«День» уже неоднократно писал о гуманитарной сфере Донбасса, которая пока что оценивается специалистами негативно: шахтерский регион традиционно ассоциируется с экономикой и промышленностью, что так или иначе отодвигает на второй план развитие в нем культуры, искусства, языка.
С другой стороны, в регионе существует и противоположная точка зрения, согласно которой Донетчина уже сегодня может похвастаться недюжинным культурным потенциалом, который успешно работает на общеукраинском культурном фоне и по праву может считаться настоящим достоянием Украины. На Донетчине весьма успешна деятельность Союза Украинок, представительницы которого отстаивают исконно донбасское искусство, популяризируют уникальные донбасские традиции монументального искусства, вышивки, развитие украинского языка, и исследуют историю региона в контексте всеукраинского развития.
О культурной ситуации в современной Донетчине, исторических и искусствоведческих традициях региона, читателям «Дня» рассказывает глава Донецкой областной организации Союза Украинок Людмила ОГНЕВАЯ.
— Людмила Родионовна, расскажите, пожалуйста, о своей организации. Чем занимается Союз Украинок?
— Главной целью работы Союза Украинок является культурно-просветительская деятельность: мы стремимся возрождать украинскую культуру, украинское искусство, открывать Украину и показывать людям то, чем мы, украинцы, можем гордиться. Самый главный принцип, который я исповедую, и который исповедуют наши женщины: мы не должны работать по принципу «анти» — «антиамериканская», «антипольская», «антироссийская» культура; мы должны работать по принципу «про» — «проукраинская» культура. Мы должны не отрицать чужие достоинства, а возрождать свои, украинские.
Союз Украинок — одна из старейших организаций Украины. Она появилась еще 1917 г. в Галичине, и уже тогда стала всемирной, объединив украинок, живущих в разных странах мира. На Донетчине союз начал действовать только в 1994 г. Его организовала небольшая группа учителей 65-й донецкой школы. Затем союз был под угрозой закрытия, но в 1996 году его удалось полностью возродить, и сегодня он объединяет несколько отделений в разных городах области.
Мы являемся неприбыльной организацией. Но за 10 лет нашей работы мы стали известны не только в Донбассе и Украине, но и за пределами нашей страны.
— Почему возникла необходимость именно культурно-просветительской работы в Донбассе? Вы считаете, Донетчина недостаточно интересуется собственной историей?
— Интересуется. Однако донетчане мало знают о ней: они даже не всегда догадываются, что проходят мимо памятников искусства, которые, кстати, постепенно разваливаются. Дело не в том, что тут плохое руководство, дело в том, что мы не интересуемся своим, не знаем, что есть рядом с нами. На Донетчине, к примеру, есть уникальные, необыкновенные образцы монументального искусства — это наша украинская сокровищница. И нужно, чтобы об этом все знали. Наша цель — рассказать, что это были за люди, которые в Донбассе оставили такие шедевры.
К примеру, сегодня в Донецке остро стоит проблема 5-й школы, на стенах которой (в экстерьере) — 180 квадратных метров уникальной мозаики. Это памятник искусства 1965 г. Это редчайший комплекс изображений Поэмы о создании мира — образное воплощение мировоззрения украинцев: мифы и легенды Украины, переданные с помощью мозаики. Сейчас я веду экскурсии, показываю эти изображения детям, рассказываю им старинные легенды и верования нашего народа. Кроме того, мы подготовили специальную книгу, которая уже находится в издательстве.
Кстати, именно на базе этой школы конструировалась теория современного украинского монументального искусства, автором которой был Григорий Синица. То есть мы нашли не только памятник искусства, но и особую искусствоведческую теорию, о которой мало кто знает. Наша задача — не просто донести это донетчанам, но еще и позаботиться о сохранении этого наследия. Сегодня нам надо реставрировать эту мозаику, потому что она портится не только от времени, но и, к сожалению, от рук детей, которые учатся в этой школе. По моей инициативе, главный архитектор города внес это здание в реестр сооружений, которые охраняются государством. Однако даже он, выпускник этой школы, не знал об этом памятнике искусства.
Но школа — это только один аспект. У нас ведь в Донбассе есть даже уникальный украинский ресторан — там утонченная обстановка, также есть стена со старинной мозаикой. Пусть люди знают хотя бы об этом!
— Еще одна сфера вашей деятельности — украинская вышивка. В Донецкой области есть своя традиция вышивки?
— Недавно в художественном музее была выставка моих рушников. У меня не декоративные, у меня этнографические рушники — со всеми символами, магическими знаками... Это ритуальная вышивка. Может быть, именно поэтому я единственная на Донетчине, кто был признан народным мастером: меня приняли в Национальное объединение мастеров народного искусства Украины именно благодаря моей вышивке.
Но я горжусь прежде всего коллекцией, которую я возродила, — коллекцией вышивок-миниатюр, которые создали женщины- политзаключенные во время пребывания в Мордовских лагерях. Они не хотели носить лагерные номера, и вышивали эти миниатюры на лоскутках, на воротничках, платочках — чтобы их различали именно так. То есть вышивка приобрела значение национального достоинства. Я написала в Америку, мне прислали книжку, в которой они изображены, и я возродила все образцы.
Что же касается донецких рушников, то это не традиция, а наоборот — разрушение всяких традиций. Но они все-таки своеобразны: они не являются традиционными, народными, но большой интерес представляет единение в них растительного орнамента с геометрическим. Растительный орнамент натуральный, он многоцветный, и это очень необычно, это специфика Донетчины, и ее тоже нужно знать. Я говорю мастерам: «Ищите свои корни, ищите свои рисунки, свою традицию, возрождайте ее!»
Выступая на форуме украинистов в секции «Образование Украины», я рассказывала об этих проблемах. Уже тогда Киево-Могилянская академия заявила о согласии опубликовать эти труды. И я пишу для молодежи то, чего нет в учебниках. Это важно и для Донбасса, и для всей страны — ведь это тоже наша история — история Украины в вышивке.
— Еще один важнейший аспект истории — Голодомор 30-х годов. Союз Украинок также занимается этой проблемой. Чего вам удалось достичь в этом плане?
— Самой главной нашей целью является прежде всего борьба за правду о Великом Голоде, который был на территории всей страны, и в Донбассе в том числе. Я собрала материал о Голодоморе, и меня даже приглашали в Латвию с лекцией на эту тему перед украинцами Латвии. Все они были удивлены, они не знали этого материала, этих примеров. Это актуальнейшая тема. Нам сегодня надо об этом говорить, чтобы не было мифов о Голодоморе, особенно на Донетчине, чтобы люди не просто обсуждали навязшие на зубах проблемы — кто виноват и что с этим делать, — а знали прежде всего, что Великий Голод был, знали правду о нем. Все это надо людям рассказывать. Донбасс очень мало об этом знает.
— Как вы считаете, в чем причина незнания донетчанами своей истории и культуры? Это простое безразличие или это следствие того, что Донбасс изначально воспринимался как экономический регион, в котором мало внимания уделяется культурному развитию?
— Ну во-первых, есть сугубо исторические причины. К примеру, если рассматривать монументальное искусство, следует знать, что группа шестидесятников-правозащитников, которая занималась изготовлением тех же мозаик, была запрещена. В 1969 г. они написали письмо на имя Брежнева и Косыгина в защиту Черновола. Как раз тогда начались аресты, а после этого письма, этих людей и вовсе осталось мало. Одну из авторов, Аллу Горскую, к примеру, убили. И вспоминать о них запрещали — за это можно было попасть либо в психиатрическую клинику «на перевоспитание», либо в Мордовские лагеря. То есть их просто старались вычеркнуть из памяти людей.
Теперь же, после того, как я подняла вопрос мозаик, появились и другие причины. Несмотря на то, что стена с мозаиками была заявлена как произведение искусства, ее все равно намеревались снести. А один влиятельный чиновник в Донецке и вовсе высказался, что «ей место на трамвайной остановке». Так что тут — и безразличие, и необразованность... Это недостаток воспитания, внутренней культуры. И это проявляется не только в поступках взрослых, но и в деяниях детей — как только я проведу экскурсию, поверх мозаик появляются непристойные «росписи», которые делают дети.
Но с другой стороны, я не хочу сказать, что Донбасс — это только промышленный регион, и в нем нет культуры! Еще в 1936 году, когда была организована первая Всесоюзная выставка народного искусства, Донбасс был очень хорошо, очень достойно на ней представлен. У нас в регионе промышленность просто сконцентрирована в некоторых городах — Донецк, Мариуполь, Краматорск... Но у нас огромный край! И в нем есть место для культуры. Вот, к примеру, наше Приазовье — там есть прекрасные вещи. Уникальные памятники можно найти и в Донецке, и в Славянске. Более того, в Донбассе представлены образцы народного искусства всех регионов Украины. Ведь наш край не только многонациональный, в нем проживает еще и множество этнических групп украинцев — к примеру, у нас есть бойки, левки, подоляне... И все они оставляют свое культурное наследие, которое уже не отделимо от Донбасса. Единственная проблема — эта творческая традиция понемногу утрачивается, из жизни уходят мастера, а их искусство никто не поддерживает.
— Вы говорите, что нам сегодня в Донбассе нужно прежде всего стремиться к воссозданию проукраинской истории. А насколько по-вашему, Донетчина сегодня является украинской?
— Донбасс — это однозначно украинский регион, просто это тоже надо понимать. Вот, к примеру, считается, что у нас никто не говорит по-украински. Это неправда. Поезжайте на север области — уже в электричке вы услышите украинскую речь. То же самое — в Артемовском районе и в других отдаленных районах. Даже греки в греческих селах говорят на украинском языке. Нас воспринимают в Западной Украине, как что-то «обрусевшее», «зросійщене» — нет, мы не такие!
Я сейчас принципиально говорю на украинском. Я — украинка, и я решила общаться только на родном языке. Мне было трудно, но я смогла. И сейчас, когда я говорю по-украински, людей это по-хорошему удивляет, восхищает. Я знаю, что это меняет моего собеседника. Но, с другой стороны, если человек говорит в Донбассе на русском языке, это не значит, что он «обрусел». У нас просто нет привычки говорить по-украински, но ведь это поправимо! И культура у нас — своя, украинская. Просто не все донетчане это пока понимают.
— А что нужно сделать, чтобы они это поняли?
— Нужно воспитывать людей, рассказывать им об их же прошлом. У нашей организации, к примеру, есть ряд социальных программ, конкурсов, направленных на это. Например, самым популярным является международный конкурс «Мой родной край». Мы находим лучших знатоков родного края, и к этому привлекаются не только украинские школы области, но и русские, греческие, еврейские учебные заведения.
Кроме того, мы проводим конкурсы для учителей, экскурсии по основным объектам монументального искусства, поддерживаем народное творчество в регионе. Я лично занимаюсь сбором информации о художниках-монументалистах, которые работали на Донетчине. Считаю, что это наше основное достояние. Постоянно обращаюсь к местным властям с просьбами помочь мне в моем деле. Я ни на кого не жалуюсь, я просто рассказываю.