Сегодня в Закарпатской области проживает 14 тысяч цыган: так называем их мы, они же называют себя ромами и ожидают такого обращения от окружающих. Кстати, по сравнению с переписью 1989-го, их в регионе стало на две тысячи больше. Современный ром активно отстаивает свои права и интересы через 15 национально-культурных обществ, действующих в области, а также на страницах газеты «Романе Яг», которая издается в Ужгороде и имеет всеукраинский статус.
Значительное число закарпатских ромов живут в 120 таборах на околицах населенных пунктов области. Только в Перечинском районе — шесть ромских лагерей. Во время недавней переписи здесь произошло что-то абсурдное — ромами назвали себя всего восемь человек. Хотя областной отдел образования сообщил о 449 учениках-ромах на Перечинщине.
В одном из таборов на околице села Порошкова того же Перечинского района издавна вместе живут цыгане и валахи. Валахи давно выясняют, откуда они ведут свой род: от румын или цыган. Семьи у цыган и валахов одинаково многодетные. С давних времен жители этого табора изготавливали различные деревянные изделия для овцеводов. Теперь это ремесло забыто. Но мастер Василий Балог прикладывает максимум усилий, чтобы его возродить. В его доме есть небольшой столярный цех. Вместе с уже женатыми сыновьями он делает окна, двери для новых домов. Василий Балог оформляет здание ромского культурного центра, где люди собираются для пения, танцев, общения, решения разных проблем. Мастер уверен, что предприниматели только бы выиграли, если бы вложили средства в несколько столярных цехов или пилорам и обеспечили их бесперебойной поставкой древесины.
Кстати, всего 12 молодых людей из порошковского табора имеют работу в районном центре Перечине. Большинство сидят без работы. Во времена бывшего Союза семьями ездили на сезонные работы в Казахстан. Теперь не ездят на заработки даже на юг или восток Украины, их там не один раз обманывали — не рассчитались.
Жители табора живут скромно, в домах чистота и порядок, дети ухоженные. Все шесть лагерей Перечинщины находятся под постоянным надзором руководителя районной организации культурно-просветительской организации «Романе Яг», депутата районного совета Игната Тирпака. Он добился того, чтобы цыганам выделили хотя бы небольшие участки земли.
В таборе, расположенном в селе Заричеве живет Иван Горват, давно надеясь открыть кузницу. Даже на деньги какого-нибудь предпринимателя. Он здесь единственный музыкант: играет на аккордеоне. До недавнего времени в общине любили веселиться. Теперь большинство, приняв евангельскую веру, ведет степенный образ жизни. Сходятся в какой-нибудь дом, молятся, проводят собрания. Иван Горват теперь аккомпанирует богомольным песням.
Сегодня в Закарпатье учатся почти 5 тысяч детей-ромов. Но только треть регулярно посещает школу. По области только 15 процентов ромов имеют среднее образование. Депутат райсовета Игнат Тирпак вместе с председателем Перечинской райгосадминистрации Петром Грициком, и сельской властью взялись за открытие в таборе Порошкова воскресной школы. Несколько сотен мальчиков и девочек вообще не ходят в общеобразовательную школу. Родители говорят: не во что одеть. Чиновники приводят свои причины: ромские матери берут детей с собой попрошайничать, а когда их хотят забрать в интернат, матери просто костьми ложатся — боятся лишиться выплат на детей.
Сегодня в Закарпатье действует областная программа «Ромское население», рассчитанная до 2006 года. Целевых средств на нее нет, поэтому каждый район, город выискивает их из своих резервов. 20 ромских детей учатся в вузах Ужгорода. За последний год более полмиллиона гривен израсходовано на ремонт школ, в которых учатся цыгане. Для них открыта начальная школа в поселке Вышковое, филиал школы в селе Домбок, отдельный класс в райцентре Межгорье.
При содействии Карпатского фонда, Конгресса ромов Закарпатья и центра культур национальных меньшинств в ближайшее время в шести цыганских таборах Ужгородского района начнут действовать органы самоуправления — уличные комитеты, общины. По словам директора центра культур Иосифа Соломона, они возьмут на себя некоторые функции обеспечения жизнедеятельности ромского населения, а именно вопрос образования, культуры, санитарно-бытовых условий. Комитеты будут иметь печати и соответствующие средства. Группа экспертов изучила социально-демографическую ситуацию в этих шести таборах — в Чопе, Среднем, Великой Доброне, Ративцах, Русских Комаривцах и Концове. В общей сложности здесь проживают 2206 человек. 65 процентов семей (342 семьи) являются многодетными, 43,5 процента живут без одного из родителей. Подавляющее большинство (76,8 процентов) состоят в незарегистрированном браке. Почти все ромы трудоспособного возраста безработные. Для многих из них источником доходов являются сезонные работы и попрошайничество. По данным Ужгородского районного отдела труда и социальной защиты, формально ни одна семья из шести ромских поселений не имеет права на субсидии. 90 ромских семей не имеют своих домов, более 300 — приусадебных участков и только 36 семей получили земельные паи. На все 526 семьи приходится 18 автомобилей, 13 мотоциклов, 88 коней, 35 стиральных машин, 170 телевизоров, 11 обычных телефонов и 72 мобильных. Пять поселений представлены в сельсоветах депутатами. Кстати, некоторые председатели сел выступили против создания органов самоуправления в ромских таборах. Без восторга встретили это нововведение и цыганские бароны, которым традиция велит принимать решения, не опираясь на мнение общины.
Несмотря на это, до конца мая в шести таборах должны организационно закрепить учреждение органов самоуправления. Этот опыт будет распространен на все ромские общины Закарпатья. Возможно, нововведение заинтересует и соседнюю Словакию, где в последнее время ромские проблемы привели к актам неповиновения цыган и ограблению ими магазинов.