Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Леонид Кравчук командует Николаем Гоголем

2 апреля, 1999 - 00:00

Не так давно в Киевском военном лицее сменилось руководство. Начальником стал тезка экс-президента Украины генерал Леонид Кравчук, а филиал лицея, размещенный в Боярке, возглавил полковник Николай Гоголь. В такой вот неожиданной интерпретации всплыли вдруг имена двух великих людей. Ничего особенного в этом факте вроде бы и нет...

Примерно так думала и я, пока не услышала от знакомой, вернувшейся от сына-лицеиста из Боярки: «Представляешь, Николай Гоголь называет своих учащихся самыми умными, самыми красивыми, самыми стройными... Часто ли можно услышать в нашей жизни подобные эпитеты?» В самом деле, очень редко. Потому-то и поспешила я в Боярку — очень хотелось познакомиться с этим самобытным человеком. Когда ехала в электричке, воображение вдруг подбросило идею: не исключено, что этот человек может иметь с великим писателем кровное родство. Мой собеседник оказался крепким 40-летним мужчиной, в облике которого, возможно, когда-то и присутствовал романтизм, но его давно уже нивелировала военная служба. И все же...

— Вы действительно похожи, — произнесла я вслух. Николай Григорьевич меня понял:

— Мои родители считали себя одной из ветвей великого рода Гоголей. Якобы кто-то из наших предков переехал из Великих Сорочинцев в село Грабаровку под Пирятином. Но даже не эти свидетельства дают мне уверенность считать себя одним из многочисленных потомков писателя. Еще в юношеские годы я осознал в себе способности, которым, как мне кажется, обязан благородной крови этого украинского рода.

— Вы с особенной легкостью учились в школе?

— И не только в школе. С отличием закончил машиностроительный техникум, Киевское общевойсковое училище, после — с отличием и золотой медалью — Академию имени Фрунзе в Москве. Сейчас учусь на четвертом курсе Академии внутренних дел: хочу иметь юридическое образование. Мне бесконечно интересен этот мир, хочется все познать.

— А к гуманитарным наукам вас никогда не тянуло?

— Разве что к психологии. Мне ничего не стоит по взгляду определить, какой человек...

— Тут у вас истинное родство с великим тезкой. Писатель Гоголь был непревзойденным психологом, иначе разве могли бы мы помнить на протяжении десятилетий его Чичикова, Манилова, Коробочку?..

— Я бы назвал Николая Васильевича Гоголя гением человеческой проницательности. Не изучая специально психологии, он настолько глубоко видел человека, что сегодня все, вместе взятые, гороскопы и психологические школы не дадут такого знания о человеческой душе... На мой взгляд, этот писатель — эталон духовности на многие столетия. Признаюсь, я сейчас, занимаясь воспитанием лицеистов, часто делаю акцент именно на этом качестве. Ведь как бы мы интеллектуально ни пичкали юношей, ничего это не будет стоить, если в них не будет заложен воистину человеческий фундамент — духовность.

— Какие слова чаще других вы используете в своих воспитательных беседах?

— Чаще всего напоминаю ребятам, что они — самые красивые, самые умные, самые стройные и так далее, а наш Киевский лицей — лучший в мире.

— Похоже, вы активно пользуетесь советами Дейла Карнеги?

— Такой подход к воспитанию у меня — от бабушки и дедушки, от мамы и папы. В нашей семье всегда присутствовало уважительное отношение друг к другу. Отец гордился моими успехами, а когда я был курсантом, он в письмах обращался ко мне, вроде бы в шутку, по имени-отчеству. Теперь я понимаю тот прием: папа очень хотел, чтобы я уважал себя. Да и в остальном мой отец был необыкновенным человеком. Хотя прошло двадцать пять лет, как он умер, многие в Пирятине вспоминают Григория Тимофеевича и сегодня. В годы войны он возил маршала Мерецкова. Однажды по окончании войны маршал приехал к нам на Полтавщину, чтобы отыскать женщину, воспитавшую его военного водителя. Нашел мою бабушку и низко поклонился ей: мой отец в критических ситуациях грудью закрывал своего командира.

— Почему вас назвали Николаем?

— По имени одного из братьев отца, не вернувшегося с войны. Мои родители очень дорожили памятью... Собственно, именно память не позволила моему деду вырубить в послевоенные времена большой вишневый сад: рука его не поднялась на деревья, посаженные руками не пришедших с войны сыновей... Дед от зари до зари работал, чтобы хватило на налог, но сад свой сохранил.

— Николай Григорьевич, верите ли вы в существование нечистой силы?

— Если б не верил, не был бы, наверное, Гоголем... Сколько различных историй про нечистую силу слышали мои уши в детстве! Бабушка любила рассказывать их при свете лампы. Самая яркая из этих историй.. о корове. У нас была прекраснейшая корова, ни у кого в округе не было такого вкусного молока. Но если дед не стоял в сарае во время доения, буренка так выражала свое беспокойство, что бабушка летела вместе с подойником от удара ее ноги. Сейчас все эти чудеса я понимаю уже совсем по-иному. Да, есть среди нас люди, обладающие отрицательной аурой. Они могут сделать так, что человек посреди теплого ясного дня вдруг начнет замерзать или падать в обморок...

— Как следует защищаться в подобных случаях?

— Надо сохранять душевное равновесие. А это возможно лишь в том случае, если будете хранить в сердце веру, а в отношениях с людьми — порядочность и честность. Но главное — не посылать злых мыслей своим врагам. Наоборот, нужно искренне желать им добра. Только так можно победить...

— Вы ходите в церковь?

— Да. Очень люблю деревянную церквушку в селе Зазимье под Киевом. Это удивительный храм: во время войны все вокруг сгорело дотла, лишь он остался. Когда подхожу к этой церкви, чувствую исходящее от нее необыкновенное сияние...

Татьяна НЕТУДЫХАТА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ