Хотя визит Патриарха Кирилла в Украину еще не закончился, большинство этапов его уже позади, особенно крымский, на который Патриарх, как видно, возлагал большие надежды. Вполне очевидно, что визит задуман и осуществляется в такой же мере как пастырский («я еду молиться»), в какой и политический, поскольку встреч с политиками, преимущественно в регионах, у Патриарха Кирилла было ровно столько же, сколько и с паствой. А уж по количеству речей и проповедей, поучений и вразумлений визит можно вполне считать огромным «лекторским турне». Подчас казалось, что произнесение перед телекамерами разнообразных сентенций, в которых муссируются одни и те же далеко не бесспорные постулаты, и есть настоящая цель Патриарха...
В то же время после каждого нового «пастырского вразумления» оставалась известная недосказанность, чувство логической незавершенности, которое появилось еще накануне визита и продолжалось все его дни. Во-первых, и сегодня еще невозможно ответить на вопрос: в качестве кого к нам приехал Патриарх Московский Кирилл, а с другой стороны, в полной ли мере Патриарх Кирилл осознает, куда именно он приехал? Так, уже его ответы на вопросы журналистов накануне визита озадачили аналитиков. Патриарх Кирилл сказал, что будет говорить с Президентом Украины Виктором Ющенко «о том, что можно и нужно сделать для того, чтобы был мир в Украине и мир вокруг Украины». И это не оговорка и не ошибка. «Я думаю, что сегодня Украина нуждается в такой сильной молитве, в надежде на то, что Господь принесет мир в Украину, а также через этот мир сделает людей более счастливыми», — сказал Патриарх Кирилл журналистам по окончании церемонии открытия музея имени Алексия II на Валааме. Вольно или невольно создалось впечатление, что Патриарх считает Украину страной, в которой не только полыхает гражданская война, но и страной, ведущей как минимум несколько войн с соседями. Или, может быть, Патриарх считает, что воцарение мира в Чечне, Ингушетии, где погибали раньше и погибают сейчас не только мусульманские шахиды, но в большом числе и его христианская паства, или вывод российских войск из Южной Осетии и Абхазии, где с обеих сторон гибнут христиане, зависит от Президента Украины?
Примечательно, что в воскресенье в Севастополе Патриарх Кирилл предупредил: и не дай Бог, чтобы братья смотрели друг на друга через прицел. Его пастырское патриаршее пожелание и забота о благе российских и украинских моряков вполне понятна, но она вызывала бы у паствы большее доверие и понимание, если бы Патриарх год, а еще лучше полтора года назад, — перед августом 2008-го! — возвысил свой зычный голос против того, чтобы такие же братья-христиане перестали смотреть друг на друга через прицел на Кавказе, что, в отличие от Севастополя, было бы куда уместнее. Но что-то никто не может припомнить заявлений российского Патриарха в июле-августе прошлого года...
Мы не можем допустить, что Патриарх Кирилл не был искренним в своем желании укрепить мир «вокруг Украины», а это значит и в его стране России, и в Приднестровье, и во многих других горячих точках СНГ. Его голос, во всяком случае, звучал вполне искренне. Но тогда остается лишь высказать предположение о том, что, взывая о мире перед телекамерами в Украине, Патриарх Кирилл надеется, что каждое сказанное им слово с пониманием будет воспринято в Кремле, поскольку, видимо, в своей стране у Патриарха нет возможности открыто сказать все то, что он думает, и только поэтому ему пришлось воспользоваться свободой слова в Украине.
Нельзя же в самом деле предположить, что Патриарх не заметил, как в ходе визита он уже пересек российскую границу и пользуется гостеприимством другого государства и другого народа?
С другой стороны, хотя Патриарх Кирилл пользуется вполне заслуженной славой интеллектуала и книгочея, может же так случиться, что книга экс-президента Украины Леонида Кучмы «Украина — не Россия» так и не попалась ему на глаза? Но не могли же не лечь на стол столь преданного миротворца те многочисленные книги, вышедшие в его стране России в течение последнего года, в которых российские же авторы, православные христиане, в красках живописуют молниеносные военные операции российских войск всех родов на территории Украины? А вышло их большими тиражами не менее десятка! И Патриарх Кирилл не предал анафеме ни эти книги, ни этих авторов! И даже не высказал своего мнения о самой идее российской военной интервенции в Украину, столь широко — не только в СМИ, но и в книгах! — сейчас пропагандируемой в России. Хотя, если подумать, в этих книгах допускается страшная вещь — война между верующими одной и той же церкви, которая сегодня вручена Патриарху Кириллу! Где голос миротворца и миролюбца? И ведь не спроста же, как обнаружили социологи, большой процент россиян, воспитанных их телевидением, считает украинцев и Украину первейшими врагами. А почему молчит миротворческая и человеколюбивая проповедь российской церкви, почему мирится с явными проделками антихриста? Или, допустим крамольную мысль, Патриарх считает, что через прицел нельзя смотреть только тем братьям, которые находятся по нашу сторону границы, а тем, которые по ту, российскую, — можно? Иначе Патриарх должен был бы говорить об этом не столько в гостях, сколько дома, и не с президентом соседнего государства, а с руководством своего. Сообщение о том, что «Патриарх Кирилл будет молиться за мир в Украине», очень лестно, но при этом надо думать, что за мир в России Патриарх уже успешно и результативно помолился?
К сожалению, нет ответа и на вопрос, в качестве кого к нам приехал Патриарх Кирилл. Я думаю, что многих в Украине удивила новость, широко растиражированная за день до приезда главы русской церкви: «Патриарх Кирилл допросит Ющенко». Кто интересуется, может еще и сейчас найти этот пассаж на сайте «1+1» по адресу: http://tsn.ua/ru/ukrayina/patriarh-kirill-doprosit-yushchenko.html. Если здесь и есть домысел журналистов, то совсем чуточку, ибо Патриарх Кирилл дословно говорил так: «Тему религиозной жизни в Украине мы обсуждаем с разных точек зрения, и я полагаю, что мы продолжим этот разговор. Но, развивая этот тезис о положении религиозных организаций в Украине, я думаю, что в общении с Виктором Андреевичем я позволил бы себе поставить и некоторые конкретные вопросы», — сказал Патриарх Московский, отвечая на вопрос корреспондента УНИАН на встрече с ведущими украинскими СМИ, состоявшейся в Москве накануне его визита в Украину.
Не секрет, что даже слабое нынешнее вольнодумство УПЦ Московского Патриархата, которая все чаще проводит собственную политику, не по нраву Патриарху Московскому, который в своей патриархии старается установить жесткую линию, ведь Патриарха даже в России называют «Путиным от православия» и ярым государственником. Так, Священный Синод УПЦ МП публично назвал Голодомор геноцидом (в то время как РПЦ называет его только «трагедией»), прекращена деятельность агрессивных пророссийских православных братств и осужден чрезмерный культ царя Николая II, УПЦ МП допускает снятие анафемы с гетмана Мазепы. В обращении по поводу визита патриарха Синод УПЦ МП называет его, против обычая, не предстоятелем (то есть лидером) церкви, а только Патриархом Московским. Более того, все чаще в УПЦ МП допускается мнение о том, что пришло уже время объединения и преодоления раскола, о необходимости создания в Украине поместной церкви.
Допустим, что Патриарх Кирилл по этим вопросам не согласен с Президентом Украины Виктором Ющенко, хотя если церковь у нас действительно отделена от государства и если государству не позволено вмешиваться в дела церкви, то надо признать, что в такой же мере и церкви не позволено вмешиваться в дела государства. Но обязан ли при этом Патриарх Кирилл считаться с коллективным мнением УПЦ МП, которую он торжественно назвал самостоятельной и поместной церковью в Украине, по этим же вопросам, или он имеет право игнорировать ее мнение?
По всему видно, что Патриарх Кирилл приехал не затем, чтобы дискутировать, а затем, чтобы своим красноречием вразумить не столько паству, сколько служителей церкви. Это для них он строгий ревизор! Поэтому, когда по вопросам Голодомора и поместной церкви Патриарх возражал Виктору Ющенко, то эти возражения адресовались не столько Президенту Украины, сколько служителям и деятелям УПЦ МП — не смейте самовольничать! Во многих речах Патриарх Кирилл пропагандирует и отстаивает единство, но всем священникам он железным голосом втолковывал, как его нужно понимать: это не единство всей украинской церкви, а единство части украинских верующих УПЦ МП с РПЦ, и ни с кем более. В его устах «сохранить духовное единство православного народа» — это не призыв к единству всех украинских верующих между собой и со своим государством, а единство граждан Украины с иностранной державой, представленной у нас ее церковью.
«Живя в разных государствах, свято сохраним заповеданное святым князем Владимиром духовное единство. В этом единстве наша сила», — говорит Патриарх Кирилл, славящийся своими историческими знаниями, почему-то не осознавая, что князь Владимир не мог ни призывать к единству с Москвой, ни заповедать его просто потому, что тогда ее еще вообще не было. А тем более не мог говорить, что именно «в этом наша сила». Хотя тут весь вопрос в том, как понимать слово «наша». Ведь почти половина приходов РПЦ находится в Украине, а на Пасху, например, храмы в Украине посетило больше людей, чем в России. А каждая церковь — это значительный денежный доход, ведь приходы УПЦ МП — львиная доля рынка церковной продукции для РПЦ. И без Украины РПЦ уже не самая многочисленная православная церковь, ее соперничество с Константинопольским патриархатом тогда теряет смысл. Разве можно этого лишиться?
Вообще уже за первую неделю визита Патриарх Кирилл наговорил столько, что аналитики за голову берутся. «Мы прошли через страшные годы безбожия и в ответ на нашу декларацию, что мы хотим жить без Бога и строить мир без Бога, умылись кровью, разрушили свою страну. Но, к счастью, опомнились. Надеюсь, что вовремя опомнились», — говорил Патриарх. Где вы, историки? «Годы безбожия» — надо понимать, период коммунистического атеизма, не так ли? То есть период первой половины ХХ столетия. Но знает ли Патриарх Кирилл, что именно в это время мы, хоть и действительно «умылись кровью», но страна-то, которую Патриарх имеет в виду, то есть, вероятно, СССР, была не разрушена, а создана именно тогда — 31 декабря 1922 года. А большинство храмов было взорвано и перепрофилировано именно в 20—30-е годы и именно в той стране. А уже во второй половине минувшего века и не было такого смертельного безбожия — во всяком случае, до расстрелов священников и разрушения храмов не доходило! 80—90-е годы и вовсе можно считать ренессансом веры в Бога: полуразрушенные здания храмов, превращенные было в склады и конюшни, стали возвращать бывшим владельцам, а страна, как назло, именно тогда, а не в период безбожия, и развалилась. Ленина и Сталина, главных безбожников, создавших СССР, сложно представить в храме со свечками в руках, зато Ельцин и Кравчук, якобы «развалившие страну», стали завсегдатаями всех церковных праздников. Да и храм Христа Спасителя в Москве воссоздан уже при Ельцине, то есть в результате того, что развалился СССР. Так что не все сходится в словах Патриарха с действительной историей. На самом деле страну создали в самый разгар безбожия и распространили его на все объединенные ею территории, а когда постепенно вернулись к Богу, страна и развалилась. Есть ли здесь причинная связь, судить самому Кириллу, ведь он не может этого не понимать. Но тогда зачем же он нас обманывает? Зачем утверждает: «Но, к счастью, опомнились. Надеюсь, что вовремя опомнились»? Как это надо нам понимать? Как то, что предстоятель церкви, отделенной от государства, печется о возрождении разрушившегося государства, в котором она же, церковь, как и вся вера в Бога, получили практически смертельный удар, какого не знала ни одна церковь в мире? Да и кто опомнился-то? Что — у нас уже идут процессы восстановления СССР? Или Патриарх Кирилл этого только хочет? Именно с этим он хочет обратиться к своим верующим? То есть с призывом к пересмотру установившихся границ? И это дело Патриарха?
Патриарх Кирилл — ярый антизападник. Его неприятие Запада вполне очевидно следует из его выступления на «Интере» (и не только на нем), и оно строится на том, что на Западе, мол, одно «стремление к сытости», а здесь — уникальные нравственные ценности. Я специально следил за всеми речами Патриарха — сможет он хоть раз назвать хоть одну такую «нашу славянскую» ценность, которой бы не было на Западе? Не назвал. Его речи об этом превратились в оживленную игру словами, ведь реально на сытом Западе и моральных ценностей значительно больше, чем в России — и сытых, и духовных вместе взятых. Потому и стремится она еще со времен СССР туда, то есть к недостающей сытости, к потреблению, которое Патриарх Кирилл почему то в Украине осуждает с таким же запалом, как раньше в СССР это делал секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев, хотя уровни потребления в СССР и на Западе были несопоставимы ни по количеству, ни по качеству. Да и философия потребления сегодня совсем иная, чем тогда.
Мне почему-то кажется, что, громко говоря об успешности этого визита, сам Патриарх Кирилл в душе понимает, что на самом деле он не так уж и успешен. Хотя бы потому, что только слишком уж зашоренные зрители, наблюдающие за визитом, могут не понимать: Патриарх послан в Украину, чтобы церковными методами оттянуть Украину от Европы, задержать ее еще какое-то время в геополитической орбите России. Иначе почему бы он уже сейчас заявлял, что приедет в Украину еще раз уже в следующем году? Это нам предостережение: Украину на Востоке не считают и не собираются считать — даже иерархи РПЦ! — не только самостоятельным народом, имеющим право на самоопределение, и суверенным государством, но даже церковью, имеющей право на автокефалию. А чтобы мы этого не заметили, Патриарх Кирилл привез в Украину «славянские ценности» и «славянский мир», которые якобы нам, славянам из Украины, перестали быть свойственны. Или он опасается, что с некоторых пор «европейские ценности» и «украинские ценности» — это почти одно и то же?..
Отличительной особенностью визита Патриарха Кирилла является тот факт, что в нем поразительно минимизирована роль предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира. Он молчаливо, как тень, присутствует на фоне Патриарха Кирилла, который везде лидирует, как хозяин. Хотя и во время визита Патриарха Константинопольского Варфоломея, и во время визита Патриарха Алексия II митрополит Владимир был подлинным хозяином. В то же время Патриарх Кирилл на этом фоне с лихвой удовлетворяет свои амбиции управлять и желание влиять на политику, чего в самой России ему пока делать не дают. Еще и поэтому Патриарх Кирилл будет часто и с удовольствием ездить в Украину и в будущем, и приложит все силы к тому, чтобы направить в нужное русло «славянских ценностей» не только общественно-религиозную и политическую мысль в Украине, но и политические процессы, например, выборы будущего президента Украины.
Но все же... Украина — не Россия.