ГДЕ БЫЛО ДНО, ТЕПЕРЬ ПЛЯЖ
Этим летом озеро Свитязь рекордно помелело. Буквально за одну неделю вода отошла от берегов метров на 25, а кое-где и на целых 50 и больше. И там, где было дно, теперь дети строят песочные замки, остров посреди озера, кажется, увеличился и приблизился к берегу: раньше были видно только верхушки деревьев на нем, а теперь и целые деревья.
То, что озеро мелеет, можно было наблюдать уже много лет, даже бывая здесь во время кратковременного летнего отдыха. Но на все вопросы ответ у местных был один: озеро мелеет, потому что мало дождей. Теперь к этому объяснению добавилось и другое: меняется климат, становится жарче и засушливее. И это тоже правда. Но как тогда воспринимать факт, о котором говорит сотрудник Владимир-Волынского исторического музея Алексей Петрунин: «Помню лето 1994-го. Дождей не было с середины мая до конца августа. Засуха была страшная, вокруг горел лес, но Свитязь не мелел. И в колодцах вода была. Здесь явно причина не в дождях и не в снегах. Не может вода так резко упасть от засухи, должна быть другая причина». «Я такого обмельчания не видел за все своих 63 года», — категорически заявляет Василий, который работает на одной из баз, где мы отдыхали этим летом. Но чтобы увидеть уровень катастрофы, здесь не нужно жить, достаточно приехать раз в два года, чтобы увидеть реальные изменения очертаний Свитязя, песчаные косы, камыши даже на центральном пляже в селе Свитязь. А обмеление этим летом поразило больше всего потому, что за короткое время озерная вода утекла — как будто в лейку...
ЧТО ГОВОРЯТ?
Хотя обмельчание озера было видно невооруженным глазом, но до этого лета, такое впечатление, об этом не слишком волновались. Власть хвасталась новой набережной в селе Свитязь, и она, по крайней мере, изменила «китай-город» на берегу на цивилизованный вид. И только с начала лета, когда вода «убежала» неизвестно куда, началось более активное изучение проблемы. Заседание за заседанием все же не дают ответа на вопрос: почему мелеет Свитязь? Почему исчезает в целом вода на севере Волыни? Потому что уже мелеют и другие озера и реки, а в колодцах исчезает вода. Общий итог совещаний один: это комплекс причин (хотя в целом создается впечатление, что всем более выгодна одна версия: меняется климат, и ничего нельзя поделать).
ПОДСУММИРУЮ УСЛЫШАННЫЕ ВЕРСИИ. ОЗЕРА МЕЛЕЮТ, ПОТОМУ ЧТО...
...нужно прочищать мелиоративные каналы и ремонтировать шлюзы-регуляторы. Благодаря этим каналам регулировали уровень воды, один из них соединяет Свитязь с озером Луки-Перемут. Шлюз (родом из 70-х годов прошлого века) повредили местные браконьеры, он давно не действует, и канал, по которому вода вытекает из Свитязя, просто загатили сейчас... мешками с песком. Шлюз был... ничейный, теперь его взяла на баланс Шацкая ОТГ, но за полтора месяца здесь даже не заключили договор с проектантами. «В области в последний раз профессионально расчищали каналы в Ковеле и Ратнивском районах в 2013 — 2014 годах за средства международного гранта. Занималось этим управление международных отношений ОГА и департамент АПК. Международные организации и дальше были готовы давать деньги, но власть сменилась и это никому стало не нужно», — говорит экономист Виктор Смолярчук.
СВИТЯЗЬ В ПРОШЛОМ ГОДУ...
...И ЭТИМ ЛЕТОМ
...Воду из озер забирают.... плантации голубики. Первые плантации этой полезной ягоды появились за селом Ростань Шацкого района, на границе с Беларусью. Лесоводы, которые и завезли голубику на Волынь, долго искали место, где для ягоды лучше земля, и она оказалась только возле Ростани. Но поскольку ягода приносит хорошие прибыли, ею засадили в Шацком районе все, что можно. А ее нужно поливать, и рядом с плантациями вырыли более глубокие искусственные озера, якобы качают воду и из Припяти, по крайней мере видно, что задействованы здесь большие деньги, мощная современная техника, а насколько эти искусственные озера влияют на снижение грунтовых вод (которыми также питается Свитязь), не говорят.
... А сколько скважин пробурили вокруг озера местные жители и владельцы заведений отдыха, на какую глубину, посчитать забор воды? Как это влияет на отмельчание Свитязя, исследований нет.
...На обмельчание Свитязя и других волынских водоемов на севере региона влияет Хотиславский карьер на территории Беларуси.
ВИНОВАТЫ ЛИ СОСЕДИ?
О вероятном обмельчании Свитязя в результате деятельности карьера по добыче в Хотиславе (который почти рядом с Волынью, за несколько километров) речь шла еще в 2009 году, когда главой Волынской ОГА был уже покойный Борис Климчук. Только сябры начали это строительство, как пошли обращения органов власти Волыни к правительству, президенту и т.п. В результате происходили межгосударственные общественные слушания, когда наши специалисты, ученые ездили в Хотислав, а белорусы приезжали на разговор в Луцк. Газета «День» тоже затрагивала этот вопрос в материалах «Что будет с Шацкими озерами?» (15 июля 2009 года), «Пролетая над Волынью, Президент вспоминал о Боге, но не вспомнил о Свитязе» (11 июля 2009 года), «В Беларусь убежит не Свитязь, а озеро Святое?» (19 декабря 2009 года), «После нас — хоть пустыня?» (3 марта 2010 года).
И основания для волнений были не голословными. Приведу короткую цитату из одного своего материала: «Даже экологический аудитор Центрального научно-исследовательского Института комплексного использования водных ресурсов Республики Беларусь Виктор Музыкин на слушаниях в Луцке не отрицал, что строительство Хотиславского карьера повлияет на движение грунтовых вод в сторону Украины. От карьера до Волыни с ее уникальными озерами — всего 300 метров. Уже сейчас украинские специалисты утверждают, что, например, за 19 лет эксплуатации карьера озеро Святое получит на 45 процентов воды меньше, ведь питается оно только подземными водами. Что тогда от него останется?.. Собственно, беспокойство вызывает то, что Шацкие озера — карстового происхождения, и ситуация напоминает бочку с водой. Если будет хоть маленькая дыра в ее дне, если случится беда хотя бы с одним озером, то это, утверждал заведующий Карпатского отделения Института геофизики НАН Украины, кандидат геолого-минералогических наук Степан Дещица, вызовет цепную реакцию».
А теперь должны констатировать, что сейчас никакие исследования не проводятся, выводов нет, и для обвинений белорусов просто нет никаких научно подтвержденных аргументов.
ЧТО ЖЕ БУДЕТ?
Говорит Михаил ИМБЕРОВСКИЙ, глава бюджетной комиссии Волынской областной рады: «Я не думаю, что обмеление Свитязя вызвано каким-то одним фактором.
Ведь высыхает не только Свитязь, но и другие озера нашего Полесья. Нет воды в дядьковских колодцах и копанках, это сегодня подтвердила одна жительница при встрече с нами...
И этот процесс начался не сегодня. Много тех, кто постоянно отдыхал на Гряде, помнят, какая вкусная вода была в источнике напротив рассадника Шацкого лесного техникума. К сожалению, уже более пяти лет как оно резко высохло, и это неодиночный пример.
Скорее всего, на обмеление влияет и изменение климата, и массовая вырубка лесов, и физический износ и заиление мелиоративных каналов, а в случае со Свитязем и канал, прорытый к Перемуту и каналы к плантациям с голубикой. Есть определенное влияние и Хотиславского карьера. Этим вопросом я интересовался у нашего областного управления экологии, и мне ответили, что в течение значительного периода, еще во времена Бориса Климчука, да и уже позже, нашей каденцией областной рады выделялись средства одному из научных институтов для мониторинга влияния Хотиславского карьера на Свитязь. Показали мне и отчеты этого института. Однако последний был только по 2016 году, потому что тогдашний глава облгосадминистрации почему-то посчитал, что это пустая трата средств.
По моему мнению, которое совпадает с мнением специалистов, нам не нужно сейчас гасить пожар и точечно выделять средства на какие-то мероприятия. В первую очередь необходимо выделить средства и получить научное обоснование причин этой экологической катастрофы. Это могут сделать специализированные институты из Киева или того же Львова, которые, кстати, имеют свои лаборатории возле Свитязя. Я бы посоветовал вновь назначенному главе облгосадминистрации (не важно, кого назначит действующий Президент) в первоочередном порядке создать чрезвычайную комиссию по предотвращению исчезновения озера Свитязь — из числа специалистов разных структур, депутатов облрады, Шацкого национального парка, представителей местного самоуправления Шаччины, и еженедельно определял бы задачи, которые необходимо выполнить, и требовал бы отчетов за предыдущую неделю. А то у нас, как в миниатюре Райкина о неудачно пошитом костюме: и пуговицы крепко пришиты, и рукава, и материя, а в целом косо и криво.
Экологи отвечают за одно, водники за другое, лесники за третье, сотрудники парка еще за что-то, а по сути можем потерять Свитязь, как когда-то потеряли Нечимное...».