Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Ласкаво просимо! Эк склюзивний Second hand»

15 февраля, 2002 - 00:00

Эта внешне комичная реклама в витрине одного из магазинов (орфография оригинала) наводит на грустные мысли. И дело не только в языковой эклектике, отображающей отношение государства к своему языку. Народ, способный создавать исключительно талантливые вещи, вынужден покупать заграничный подержанный товар по подходящей цене. В качестве утешительного приза покупатель получает заверение в эксклюзивности сложившейся ситуации.

Экономика и политика, как известно, тесно взаимосвязаны. Покупаясь на предвыборный «эксклюзивный Second hand» политических болтунов, претендующих на статус народного депутата, избиратели обречены сохранить свое незавидное положение потребителей второсортного товара.

Каждую субботу в каждый почтовый ящик Донецкой области точно в срок и бесплатно доставляется газета, выходящая фантастическим тиражом в 1 648 884 экземпляра. Что это? Апофеоз свободы слова, бум благотворительности или звездное время региональной прессы? Все намного проще. Предвыборное «промывание мозгов». А какое же «промывание» без «жевания» «самой актуальной» темы о статусе русского языка? Без этого животрепещущего ритуала представить себе процесс «естественного отбора» в народные избранники просто невозможно. Вот и на страницах благотворительного издания завязалась дискуссия: «Язык мой родной...» В двух словах эту акцию можно назвать «скупой благотворительностью». Она возможна, когда меценаты преследуют свои политические интересы. В более чем полуторамиллионном тираже газеты нет ни одного экземпляра на украинском языке. В лучших традициях брежневских времен опубликовано только одно мнение — «за» официальный статус русского языка, причем не только в границах донецкого «кантона», но и во всей Украине. Других точек зрения быть не может, потому что не может быть.

«ДВУЯЗЫЧИЕ» ИЛИ «ДВУЛИЧИЕ»

Автор статьи «Каким быть статусу русского языка», директор по персоналу комбината «Азовсталь» Александр Колониари, не поставил знака вопроса в названии дискуссионного материала. Зачем? И так все ясно. Не совсем, правда, ясно, почему директора по персоналу больше всего волнует статус языка, а не, например, уменьшение зарплаты персонала. Или почему у многих возникают сомнения в справедливости проведенной приватизации. Наверное, для флера определенной оппозиционности районный лидер пропрезидентской партии избрал своим оппонентом... Президента Украины. «Удивляет, честно говоря, позиция нынешнего Президента Украины, — пишет А. Колониари и подкрепляет свое изумление ссылкой на Декларацию прав человека, в частности: — за каждым человеком сохраняется право выбора, на каком языке ему разговаривать...» («Программа плюс», 17 января 2002 г.). А кто запрещает? Я слышала, как работники «Азовстали» разговаривали с Президентом Украины Л. Кучмой на русском языке, и он их прекрасно понимал. Один рабочий сказал, что он получает всего 200 гривен, а Леонид Данилович отметил, что у В. Бойко (ОАО «ММК им. Ильича») средняя зарплата составляет 750 гривен. Помню, как неприятно удивило меня замечание, сделанное Президенту Украины: «По-русски вы лучше говорите, чем по-украински!» Нет, сделанное не простыми людьми, они как раз высказывали наболевшее эмоционально, но тактично и о языках не вспоминали. Замечание прозвучало с другой стороны, откуда ранее прозвучало: «Кто его (рабочего с зарплатой в 200 гривен) сюда пропустил?!»

Неприятное впечатление на меня произвел и эпизод, о котором рассказал гражданин Н., получивший по почте новогоднее поздравление от А. Колониари с таким адресом на конверте: «ул. Киевская... г. Мариуполь, Донецкая область, РОССИЯ» (?!!) По словами Н., он расценил это как политическую провокацию и отправил конверт председателю общества «Просвіта» П. Мовчану. Такие «случайности», на мой взгляд, являются элементами хорошо продуманной «черной» технологии. А. Колониари считает, что Донецкая область — это «место компактного проживания русскоязычного населения». При этом А. Колониари не вспоминает о месте компактного проживания греков и не печется о статусе их языка, как и о языке других национальных меньшинств Украины, проживающих в Донецкой области... Все они, по мнению автора статьи, являются «русскоязычным населением», «своеобразным конгломератом самых различных наций и национальностей». Мне лично этот «конгломерат» чем-то напоминает подзабытую «новую историческую общность людей — советский народ». А. Колониари считает, что лучшая языковая ситуация, которая может служить примером для Украины, — в Беларуси, где «...наряду с белорусским статус государственного давно уже получил русский язык. Оба языка имеют равные права» (возможно, в Донецкой области они еще более равные?). По мнению А. Колониари, у нас «...обязательно должно быть официально введено двуязычие». Зачем же ожидать официальной церемонии? Разве нельзя уже сегодня вывесить на двери рабочего кабинета рядом с русскоязычной табличкой аналогичную на государственном языке?

РАЗГОВОРЫ О ЯЗЫКЕ

Как ни назови политтехнологии, эксплуатирующие языковые проблемы, «черными», «серыми» или «белыми», — все они по своей сути грязные.

Сколько бы ни мыл руки персонаж, похожий на Виктора Ющенко («Большие бега», телеканал «1+1»), реакция на имиджевую деятельность его прототипа: «панукраинизм», реформа языка, снисходительность к экстремизму, прозападность, — не заставила себя долго ждать. На политической арене Украины появилась партия этнически «голубой крови» — «Русское движение». Политика Виктора Андреевича часто напоминает тайную бухгалтерию, когда после сложения сразу происходит деление. «Объединенная» В.Ющенко Украина поделилась им на «нашу» и «не нашу», на говорящую на украинском и русским языках. В то же время разница между левыми и национал- демократами по ряду позиций становится все более призрачной. Показушный «панукраинизм» Ющенко и национальная идея — явления разного порядка. Объединение под знаменами высокого рейтинга быстротечно, как и сам рейтинг. Но не может пройти бесследно отступление, пусть, как кому- то кажется, временное, от национал-демократической идеи. Неужели главное состоит в том, чтобы девятый вал рейтинга вознес «национального мессию» к высотам президентского трона, а там... а что там? Разговоры о государственном языке, как оказалось, не имеют ничего общего с реальным, кропотливым трудом, во имя которого истинные подвижники национальной идеи не обращают внимания на дни рождения. Имея поддержку парламентского большинства, не решить проблем украинской книги и украиноязычных периодических изданий — это еще надо уметь. Плывущий по ющенковской системе координат: «рынок сам все расставит по своим местам» — да не утонет! Как это ни парадоксально звучит, но, по моему мнению, В. Ющенко, будучи премьер- министром, выполнял программу П. Симоненко по фактическому укреплению статуса русского языка за счет украинского во всех сферах деятельности. Разного рода украинофобам остается теперь только решительно требовать законодательного закрепления этого статуса как государственного или официального языка. Что они и делают, не жалея своих голосовых связок и барабанных перепонок избирателей.

«ПРАВОЗАЩИТНАЯ» ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Иная разновидность «белых» политтехнологий, так называемая «правозащитная», — когда партии обещают избирателям законодательно защищать права национальных меньшинств на развитие своих языков, акцентируя особое внимание на «бедах» русскоязычного населения. (По большому счету, многим добытчикам депутатских мандатов «до лампочки» все языки, в том числе и свой любимый, поскольку статьи в газеты за них пишут журналисты. Складывается впечатление, что «авторы» эти статьи даже не читают.) Всплеск «правозащитной» активности вызван порой бездеятельностью предыдущего правительства, ослабившей статус украинского языка. Большие предвыборные бега любят сильных, поэтому одни цепляются за высокий рейтинг В.Ющенко, другие — за твердые позиции русского языка. К тому же всегда проще попытаться сбыть электорату заплесневелые байки об «ужасах украинизации», чем будоражить умы высокими материями о гражданской ответственности и национальной сознательности. А если говорить о правах национальных меньшинств, то разве они не защищены Конституцией Украины и законом о языках? И насколько реальны предвыборные обещания политиков о государственных программах поддержки языков национальных меньшинств в ситуации, когда государство не в состоянии поддерживать государственный язык? И как бы красиво ни рассказывали нам с экрана телевизора о европейской «Хартии о языках», ни в одной стране Европы государственный язык не находится в таком жалком положении, как в Украине. И при этом далеко не все демократические государства следуют Хартии, заботясь в первую очередь о своем государственном языке.

А ссылки на высказывание Президента Украины о статусе языков, используемые некоторыми политиками в предвыборной борьбе, — некорректны. Леонид Кучма никогда не выступал за популистское решение проблем во время избирательных кампаний. Уважаемым политикам следовало бы объявить мораторий на использование языковых вопросов в собственных интересах, особенно во время Больших гонок.

Галина АЛЕКСАНДРОВА, Мариуполь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ