Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кузница героев

Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца: с 1841-го по 2004-й
23 ноября, 2004 - 21:25
РЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А. БОГОМОЛЬЦА ВИТАЛИЙ МОСКАЛЕНКО И СТУДЕНТЫ ЗАЖИГАЮТ «СВЕЧУ ЗНАНИЙ» / ПЕРВЫЙ ДЕКАН МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВЛАДИМИР КАРАВАЕВ

Есть портреты жизни, воспринимающиеся словно легенда. В 1935 году девятнадцатилетний сельский юноша с Киевщины Василий Братусь стал студентом медицинского института в возвращенной Украине древней столице. Вскоре, спустя два года, в институте начали исчезать преподаватели и сокурсники, шел зловещий тридцать седьмой. Изъятий старались не замечать, и людоедская присказка «Лес рубят — щепки летят» звучала как норма жизни. Но «вырубка» обходилась слишком дорого, приближалась война. В 1939-м мужчин-четверокурсников, и в их числе Братуся, перевели для продолжения учебы в новом качестве будущих военных врачей в организованную в Куйбышеве Военно-медицинскую академию. Когда развернулась кровавая страда лета сорок первого, когорта этих молодых врачей составила решающий хирургический корпус госпиталей первой линии Красной Армии. Этими дорогами, прошел и Василий Дмитриевич, вступив в сражения войсковым хирургом высокой квалификации.

В послевоенные десятилетия он остался верным практической медицине и больным. Он разработал две большие хирургические темы — лечение термических ожогов и способы борьбы с желудочными кровотечениями — и продолжал оперировать, какие бы посты ни доводилось занимать: В.Братусь дважды назначался министром здравоохранения УССР и семь лет был ректором родного института. Он и сейчас профессор кафедры факультетской хирургии № 2 Национального медицинского университета. И вот совсем недавно ректор медицинского университета, член-корреспондент АМН Украины Виталий Федорович Москаленко под аплодисменты тысячной аудитории вручил старейшему педагогу именные часы с эмблемой университета — в знак признания его высокого рейтинга в вузе. Так во впервые проведенный День университета был открыт счет собственным университетским персональным наградам.

Ретроспектива создания медицинского факультета в Киеве простирается в сентябрь 1841 года, когда в частном доме по Лютеранской улице 22 первых студента собрались на первую лекцию. У кормила факультета стояли великий просветитель и ученый, светоч медицины Николай Иванович Пирогов и первый декан учрежденного императорским указом нового очага высшего медицинского образования Владимир Афанасьевич Караваев. Караваев был столь искусным хирургом, что выдающийся преобразователь этой отрасли Пирогов приходил к нему на операции «полюбоваться филигранным мастерством». Профессор Караваев оперировал во многих сферах, особенно виртуозно удалял катаракту. В большинстве случаев бесплатно, в открытой им амбулатории на Подоле, куда к нему стекались слепцы со всех концов России. Не случайно возникла поговорка — «В Лавре Богу помолиться, Караваю поклониться».

Долгое время факультет имел лишь одно собственное учебное здание — построенный Викентием Беретти в 1853 году Анатомический театр, признанный лучшим в Европе. Занятия здесь, на нынешней улице Богдана Хмельницкого, шли более века, и лишь в наши дни в исторических анфиладах, описанных и в «Белой гвардии» Михаила Булгакова, разместился Национальный музей медицины. Очевидно, как раз в этих стенах талантливейший исследователь Владимир Бец, разработав тончайшие приемы микроанатомии, приступил к изучению тайн мозга, открыв гигантские пирамидные клетки — своеобразные нейроны интеллекта. На самом деле эти клетки имеют микроскопические размеры… В 1873 г. на Всемирной выставке в Вене профессор Бец был отмечен Золотой медалью за коллекцию гистологических препаратов. Киевскому ученому предложили за нее семь тысяч австрийских гульденов, но Владимир Алексеевич от состояния отказался и безвозмездно передал коллекцию альма матер. Ее и сейчас можно увидеть в музее В.А. Беца на кафедре нормальной анатомии.

Вообще-то летопись факультета, ставшего в 1921 году Киевским медицинским институтом, а в 1995-м — Национальным медицинским университетом, вмещает и героические и горестные страницы. Здесь в 1883 году на кафедре профессора В. Подвысоцкого студент Даниил Заболотный, будущий Президент АН Украины, вместе с молодым врачом Иваном Савченко, в течение нескольких недель проглатывая порции противохолерной вакцины, бесстрашно выпили затем разведенную культуру холерного вибриона, доказав на себе в смертельно опасном опыте возможность предотвращения холеры. Животные, которым была введена эта культура, погибли…

А какие личности украшают эту летопись! Однажды профессор-терапевт В. Чирков установил у больной диагноз: абсцесс легкого с прорывом в бронхи. Требовалось активное вмешательство. Профессор-хирург Ф. Борнгаупт, по просьбе В. Чиркова, сделал прокол, но гнойного содержимого не получил. Не дала результата и повторная пункция. Лишь после рассечения массивных плевральных спаек абсцесс был обнаружен и удален, а наградой В. Чиркову за его настойчивость и диагностическое искусство, еще до изобретения рентгеновского метода, стало полное излечение казавшейся безнадежной больной.

На факультете с 1872 года в течение шести лет заведовал кафедрой хирургии Сергей Петрович Коломнин, занявший ее в тридцатилетнем возрасте. Притяжение его было поразительно. После первых лекций Коломнина на них сходились на только медики всех курсов, но даже студенты других факультетов, так велика была его слава. Он одним из первых в период русско-турецкой войны применил в боевых условиях антисептическую повязку и переливание дефибринированной крови. В 1886 году в Петербурге рыцарь медицины покончил с собой, не перенеся смерти больной после неудачного исхода операции…

Его предшественником на этой кафедре был Николай Васильевич Склифосовкий, также герой-хирург нескольких войн. Кстати, когда в 1884 году, пишет историк медицины Гелий Аронов, Склифосовкий, прибыв на празднование 50-летия университета Св. Владимира, закончил свою речь эмоциональным восклицанием по-украински: «О, Києве, ти світоч України!», министр просвещения императорской России граф И. Делянов счел нужным сделать знаменитому врачу замечание «за сепаратистские выходки».

Юбилей проходил в неспокойной обстановке, пропуска на торжества были выданы только «благонадежным студентам». Но беспорядки лишь усилились, и из университета был исключен 141 человек, из них 102 являлись медиками. Это было, в сущности, предгрозье дальнейших студенческих волнений. В 1907 году, чтобы предотвратить бунты, университет, в том числе и медицинский факультет, был закрыт, а все студенты уволены. Те, кого милостиво принимали обратно, подписывали заранее отпечатанное обязательство покаянного содержания: «Ручаемся нашим честным словом, что впредь будем строго соблюдать все правила учебного порядка в Университете и требования нашего начальства»…

А потом грянули новые битвы. На русско-японскую войну в качестве хирурга уехал выпускник 1903 года Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, в будущем архиепископ и узник советских тюрем и ссылок. В годы Первой мировой войны на фронте находились профессора-хирурги Николай Маркианович Волкович и Алексей Петрович Крымов. Госпитали Красного Креста в Киеве возглавляли хирург и бактериолог, борец с дифтерией и другими инфекциями Александр Дмитриевич Павловский и Михаил Михайлович Дитерихс, создатель знаменитой ортопедической шины.

Начались смуты революции. В 1919-м прямо на пороге клиники на нынешнем бульваре Шевченко был убит при разрыве снаряда Георгий Георгиевич Брюно, талантливый акушер- гинеколог, один из организаторов онкологической помощи женщинам, помимо медицинского факультета бесплатно работавший в нескольких больницах. От голода, в неотапливаемой богадельне для бедных, в декабре 1920 года умер гений отечественной и мировой терапии Василий Парменович Образцов. Оказался в эмиграции Александр Павловский, и имя его не упоминалось десятилетиями.

1930 год. Накануне инспирированного ГПУ процесса «Спілки визволення України» в Харькове (хотя на самом деле такой организации не существовало) Сталин шифровкой указывает руководителям УССР: «Мы здесь думаем, что на суде надо развернуть не только повстанческие и террористические дела обвиняемых, но и медицинские фокусы». Были расстреляны, но не сразу, а к «20-летию Октября», находившиеся в числе «обвиняемых» организатор кафедры гигиены труда в Киевском медицинском институте Владимир Яковлевич Подгаецкий и заведующий кафедрой общей гигиены Владимир Васильевич Удовенко. Знаменитый гистолог Александр Григорьевич Черняховский был осужден на пять лет. Только он один оказался затем на свободе, но на кафедру звезду науки мирового уровня вновь не взяли. Его брат, крупнейший хирург Евгений Григорьевич Черняховский, заведующий кафедрой факультетской хирургии, впервые в Киеве ушивший рану сердца с благоприятным исходом, первый директор Киевского медицинского института, также подвергся преследованиям и был лишен должности.

В 1991 году в столичном дворце «Украина» был отпразднован 150-летний юбилей Киевского медицинского института, а в 2001-м отмечено 160-летие этой славной высшей медицинской школы.

— За последнее время в университете произошли значительные перемены, — говорит Виталий Федорович Москаленко. — Например, начало работать англоязычное отделение, наш «маленький Гарвард». Все выглядело в виде введения специальной интенсивной программы подготовки работников ряда кафедр для осуществления преподавания основных предметов на английском языке. Кафедра иностранных языков и ректорат приложили тут большие усилия, и план выполнен — первые студенты-иностранцы зачислены на новое отделение. Ведется работа над проектированием и вскоре начнется строительство нового многоэтажного учебно-лабораторного корпуса. Начата модернизация общежитий, а это — целый городок, ведь в университете около восьми тысяч студентов. Кафедры и клиники работают с большой нагрузкой и, конечно же, наша мечта — обзавестись, наконец, автономными, самостоятельными университетскими клиниками или, по крайней мере, возвратить некоторые из них. Первый шаг сделан — стоматологическая поликлиника, где размещен и стоматологический факультет, вновь стала университетским подразделением, — рассказывает ректор.

В небольшом парке по проспекту Победы, где расположены основные учебные корпуса медицинского университета, высится памятник погибшему на фронте Неизвестному врачу, в котором угадываются черты профессора Буйко. Мне показалось, что доблестный спаситель и защитник жизней с вечного пьедестала улыбался младому поколению, напутствуя его. Что ни говорите, это очень важно в студенческие годы — увидеть и осознать себя личностью.

Юрий ВИЛЕНСКИЙ. Фото предоставлено автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ