На прошлой наделе Кабинет Министров Украины внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект, который предлагает отменить уголовное наказание за занятие проституцией и, напротив, ужесточить — за вовлечение в проституцию, то есть за сутенерство, сводничество и прочие «подсобные» работы. Идея эта вызвала одобрение не только у специалистов-правозащитников, но и у милиции. К тому же снова подняли головы сторонники легализации проституции, ведь отмена уголовной ответственности — первый шаг к созданию секс-индустриального «рая» наподобие шведского.
Итак, подробнее об изменениях. Им подвергнуться 149 и 303 статьи УК: «Торговля людьми или другое незаконное соглашение относительно передачи человека» и «Проституция или принуждение к занятию проституцией». В статье 149 предлагается преследовать в уголовном порядке вербовку, перевозку или сокрытие человека с целью его дальнейшей продажи или совершения против него любого другого незаконного действия или эксплуатации. А также покупку или получение человека с целью его дальнейшей эксплуатации, содеянное путем насилия или угрозы его применения, обмана или злоупотребления доверием.
Кабинет Министров также предлагает изменить название статьи 303 Уголовного кодекса на «Вовлечение в занятие проституцией» и, как уже сообщалось выше, исключить из этой статьи положения первой части, предусматривающие уголовную ответственность за систематическое занятие проституцией. Напомним, на данный момент это деяние карается штрафом. От 50 до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан должны платить застуканные за работой «девочки». Как вариант — 120 часов общественных работ. «Сколько я себя помню милиционером, а я уже двадцать лет в милиции, уголовной ответственности за занятие проституцией не было, и только 1 сентября 2001 года, со вступлением в действие нового Уголовного кодекса, она появилась, — рассказывает начальник департамента по борьбе с торговлей людьми МВД Михаил Андриенко. — Хотя какие санкции! Штрафы и общественная работа. Они и так заложены в Административном кодексе. Так вот, зачем заводить уголовное дело и вообще начинать весь этот длительный и сложный процесс, когда можно просто взять тот же штраф по другому кодексу? Посему в идеях Кабмина определенно есть смысл».
Есть смысл и в ужесточении наказания за сутенерство. Согласно законопроекту, вовлечение лица в занятие проституцией должно караться ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на этот срок. Вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетнего лица — лишением свободы на срок от 5 до 7 лет, создание, руководство или участие в организованной группе по предоставлению услуг лицами, втянутыми в проституцию (сутенерство), — лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без нее. Эти санкции значительно серьезнее принятых сегодня. Так, принуждение или вовлечение в занятие проституцией карается штрафом от 500 до 1000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, арестом на срок до 6 месяцев или лишением свободы на срок от 1 до 3 лет, вовлечение в проституцию несовершеннолетних — лишением свободы на срок от 3 до 5 лет, сутенерство — лишением свободы на срок от 5 до 7 лет. «Эти преступники, а я называю их преступниками, должны в полной мере отвечать за свои злодеяния», — убежден М. Андриенко.
Стоит признать, что благие намерения правительства «подогреты» необходимостью выполнять ратифицированную 4 февраля 2004 года конвенцию ООН «Против транснациональной организованной преступности». «Нам нужно привести наше законодательство в этой области в соответствие с законодательством европейским, чтобы создать единое правовое поле, в котором можно будет работать, — пояснил М. Андриенко. — А то у них такого закона нет, а у нас такого закона нет — полная неразбериха и невозможность действовать».
Отдельный разговор — легализация проституции. Этот неоднозначный вопрос сейчас очень активно обсуждается в соседней России, поскольку соответствующий законопроект уже лежит на рассмотрении у Государственной Думы. «Все то, что нельзя полностью запретить, должно быть введено в правовое поле», — заявляет главный российский защитник узаконивания секс-бизнеса, заместитель председателя Государственной Думы Владимир Жириновский. По его мнению, передает obozrevatel.com, проституция как вид теневого бизнеса наносит большой вред экономике, нравственности и морали общества. Ее легализация позволит обеспечить безопасность данного вида услуг и даст определенный экономический эффект. Также В.Жириновский предвидит удешевление секс-услуг, соответственно, их большую доступность, и снижение коррупции в правоохранительных органах. Практически все аргументы российского политика являются общепринятыми. Но на каждый аргумент найдется свой контраргумент.
В Украине главный «тормоз» сексуального прогресса на сегодня — общественная мораль. Широкие массы не готовы к такому событию, как легализация проституции. «Об этом пока не может быть и речи», — убежден Михаил Андриенко. В то же время согласно данным опроса Украинского института социологических исследований, количество сторонников и противников легализации проституции в Украине практически одинаково. Так, «за» высказались 38% участников опроса, «против» — 41%, затруднились ответить — 11% респондентов. Тем не менее слово «проститутка» остается ругательным и непременно связывается с аморальностью и нечистоплотностью.
Между тем удовольствие от своей работы получают всего 20% из 636 представительниц древнейшей профессии, опрошенных УИСИ в 12 городах Украины. При этом 73% из них выбрали эту работу, чтобы «не работать за копейки в какой-нибудь конторе», 61% надеется заработать денег и оставить это занятие, 27% сообщили, что работают в секс-бизнесе вынужденно. «Сливки» их труда все равно достаются сутенерам, в то время как сами девушки получают около 20% от заработанного. При этом большинство девушек все же работает с «сутенерами» или другими «менеджерами», ссылаясь на то, что так они чувствуют себя в большей безопасности.
Словом, обществу следовало бы скорее жалеть работниц коммерческого секса, чем осуждать их. Один повышенный риск заболевания СПИДом чего стоит. Между тем, согласно исследованию, девушки часто соглашаются на дополнительный риск — секс без презерватива, из-за очень жесткой конкуренции. Да, представьте себе, предложение секс-услуг значительно превышает спрос, и, чтобы выжить, приходиться «крутиться».
Ситуация усугубляется отсутствием жилья у многих девушек. Они вынуждены выходить на работу при любых обстоятельствах и в любом состоянии. В украинских городах работает 54% коренных, и 46% приезжих проституток. Из приезжих 6% вообще не имеют постоянного жилья, 10% живут в общежитиях, 35% — снимают квартиры.
Как рассказывает психолог Ирина Жданова, часто неприязнь людей к проституции связана с их собственными комплексами. «Со стороны кажется, что это простая работа, за которую платят очень много денег, — говорит И. Жданова, — часто женщины просто завидуют «ночным бабочкам», их раскрепощенности и коротким юбкам, но, конечно, не могут сами себе в этом признаться. Что же касается психологии самих проституток, то их мотивации и чувства очень разнообразны, одно можно сказать точно: их работа наносит такие душевные травмы, от которых сложно излечиться». Масла в огонь подливают семейные проблемы, которые свойственны практически всем работница секс-индустрии. Больше половины из них выросли в неполных семьях, и их отношения с родителями постоянно ухудшаются. Детей имеют только 34% опрошенных. При этом только 4% не хотят иметь детей, остальные по разным причинам не могут обзавестись потомством. Да и с мужьями у девушек легкого поведения не складывается. Только 6% на момент опроса находились в законном браке (и почти все они скрывают от мужей свой род деятельности), больше трети — в разводе, и больше половины — никогда не были замужем.
Сколько именно женщин в Украине занято проституцией — неизвестно. Статистики такой, понятное дело, нет, да и не может быть. Но, по словам социолога Ольги Балакиревой, координатора проекта «Секс-бизнес в Украине: попытка социального анализа», — таких женщин около 250 тысяч. Цифра впечатляет. Причем, если вычесть из нее 20% «получающих от работы удовольствие», получается, что целых 200 тысяч украинок занимается проституцией совсем не по призванию. Как с этим можно бороться? Создать для этих женщин альтернативные рабочие места, привлекательные и денежные. А пока хотя бы относиться к ним толерантнее.