Жилье с окнами на колокольню Киево-Печерской лавры — уже не мечта, а реальность. Буквально через дорогу от памятника ЮНЕСКО, на улице Лаврской, 16, планируется строительство жилищного комплекса «Лавра». Это территория бывшей обувной фабрики «Киев». На ее месте могут появиться дома высотой от восьми до 11 этажей, это около 40 метров, тогда как допустимая высота для исторической зоны Киева — 25 метров.
О недопустимости такого соседства должны были бы заявлять в первую очередь Министерство культуры и Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник. Однако там молчат. «День» в запросе уточнил в Министерства культуры, готовит ли ведомство официальное заявление касательно информации о застройке буферной зоны Киево-Печерской лавры и будет ли сообщать об этом в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО. Ответ ожидаем.
Общественность опасается, что Национальный заповедник «София Киевская» и Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, которые стоят в списке памятников ЮНЕСКО под одним номером, все-таки попадут в так называемый черный список, то есть станут претендентами на исключение из реестра. Эксперты волнуются не только о реакции Комитета, но и о том, что Киев бесповоротно теряет историческое лицо. Появление высотки напротив лаврской колокольни станет еще одним уродливым мазком по нему.
«ТАК ПОРАБОТАЛ ЗАКАЗЧИК»
Элитный жилищный комплекс «Лавра» пока существует на бумагах. Но его развиртуализации ничего не мешает. По плану зонирования Киева и проектам подробных планов территорий, которые в прошлом году с большими скандалами разрабатывала Киеврада, территория фабрики «Киев» является зоной жилищной многоэтажной застройки. Хотя по Генеральному плану-2020, по которому до сих пор живет столица, это место является промышленной зоной. А это совсем иное целевое назначение, нагрузка на существующую инфраструктуру, да и другое функциональное соседство с лаврой.
Проект подробного плана территории для Печерска еще не утвержден городской радой. Однако, как выяснили СМИ, в протоколе заседания градостроительного совета говорится, что депутаты поддержали идею «функционального изменения территории бывших промышленных предприятий и размещения на ней жилищно-общественной застройки». Речь идет о территории бывшей обувной фабрики «Киев».
«Так поработал заказчик, — комментирует изменение целевого назначения земель Николай ПАРХОМЕНКО, член Украинского общества охраны памятников истории и культуры (УООПИК) на общественных началах. — Строить там можно и нужно, но дозировано, не более чем в пять этажей. То есть разрешается малоэтажное строительство, которое не будет мешать памятнику ЮНЕСКО. Но задекларировать можно меньше, а затем, как на улице Гончара, 17—23 возле Софии Киевской, построить больше, чем предусмотрено в проекте. По всему городу так делается: сначала инвесторы отхватывают земельный участок, показывают власти приемлемый проект, а затем в процессе строительства его меняют».
ХИТРОЕ ОБОСНОВАНИЕ
По мнению памятниковеда, вместо жилищного комплекса возле Лавры были бы уместны парк, сквер или объект социального значения. Но ни городу, ни застройщику от этого никакой выгоды, ведь продажа квартир, да еще рядом со святыней — это хорошая прибыль. Эксперт окрестил это место новыми «Печерскими Липками». Для этого есть все основания, так как подробный план территории для Печерска предусматривает жилищную застройку на других земельных участках возле лавры. Так, на улице Лейпцигской, 13 холдинговая компания «Київміськбуд» уже строит жилые дома элит-класса с каскадной этажностью от семи до 17 этажей. На улице Лаврская, 6 планируется гостинично-офисный центр с подземным паркингом. Закон якобы запрещает появление таких объектов в буферной зоне памятника ЮНЕСКО, но есть одна хитрость, на которую идут инвесторы, чтобы это обойти.
«Если закон и генплан города не позволяют строить в данном месте, застройщики заказывают другой документ — историко-градостроительное обоснование (научно-проектная документация, которая определяет, можно ли строить и реконструировать объекты и сооружения в пределах определенного исторического ареала и предельные параметры таких объектов. — Авт.). Это документ, который придумали чиновники времен Виктора Януковича. Если он проходит согласование в Министерстве культуры, а как правило Минкульт его одобряет, тогда, даже несмотря на запрет закона и ЮНЕСКО, инвестор имеет на руках документ, который позволяет ему строить что угодно», — объясняет Николай Пархоменко.
ПОЧЕМУ МОЛЧИТ ЗАПОВЕДНИК?
Так же, как Минкульт, играет в молчанку Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник. Главный архитектор заповедника Яков ДИХТЯР объяснил «Дню», что пока застройщик не подал на утверждение министерства историко-градостроительное обоснование своего объекта и его проект, заповедник не может ничего сделать.
«Информации о согласовании проекта или историко-градостроительного обоснования еще нет: Минкульт их не получал, на днях мы спрашивали об этом у ведомства, — добавляет Яков Дихтяр. — Заповедник ознакомиться с настоящими документами не уполномочен. Единственное, что мы можем сделать, если они появятся, — обращаться в Министерство культуры, чтобы не спешили их согласовывать, а информировали в первую очередь ЮНЕСКО о намерениях касательно такого строительства».
По мнению Николая Пархоменко, заповедник должен был бы давно бить в набат, призывать общественность к защите святыни и рассказать о ситуации ЮНЕСКО. Кстати, Комитет всемирного наследия планировал свой визит в Киево-Печерский заповедник еще прошлой осенью, чтобы проверить, как заботятся о памятнике. Определенные нарушения эксперты УООПИК зафиксировали почти год назад (об этом «День» писал в материале «Как защитить Лавру от... церкви?» в №62—63 за 8—9 апреля 2016 года). Впоследствии визит отложили до весны.
P. S. Когда верстался номер, «День» получил от Министерства культуры ответ на запрос. Нас пригласили принять участие в брифинге относительно отчета о состоянии сохранности объекта всемирного наследия «Киев: Собор Святой Софии и прилегающие монастырские сооружения, Киево-Печерская лавра (Украина)» и выполнения рекомендаций 40-й сессии ЮНЕСКО. В Минкульте обещают, что на брифинге мы сможем узнать ответы на свои вопросы. Событие состоится 3 февраля. «День» следит за развитием ситуации.