Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Лечение» отторжением

Херсонский частный Музей тоталитаризма остается единственным в Украине
27 июля, 2012 - 11:47
НЕПОДГОТОВЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ЭКСПОЗИЦИЯ ШОКИРУЕТ. НО ОНА И НАПРАВЛЕНА НА ТО, ЧТОБЫ ВЫЗВАТЬ ИМЕННО ЧУВСТВО ОТТОРЖЕНИЯ ОТ АБСУРДА И НЕЧЕЛОВЕЧНОСТИ ТОТАЛИТАРНОГО ПРОШЛОГО / ФОТО ИЗ АРХИВА ЦМИ «ТОТЕМ»

Нет ничего более странного и символичного, чем появление Музея тоталитаризма в Херсоне. Как уверяют специалисты, этот южный город, созданный по воле самой тоталитарной императрицы в истории Российской империи, — лучший символ абсолютного диктаторского режима как такового. А уж месторасположения музея так и вовсе кричит о вечной диктатуре.

Практически на окраине города некогда существовала Сухарка — поселение, где во время Крымской войны сушили сухари для российской армии. Самую крайнюю улицу Сухарки в 50-е годы прошлого века переименовали в улицу Энгельса. В доме №59 и живет Виталий Трибушный, более известный жителям Херсона как доктор Витал.

Это — личность неоднозначная и неординарная. В нем накопилось так много протестного «не», что даже не видя его, вдруг начинаешь понимать, зачем он собрал такую коллекцию и почему с удовольствием проводит экскурсии по своей тоталитарной «обители».

В три года Виталий сильно повредил позвоночник и до 11 лет не ходил. Большую часть своего детства провел в гипсе, в больнице. Но с этим не смирился, все-таки поднялся и вполне успешно окончил среднюю школу. А вот с поступлением в институт несколько задержался. Дело в том, что в конце 1960-х ему попалась в руки статья Генриха Боровика об американском течении хиппи. Юноша, росший и воспитывающийся в условиях жесточайших ограничений не только физических, но и моральных, понял: он нашел свой путь. С тех пор у него начались проблемы с правоохранительными органами. Виталия постоянно останавливали милицейские патрули, дружинники, вызывали для долгих и утомительных бесед в «Контору глубокого бурения» (именно так считалось высшим шиком называть КГБ). Причина была проста и малопонятна для нынешней молодежи — внешний вид, не соответствующий требованиям коммунистической морали: с длинными волосами, в «буржуазных» джинсах и босой. Естественно, что такого эпатажа будущему строителю коммунизма простить не могли. В первое время доставалось ему преизрядно: борцы за «светлое будущее» колотили молодого бунтаря, сломали ему ребра, нос, хрящи гортани. Пришлось постоянно носить с собой Конституцию СССР, чтобы доказывать свое право ходить так, как ему нравится и удобно.

Собственно, внешний вид и был одной из главных причин его регулярных провалов на вступительных экзаменах в Симферопольский медицинский институт. Удалось поступить только с третьего раза. Даже получив диплом, Виталий не «угомонился»: все так же продолжал эпатировать «советский народ» своим внешним видом. В конце 1980-х годов он снова добавил хлопот сотрудникам КГБ. К тому времени он работал психиатром на призывном пункте одного из районных военкоматов. И в 1989 году заметил странную закономерность: ему все чаще для освидетельствования стали присылать условно осужденных. Это насторожило психиатра, ведь к службе в рядах советской армии не допускали осужденных даже с условными сроками. В крайнем случае их отправляли в стройбат, и то если намечалась какая-то «стройка века» типа БАМа или очередной сибирской ГЭС. Но была перестройка, и ни о каких стройках речь не шла. Что это значит? Возможная угроза военного переворота? Сделав столь неутешительные выводы, Виталий принялся писать письма в Верховный Совет СССР, в Кремль. С ним снова проводили воспитательные беседы «там, где надо». В конечном итоге ему все это надоело, да еще и Союз развалился. Отправился Витал в Индию и Тибет постигать мудрость веков.

Вернувшись из дальних стран, Виталий Трибушный стал доктором Виталом. Принимает граждан, желающих поправить свое здоровье при помощи хатха-йоги. Он практикует уже более десяти лет. Учитель Кендра (Индия) высоко оценил мастерство своего ученика.

Глядя на доктора Витала, и не скажешь, что когда-то этот человек был прикован к больничной койке. Теперь практически ежегодно он отправляется на Джарылгач, остров в Черном море, где вместе с такими же энтузиастами преодолевает 110 километров спортивной ходьбой. Что интересно: у доктора Витала всегда один и тот же результат — 16 часов на прохождение этого расстояния. И всегда — победитель.

Победа — тоже составляющая его натуры. Он победил болезнь, победил режим и победил несвободу. Музей тоталитаризма именно об этом.

СВОЮ ФУНКЦИЮ МУЗЕЙ ВЫПОЛНЯЕТ ИСПРАВНО

Рассказывать о таком музее — дело мало благодарное. Это надо видеть своими глазами и слышать экскурсию самого Витала. Все экспонаты размещены во дворе частного дома и в небольшой пристройке. Пока. Сейчас Витал занят строительством нового помещения для своей постоянно растущей коллекции. Раньше было всего 150 экспонатов. Но с каждым годом их становится все больше. К слову, собирать экспозицию энтузиаст начал еще в 1980-х годах, но как музей она получила оформление ориентировочно в 2000-м. Среди знакомых и посетителей считается хорошим тоном принести в подарок что-нибудь для музея: плакат советских времен, старые вещи той эпохи. Особенно ценятся бюсты и оригинальные изображения вождей мирового пролетариата. Есть в коллекции плакаты еще 1930-х годов.

Вся экспозиция выглядит для неподготовленного человека шокирующее — ленинские бюсты выкрашены в черный цвет, плакаты и портреты — в черных рамках, все атрибуты ушедшей эпохи в таком же траурном обрамлении на багровом фоне. Но самое примечательное — все, что выставлено на всеобщее обозрение, снабжено цитатами из статей классиков марксизма-ленинизма и выдержками из их выступлений на съездах, пленумах и митингах.

Такое сочетание визуального и вербального не может не потрясать. Витал считает, что нужно критически относиться к коммунистической истории, и охотно рассказывает о собственном опыте общения с советским КГБ. Он любит приводить в свой импровизированный музей гостей, особенно тех, кто поддерживает коммунистическую идею и по сей день. Он рассказал, как его дочка привезла к нему в музей своего друга из Италии — молодого итальянского коммуниста. После посещения музея и дискуссии тот вернулся в Италию и вышел из партии...

За все годы существования Музея тоталитаризма еще никто из посетителей не обиделся на такую трактовку истории. Наверное, все-таки свою функцию по «вправлению мозга» он выполняет исправно.

Лариса ВАСИЛЬЕВА, Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ