Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто в Доме художника хозяин?

Члены Национального союза художников Украины возмущены повышением тарифов за оплату мастерских
14 сентября, 2006 - 20:07

Святая святых художника Юлия Шейниса расположена на территории Киево-Печерской лавры в небольшой двухэтажной постройке, в которой находится еще 28 мастерских, ободранные стены которых спасают только работы хозяев. Впрочем, это совсем не помешало руководству Союза художников за последние пять лет поднять оплату за аренду практически в пять раз. В других районах столицы ситуация лучше: там цены увеличились всего в два-три раза.

Еще в начале 90-х годов киевская власть приняла решение взимать за мастерские художников плату, как за мелкие предприятия. Но, благодаря активному влиянию руководства Национального союза художников Украины, в 1997 году Киевгорсовет принял Закон «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах», в котором указывалось, что членам творческих союзов должны предоставляться мастерские или кабинеты, оплачиваемые в одинарном размере. «Это был триумф. Художники встречали начальство аплодисментами», — вспоминает Юлий Петрович. Но уже в 2002 году руководство союза приняло новое постановление, согласно которому оплачивать мастерские нужно было по фактической себестоимости. Так, до 2006 г. за 33-метровую мастерскую вместо привычных 50 гривен в месяц Юлию Петровичу приходилось платить уже 250. «Поначалу говорили, что у нас в доме накопился большой долг за электроэнергию. Потому и приходилось платить больше, — рассказывает художник. — Правда, с каждым разом долг становился нормой. Это продолжалось до тех пор, пока я не обратился в Киевэнерго. Оказалось, что сумма за использованное электричество намного меньше, чем в счетах, присылаемых союзом. Кроме того, в последнее время с нас начали высчитывать деньги на зарплату слесарям, уборщикам, электрикам... А за 40 лет, которые я проработал в этой мастерской, рабочих видел всего раз — когда прорвало канализацию. Все неполадки приходилось устранять самостоятельно. Сложившаяся ситуация возмущает всех художников, но большинство предпочитает молчать. А тем временем начальство пытается возложить все затраты по содержанию мастерских на нас».

Впрочем, Юлий Петрович отмалчиваться не стал: беспрерывно писал письма руководству, просил объяснить причину повышения тарифов. И один раз ему все же ответили. «Чтобы художники не обижались, мы заказали экспертизу у независимой аудиторской фирмы. И она подтвердила, что ценовая политика изменилась вполне законно. Сами понимаете, у нас нет оснований не верить ей», — рассказывает заместитель главы НСХУ по экономическим вопросам Владимир Зинченко. Копию заключения аудиторской фирмы прислали и Юлию Петровичу. И по этому поводу у него свое мнение: «Я уверен, что этот документ тоже подделка. Представляете, чтобы вывести в расчетах нужное число, они уменьшили площадь здания на 300 метров...»

На подобные заявления в Союзе художников реагируют довольно спокойно. Мол, аудиторы не приняли во внимание подвал. А его площадь более 600 кв. м. Кстати, за аренду последнего НСХУ задолжал лавре около 100 тыс. грн. Хотя художники утверждают, что с них за подвал, в котором используют всего одно помещение, тоже высчитывали деньги. «Я не думаю, что подделка документов возможна. По крайней мере, документальных доказательств у меня нет. Я понимаю, что со стороны поведение руководства союза кажется жульничеством. Но увы, художники хронически не платят за электроэнергию, вот отсюда и берутся громадные долги. И это при том, что художники оплачивают только 25% затрат на содержание и аренду мастерских. Остальные затраты покрывает союз, — поясняет Владимир Зинченко. — А ведь государство не гарантирует нам льгот на коммунальные услуги, оно может только предложить местным органам самоуправления скостить какую-то сумму. На сегодняшний день на такие уступки пошли только в Киеве и Одессе. А, к примеру, в Луганске за отопление платят 4,75 грн. Впрочем, я тоже понимаю: из окна мастерской не видно, что творится в государстве».

Несмотря ни на что, руководство Союза художников Украины и далее намерено повышать цены за оплату мастерских. Причем, вероятнее всего, очередной скачок цен случится уже в начале следующего года. «На все у союза денег не хватает. Здания в ужасном состоянии, вот завтра обвалится крыша, и что дальше?» — поясняют в союзе. Впрочем, и Юлий Петрович от своего отступать не намерен. Сейчас он платит за мастерскую самостоятельно высчитанную сумму и, кстати, она на 83 гривни меньше, чем в квитанциях, присылаемых союзом. Художник не боится, что у него отберут мастерскую за нарушение договора. Добиться правды — дело принципа. «Союз художников создан художниками для самих же себя. Целые поколения трудились на благо союза. Это была сильнейшая организация, — вспоминает Юлий Петрович. — А еще всегда считалось, что союз — это помощь и защита. И это было нормой жизни. А сейчас союз существует отдельно от художников. Принятый в 97-м году закон похоронен. А в уставе союза постоянно появляются все новые и новые положения. И отнюдь не в пользу художников».

Татьяна КОЛЕСНИЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ