Два малыша с одинаковыми фамилиями — Кравченко — в этом году погибли при одинаковых обстоятельствах. Только один — в Днепродзержинске, а другой — во Львове. В апреле двухлетний Алексей, гуляя с отцом в парке, не заметил в густой траве открытый люк, упал в него и погиб. А 10 октября во Львове двухлетний Дмитрий, возвращаясь с детского садика с бабушкой и сестренкой, побежал вперед, провалился в открытый люк и тоже погиб. Это не единственные случаи смерти и травмирования детей и взрослых в результате открытых или неправильно установленных или некачественно сделанных канализационных люков.
«Мне позвонили соседи и пожаловались, что у дома уже целую неделю открыты люки, — говорит журналистка и депутат Коцюбинского поселкового совета Ирина ФЕДОРИВ. — Когда я утром еду на работу, около люков действительно ведутся какие-то работы. Но когда отсутствуют работники жэка, шахта должна быть обязательно закрытой. Пока я звонила главному инженеру жэка, люди сделали фото. На них четко видно — люк огражден тонкой красно-белой лентой, крышка просто валяется рядом, а ремонтников рядом нет. За мгновение после звонка соседей, я уже звонила начальнику местного жэка, а за десять минут крышка легла на место. Неужели после львовской трагедии, случившейся недавно, до людей так и не дошло, что за такую бездеятельность кто-то может заплатить жизнью. Но это еще раз доказывает — в настоящее время безопасность граждан зависит от них самих».
После гибели мальчика во Львове, в соответствующие службы украинцы сделали тысячи звонков — каждый считал необходимостью сообщить: «люк отсутствует», «колодец открыт», «бетонная крышка треснула»... Реакция на жалобы — многочисленные проверки и обещания.
КРАЖИ ЛЮКОВ КАК ЛЕГКИЙ ЗАРАБОТОК
За восемь месяцев 2013 года только в столице было зафиксировано 77 случаев кражи канализационных люков, сообщают киевские стражи порядка. В «Киевводоканале», на балансе которого находится около 200 тысяч канализационных и водопроводных крышек, «Дню» сообщили, что состоянием на 1 октября 2013 года были обнаружены 262 подобных факта (для сравнения, в 2012 году похищено 268 крышек люков, а в 2008 году — 1309). И это лишь по данным одного предприятия. Колодцы же в столице также находятся на балансе и других обслуживающих компаний и местных жилищно-эксплуатационных учреждений.
Чаще всего воры охотятся за средними и легкими крышками, весом 40-50 килограммов. Такие люки — на тротуарах, газонах, придомовых территориях. На них как металлоломе можно хорошо заработать. И об этом догадываются воры не только в Украине. Не так давно в одном только Лондонском районе было украдено почти 200 решеток ливневой канализации и крышек. Статистику объясняют ростом цен на металлолом. Особенно остро проблема появилась в Китае. Когда в стране резко подскочили цены, люки начали исчезать не только в пределах КНР, но и вне ее. Бывший шеф бюро «Financial Times» в Пекине Джеймс Кинджи написал: «С наступлением темноты воры тянули люки и продавали их местным дельцам, разрезали их и грузили на корабли, которые идут в Китай. Сначала исчезновения были замечены на Тайване. Потом в Монголии и Киргизстане... Свыше 150 люков исчезло в течение одного месяца в Чикаго. В Шотландии более чем сто люков исчезло в течение нескольких дней. От Монреаля до Глостера и до Куала-Лумпур, ничего не подозревая, пешеходы, натыкались на открытые люки в тротуарах».
В Украине цены на металлолом несколько лет почти неизменны. Но воров это не останавливает. Украсть крышку или решетку от канализационного отверстия — возможность легкого заработка. Правда, в пунктах приема металлолома эмоционально уверяют, что люки они не принимают. Но не уточняют, что не принимают от незнакомцев — «своим» платят. Две гривни за килограмм. Лучше, когда крышка в разбитом виде. Причем, можно допустить, что о таких сделках прекрасно знает милиция, потому что как объяснить то, что во время многочисленных плановых рейдов стражей порядка и журналистов, в пунктах сбора металлолома крышки не обнаруживают.
ПРИЗРАЧНОЕ НАКАЗАНИЕ
«Стражи порядка усилили контроль над пунктами приема металлолома, — говорят в «Киевводоканале». — Владельцам таких заведений под угрозой уголовной ответственности запрещено принимать не только крышки люков, но и металлические ступени, и другие детали обзорных колодцев, а также оборудование пожарных гидрантов. Если такое оборудование обнаружено работниками контролирующих органов во время проверки, то согласно статье 198 Уголовного кодекса Украины работники пункта приема наказываются арестом сроком до шести месяцев или ограничением или лишением свободы сроком до трех лет, поскольку это считается имуществом, полученным преступным путем, а действия работников пункта — сбытом похищенного».
С января 2012 года действует еще и статья 270-1 УКУ, согласно которой «преднамеренное уничтожение или повреждение жилищного фонда, объектов благоустройства, теплоснабжения, водоснабжения и водоотвода, а также их сетей или составляющих (крышек люков, решеток) наказываются довольно большими штрафами и лишением свободы — на срок до 12 лет.
«Гарантийный срок эксплуатации люков — пять лет. Когда проходит это время, люк существенно изнашивается. В Европе меняют 70% из них. А на проезжих частях — все 100%. Это связано с тем, что металл «устает» и теряет свои механические свойства, а это уже, в свою очередь, создает угрозу для здоровья и жизни людей. В Украине сегодня нужно менять практически все люки — и чем скорее, тем лучше»
Однако, обычно, как раз до лишения свободы дело не доходит — злоумышленникам удается отделаться лишь штрафом. В «Киевводоканале» констатируют: за прошлый год в милиции общество подало 44 заявления, по фактам возбуждено 21 уголовное дело, осуждены три лица, убытки возмещены на сумму 4 тысячи 67 гривен — то есть лишь 7%. С начала 2013 года таких заявлений было уже десять, по семи из них начато уголовное производство, к ответственности никто не привлечен, убытки не возмещены.
На Днепропетровщине до сих пор судят коммунальщиков, из-за которых погиб двухлетний Алексей Кравченко. На скамье подсудимых — четверо: главный инженер водоканала, руководитель участка, его заместитель и мастер. Всем грозит до пяти лет лишения свободы. В прокуратуре считают, что именно служебная халатность привела к смерти ребенка. Отец погибшего мальчика не верит, что виновных накажут.
ВРЕМЯ МЕНЯТЬ ЛЮКИ
«Собственность общины города», — написано на 173 люках, установленных в Черновцах. В местном «Водоканале» говорят, что ни один из этих люков поврежден и украден не был. И не только благодаря надписи, но и системе защиты.
В чешской компании, специализирующейся на производстве канализационного литья для строительства инженерных сетей, говорят, что всячески пытаются достучаться до чиновников, несущих ответственность за строительство и эксплуатацию водопроводов, канализации, теплосетей с революционными предложениями, но их очень плохо слышат. Речь идет о люках, о защите от выбивания крышек на дорогах, о системе защиты от случайного открывания и постороннего доступа в колодец.
Как правило, люки изготовляют из чугуна — крепкого, стойкого к коррозии и очень тяжелого материала. Стоят они недешево. Например, на столичном Андреевском спуске во время последнего ремонта были смонтированы люки с максимальной нагрузкой 25 тон. «Обычно такие люки можно ставить на проезжей части городских дорог. Такой люк в Украине называют «тяжелым». Ориентировочная цена — 1400 гривен».
«Гарантийный срок эксплуатации люков — пять лет. Когда проходит это время, люк существенно изнашивается. Тогда в Европе меняют 70% из них. А на проезжих частях — все 100%. Это связано с тем, что металл «устает» и теряет свои механические свойства, а это уже, в свою очередь, создает угрозу для здоровья и жизни людей. В Украине практически нужно менять почти все люки — и чем быстрее, тем лучше, — говорит генеральный директор фирмы-производителя Игорь ФЕСЮК. — Но стоит сказать о самой большой украинской беде, связанной с люками, — массовое производство канализационных люков из разнообразных полимерных, полимерпесчаных, резиновых, разнообразных композитных и других материалов. Действующий в Украине государственный стандарт четко определяет, из каких именно материалов могут изготовляться канализационные люки. Из полимерных материалов можно изготовлять лишь корпуса, ни в коем случае не крышки люков класса А15 — легкие люки, позволяющие устанавливать лишь в зеленых зонах и пешеходных дорожках. Некоторые украинские производители в погоне за прибылями из полимерпесчаной смеси — практически из песка, который связывается полимерным клеем, — изготовляют люки даже класса С250 (25 тонн) и D400 (40 тонн), не понимая какую угрозу они несут для людей».
В прошлом году компания проводила неофициальное испытание чугунных люков разных украинских производителей. Взяли для примера люки, которые должны были бы выдерживать нагрузку 25 тонн. Из пяти люков от разных производителей самый лучший выдержал нагрузку 17 тонн, самый худший выдержал всего 13 тонн. Украинские производители чугунных люков существенно уменьшают вес самих изделий ради прибыли — в литейном производстве расценка идет из расчета за килограмм.
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: НЕ НАСТУПАТЬ НА КРЫШКИ...
Между тем во Львове, да и в других городах в Украине, внепланово проверяют все канализационные и водопроводные колодцы, чтобы обнаружить, накрыты ли они люками. Работы начались 11 октября. «На месте открытых колодцев мы устанавливаем чугунные, полиэтиленовые и бетонные люки, а также бетонные плиты на газонах в местах повторных краж люков. Только за десять месяцев этого года мы закупили 374 люка на общую сумму 248 тысяч гривен, из них — 121 чугунный, 100 полиэтиленовых, 153 бетонных люка», — отмечают в коммунальном предприятии «Львівводоканал».
«Видите, что делается: опять закупают полиэтиленовые люки. Они могут просуществовать не более одного года. Через год будут опять пустыми, — говорит эксперт. — И деньги на ветер, и проблема не решена. Полиэтиленовые люки нельзя использовать. Они еще страшнее, чем просто открытые дыры, потому что люди могут не задумываясь на них наступать. Полимерные материалы под воздействием ультрафиолета и от перепада температур со временем сильно ослабляются и могут просто провалиться. Кроме того, такие люки тоже крадут, потому что существует масса приемных пунктов, скупающих полимерные отходы, которые легко перерабатываются».
Но собственная безопасность зависит и от самих людей. Каждый украинец должен помнить, что на люки лучше не наступать и с младых лет объяснять своим детям, что на канализационные крышки наступать нельзя! Это — первое! И требовать закрытия открытых колодцев и контролировать потраченные на закупку люков средства.