народный художник Украины, заслуженный деятель искусств, директор Львовского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины:

— Национальный реставрационный центр — это единственная организация в Украине, разрабатывающая новые технологии, проводящая аттестацию реставраторов, то есть это единственный орган организации научно-исследовательской работы во всем государстве. С 1938 года их разместили во дворе нынешнего музея русского искусства, теперь этот запущенный конфликт вышел наружу, мол, нет никакого решения или постановления об их пребывании там. Прошло много лет, и сегодня музей русского искусства стремится воспользоваться возможностью выселить мастерские неизвестно куда, потому что помещений нет, центр разбросан по всему Киеву. Это позорная ситуация, которую, к сожалению, не удалось решить. Потому что рассчитывалось, что проблема исчезнет при построении «Мистецького арсенала», к сожалению, не вышло, и сейчас этот вопрос тоже висит в воздухе. Поэтому мое отношение к проблеме — крайне негативное, ведь в угоду тому, что один музей хочет расшириться, разрушается единственная организация реставрации в Украине. Это слишком рискованно и бессовестно. Из-за этого может прекратиться весь процесс сохранения памятников, это все равно, что отрубить у сферы охраны и сохранения культуры одно подразделение, которое остановит вообще процесс. Пока еще нужно оставить мастерские в тех помещениях, где они ныне. А новому министру культуры, который скоро будет, взяться за кардинальное решение проблемы.


Подготовила Инна ФИЛИПЕНКО, «День»

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ